«Даже старшее поколение перешло в онлайн»: что ждет финтех в 2021 году

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Что изменилось на рынке финтеха в 2020 году, какие задачи сейчас стоят перед его участниками и что нас ждет в 2021-м, рассказывают эксперты отрасли

Прошедший 2020 год стал неоднозначным для финтех-рынка: с одной стороны, всеобщий переход в онлайн дал импульс к развитию финансовых инноваций. С другой — индустрия не могла не ощутить на себе связанный с пандемией кризис. Но так или иначе, прошедший год принес всей отрасли большие перемены, причем связаны они не только с ускорением цифровизации финансов: банкинг начал смещаться на территорию бизнеса, платежные карты уступили место мобильным приложениям, финансовые операции стали более «невидимыми» и бесшовными — и это только небольшая часть того, с чем столкнулись компании в последнее время.

Нет победителей и проигравших: об итогах 2020 года

Борис Дьяконов, сооснователь банка «Точка»:

«С одной стороны, эпидемия коронавируса стала драйвером для финтеха — достаточно посмотреть, как изменился рынок онлайн-платежей в России и в мире. С другой стороны — она повлекла за собой кризис, последствия которого затрагивают всех: от крупнейших банков до финтех-стартапов. Молодым российским компаниям особенно сложно, поскольку они и прежде сталкивались с трудностями при привлечении инвестиций, а теперь и вовсе должны задумываться о выживании. Банки же несут существенные риски из-за отложенных последствий финансового кризиса, которые до сих пор никто не может точно спрогнозировать. Нет однозначных победителей и проигравших — многое зависит от стратегии компании и ее умения подстраиваться под обстоятельства».

Андрей Протопопов, CEO платежного сегмента группы QIWI:

«Сейчас игроки финтех-рынка сосредоточили свои силы на разработке дополнительных сервисов: в авангард вышли решения по ИТ-безопасности, риск-менеджменту, удаленной проверке бизнес-партнеров и KYC-системы.

Усилился и тренд нишевизации — компании уходят от универсальных моделей в пользу сервисных. На место массовых решений выходят кастомные сервисы, точечно покрывающие запросы клиентов.

Онлайн — новая реальность, поэтому финтех-бизнес и дальше продолжит создавать кастомизированные и бесшовные сервисы. Усиление нишевизации станет драйвером конкуренции и улучшения клиентского опыта. Ни бизнес, ни конечные клиенты не будут возвращаться в офлайн».

Фото:Eva Plevier / Reuters
Экономика инноваций Найти свою нишу: пять бизнес-моделей будущего в ретейле

Реанимация и просвещение: основные задачи

Сергей Леонидов, генеральный директор финансового маркетплейса Сравни.ру:

«Главные задачи в ближайшем будущем связаны с ростом аудитории — даже старшее поколение перешло в онлайн.

Во-первых, это поддержание качества услуг и персонализированного сервиса при таком большом потоке обращений. Для этого компаниям необходимо быстро реагировать на изменения и проводить трансформацию внутренних процессов и технических возможностей платформ.

Во-вторых, нужно обеспечить безопасность бизнеса и клиентов. Важно не только работать над внутренней кибербезопасностью, но и заниматься просвещением своих пользователей. От того, насколько хорошо потребитель понимает правила защиты своих данных, зависит функционирование самой компании».

Андрей Протопопов, CEO платежного сегмента группы QIWI:

«Сейчас перед экономикой в национальном масштабе стоит задача по восстановлению к докризисным показателям и росту, и это займет минимум два года. От пандемии пострадали страхование, кредитование, под удар попал малый и средний бизнес, необанки, которые обслуживали малый и средний бизнес. Они начнут искать новые ниши, иначе в постпандемийной реальности им не найдется места.

Со стороны государства основной задачей будет обеспечение рынка доступными финансовыми инструментами, с помощью которых компании смогут лучше адаптироваться к новым условиям. Например, таким инструментом может стать факторинг — более доступный бизнесу в отличие от кредитов. Так как многие компании меняют векторы работы, чтобы нивелировать негативные эффекты пандемии, им потребуется помощь в восстановлении своего оборотного капитала».

От соперничества к коллаборации: банки vs необанки

Игорь Калганов, генеральный директор ГК Иннотех:

«Сегодня мы наблюдаем, как традиционные банки пытаются угнаться за трендами цифровизации сферы финансовых услуг. В это время на рынке стремительно растет доля финтех-стартапов, которые способны быстрее крупных компаний адаптироваться под новые реалии и создавать инновационные сервисы.

Им проще масштабироваться под запросы потребителя, а их продукты легче интегрировать в крупные компании, в том числе совершенствовать под задачи каждого отдельного заказчика. Поэтому именно молодые игроки рынка сегодня так привлекательны для инвесторов.

Фото:Alexander Sinn / Unsplash
Индустрия 4.0 От большого к малому: как стартапы помогают искать идеи крупному бизнесу

Уверен, что в ближайшем будущем мы будем наблюдать все больше взлетов стартапов, которые заберут свои куски от огромного банковского пирога. Если банки оперативно не отреагируют на новые правила игры, то их долю постепенно будут забирать быстрорастущие международные стартапы, у которых нет проблем с доступом к капиталу».

