Технологичные сервисы, построенные на системах видеонаблюдения и больших данных, обсуждали спикеры онлайн-конференции «Открытые инновации»:
Как инновации помогают в застройке
Виктор Адамов, президент девелоперской компании «Галс-Девелопмент», рассказал, что главный тренд среди застройщиков сейчас — «умные» ЖК и бизнес-центры, где все охвачено онлайн-сервисами — от парковки до ремонта или охраны. Покупатели и арендаторы обращают внимание на это как на преимущество.
Но технологии помогают уже на этапе подбора помещения для покупки или аренды. К примеру, для бизнес-центра «Невская ратуша» площадью 150 тыс. кв. м создали детальную 3D-модель, где можно рассмотреть каждый уголок и прицениться к помещению.
Онлайн-сервис от ВТБ «Жилищная экосистема» помогает выбрать квартиру или офис по заданным параметрам, спланировать ремонт, а потом — вызвать сантехника, заказать еду или уборку.
Здесь хорошо виден еще один важный тренд: крупные банки и ИТ-компании превращаются в маркетплейсы и агрегаторы услуг, охватывая все сферы жизни покупателей. В том же направлении движутся и девелоперы: уже совсем скоро можно будет отправить и согласовать проектную документацию онлайн.
Наконец, платформа Дом.РФ — это единый сервис для инвесторов, жильцов и застройщиков, который помогает на каждом этапе.
Большие данные для автовладельцев
Вадим Сахонько, руководитель проектов НП ГЛОНАСС, представил проект «Автодата», который с помощью системы ГЛОНАСС собирает данные об автомобилях и дорожной инфраструктуре. В проекте участвуют Федеральное дорожное агентство, Минпромторг, «Роскосмос», Росавтодор, «Яндекс», ГАЗ и другие.
В 2019 году национальная телематическая платформа получила 325 млн руб. из федерального бюджета. Среди главных задач — создание единых сервисов «умной» дорожной сети, «умной» автомагистрали и страховой телематики. Предполагается, что на платформе «Автонет» будут создавать онлайн-приложения для автолюбителей, операторов «умного» транспорта, лизинговых и логистических компаний.
Спрос на цифровизацию
Михаил Тыкучинский, директор по развитию фонда «Сколково», считает, что люди стали полностью зависимы от технологий: начиная с доставки еды, заканчивая отслеживанием контактов с коронавирусными больными. С ним согласился Игорь Зимин, вице-президент по прикладным проектам «Ростелекома». Пандемия ускорила цифровизацию всего и вся, и теперь технологии — это не просто инструмент, а основа для большинства продуктов и услуг.
Главные потребности городских жителей связаны с безопасностью, прозрачностью данных, простой коммуникацией и управлением различными процессами, а также комфортом и качеством жизни. Отсюда — три главных направления цифровизации городских сервисов, в которых участвует «Ростелеком»:
- Безопасность
- Управление
- Комфорт
В рамках федеральной программы «Безопасный город» создаются единые системы видеонаблюдения, сбора данных и оповещения на городских улицах. Сейчас в Москве работают 200 тыс. камер, еще 41 тыс. — в Санкт-Петербурге, 2,5 тыс. — в Тюменской области. Все они объединены интеграционной платформой.
Это позволило на 75% снизить уровень уличной преступности. Однако тут же возникла «кочующая преступность»: когда нарушители перемещаются из одного города, где установили камеры, в соседний, где их пока нет. В будущем также можно будет проследить весь путь ребенка от школы до квартиры, чтобы убедиться в его безопасности.
Системы мониторинга помогают и в борьбе с экологическими катастрофами. Они предупреждают их, вовремя оповещая о надвигающемся бедствии, и позволяют анализировать уже случившиеся. Время реагирования на чрезвычайные ситуации в Республике Алтай сократилось с 60 до 40 минут, при этом число жертв снизилось на 30%.
Но главное — системы видеонаблюдения помогают более эффективно управлять ЖКХ. С ними проще следить за состоянием подъездов и придомовых территорий, вывозом мусора и парковками. Если раньше инспектор АТИ лично обходил до 70 домов, фиксируя нарушения с помощью планшета, то сейчас он следит за 700 домами с помощью онлайн-платформы.
Системы «умного» транспорта и мониторинга городских дорог помогают лучше справляться с пробками и авариями, следить за нарушениями ПДД. На «умных» остановках можно зарядить гаджеты и подключить Wi-Fi, а также сообщить о происшествии.
Главный вывод: «умный» город — это безопасный и комфортный город.
Что государство делает для развития «умных» городов?
Максим Егоров, замминистра строительства и ЖКХ, рассказал о нацпроекте «Жилье и городская среда», который включает в себя четыре федеральных проекта, в том числе, цифровизацию стройки и проект создания комфортной городской среды.
Под комфортной городской средой в Минстрое понимают инновационные системы отопления и водоснабжения, благоустроенные дворы и подъезды, доступную среду для людей с ограниченными возможностями, а также — «умный» транспорт и городскую застройку.
В рамках умного города внедряют следующие технологии:
- цифровые двойники для всех городских сетей, коммуникаций и сервисов — чтобы ускорить обмен между ними;
- энергоэффективные технологии — умное освещение, автофиксация и оцифровка всех нарушений ПДД и административных нарушений;
- ГИС ЖКХ — платформа для онлайн-собраний ТСЖ с цифровыми протоколами;
- онлайн-голосования по проектам городского благоустройства в рамках единой цифровой платформы;
- центры управления ЖКХ и благоустройством в регионах в режиме онлайн.
Как локальные сервисы влияют на городскую среду
Александр Ручьев, глава компании «Основа», назвал «умный» город мифом. Он считает, что в глобальном плане наша инфраструктура к этому не готова. Зато локальные сервисы, создаваемые частными компаниями, уже влияют на городскую среду. Именно за ними будущее в плане комфорта и безопасности для горожан.
Например, камеры наблюдения не могут переломить ситуацию с преступностью. Но они помогают собирать данные о том, как устроена городская среда и как люди ведут себя в ней. Эти данные полезны для создания сервисов, которые решают конкретные проблемы и закрывают уязвимые точки.
Вот примеры таких сервисов:
- шеринг автомобилей и парковок между соседями;
- системы безопасности в домах и вокруг них;
- умные озонаторы и УФ-лампы для обработки лифтов;
- бесконтактная доставка через постаматы с дезинфекцией посылок.
Девелоперам тоже стоит обратить внимание на локальные сервисы. В первую очередь, это биологическая безопасность в условиях пандемии, а также — интеграция с сервисами доставки, банковских услуг и связи.
Большие и персональные данные — частные или общие?
Развитие локальных «умных» сервисов, по словам Ручьева, упирается в серьезные ограничения со стороны государства. Это связано в первую очередь с доступом к персональным данным. Ни о каких глобальных инновациях нельзя говорить, пока коммерческие и государственные сервисы не смогут обмениваться данными и работать в связке друг с другом.
Кто должен распоряжаться данными, которые собирают городские сервисы? Государство как есть основной заказчик? Или сами жители как потребители услуг? 3имин считает, что у каждого должен быть доступ, как минимум, к тем данным, которые касаются лично его. Это можно реализовать на платформе «Госуслуги» или других агрегаторов.
По мнению Егорова, государство должно защищать персональные данные, чтобы они не утекали в открытые источники. С ним отчасти согласен Олег Дубнов, вице-президент фонда «Сколково». Но роль государства он видит еще и в разработке единых стандартов и KPI для «умных» сервисов.
Чтобы «умный» город стал реальностью, в ближайшие три года нам предстоит изучить весь огромный массив данных и научиться использовать его для своих целей. Например, для прикладных исследований, которые помогут разработать новые технологии. Вторая важная цель — наладить взаимный обмен между всеми городскими службами и обеспечить онлайн-доступ к данным.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.