Борис Дьяконов, сооснователь банка «Точка»:

«В 2021-м мы увидим больше коллабораций между традиционными банками и стартапами, причем не всегда в пользу первых. Интересные трансформации начались еще год назад — так, в начале 2020 года финтех-стартапы начали скупать небольшие банки. Например, американский сервис займов Lending Club приобрел бостонский Radius Bank — относительно молодой банк, основанный в конце 1980-х годов.

Финтех-стартапы получают все больше рычагов влияния на рынке — этому способствует и развитие открытых API, и регуляторные изменения, и распространение финансовых маркетплейсов. Думаю, мы увидим немало историй быстрого взлета и, вполне вероятно, быстрого падения некоторых новичков, которые не были готовы к столь стремительному росту».

Андрей Протопопов, CEO платежного сегмента группы QIWI:

«Еще два-три года назад традиционным банкам предрекали смерть и забвение, а на их место прочили необанки как новую бесспорно эффективную модель. Время показало, что классические банки неплохо адаптируются к изменениям — добавляют в свои приложения небанковские опции (заказ такси, курьерская доставка, онлайн-кинотеатры), наращивают партнерства с другими участниками рынка и предлагают в коллаборации с ними новые сервисы своим клиентам.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения

Если говорить конкретно о России, то на наши лидеры инноваций — это крупные организации. Зрелость и высокая развитость банковской структуры позволяют банкам создавать инновационные сервисы, что делает наш платежный рынок самым развитым в мире.

«Побочный эффект» — стартапам сложно удивить рынок своими разработками. Кроме того, инфраструктура принадлежит тем самым банкам, и нет надстройки для стартапов, куда они могли бы подключиться и развивать свои сервисы. Поэтому будущее рынка зависит от кооперативной конкуренции и коллабораций зрелых участников с более молодыми».

Банкинг во всем: перспективы на 2021 год

Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка:

«Первый тренд — клиентоцентричность. Развитие продукта все в большей степени будут определять не компании, а клиенты. Финтех-компании создают целые отделы, которые занимаются изучением спроса и проектированием клиентского опыта.

Второй тренд — кибербезопасность. Новые возможности в цифровом пространстве порождают и новые риски. Финтех-компании, не обеспечивающие должный уровень сохранности данных и защиты активов клиентов, не смогут оставаться конкурентоспособными.

Третий тренд — формирование экосистем. Чтобы удовлетворить весь спектр клиентских потребностей, которые сейчас распространяются не только на финансовые услуги, банки будут вынуждены создавать свои экосистемы. Банки должны стать финтех-компаниями, сочетая надежность финансового учреждения с технологичностью и гибкостью стартапов».

Фото:Валерий Шарифулин / ТАСС
Индустрия 4.0 Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать

Борис Дьяконов, сооснователь банка «Точка»:

«В этом десятилетии финтех достигнет зрелости. Его характерные признаки:

  • более спокойная динамика роста стартапов;
  • развитие нишевых продуктов;
  • увеличение числа прибыльных проектов (пока в плюс выходят лишь единичные компании).

Стоит обратить внимание на сервисы для малого и среднего бизнеса, а также продукты для массовой аудитории — это могут быть как платформы для инвестирования или p2p-займов, так и приложения для формирования накоплений, составления бюджета, управления активами.

Еще один важный тренд — это развитие различных комьюнити, в том числе за счет финансовых инфлюенсеров.

В целом, мы движемся примерно в том же направлении, что и мировой финтех-рынок, но некоторые особенности все же есть. Например, относительно недавно в стране появилась категория самозанятых — это пока еще не закрытая предложением ниша, на которую в ближайшие пару лет многие стартапы обратят внимание».

Андрей Протопопов, CEO платежного сегмента группы QIWI:

«Первый тренд — банк как агрегатор ценности. Клиентам нужен набор конкретных инструментов для решения различных жизненных ситуаций. Поэтому банки уходят от сугубо платежных функций к lifetime-сопровождению и эдвайзингу по здоровой финансовой жизни.

Фото:Unsplash
Футурология Необанки и lifetime-советники: банковские инновации ближайших десятилетий

Второй тренд — банкинг во всем. Поскольку ценность для клиентов сейчас представляет сам сервис, на финансовое поле вышли технологические гиганты. Они включают в свои платформы и экосистемы финансовые сервисы и упрощают жизнь клиента во всех ее аспектах.

Третий тренд — модель подписки. Обеспечивая клиенту обслуживание и сопровождение по всем сферам в течение всей жизни, игроки финансового рынка начнут переходить на подписную модель оплаты. Она уже точечно применяется среди крупных экосистемных игроков.

Четвертый тренд — рост инвестиционных продуктов как альтернативных источников дохода. В пандемию многие люди лишились работы, части или всего дохода. Неудивительно, что они начали искать альтернативные источники дохода, среди которых были и приложения для инвестиций».


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Трендов и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 25.02.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть