Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Цифровые агентства недвижимости: как мы будем покупать квартиры в 2020-х

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
Потребность бизнеса и клиентов в цифровизации сегодня стараются учитывать как крупные агентства, так и одиночные риелторы. Каким будет процесс купли-продажи жилья через несколько лет?

Об эксперте: Василий Суворов, эксперт по технологическому развитию акселератора ИТ-проектов в сфере недвижимости от Glorax Infotech.

Грамотное внедрение технологий позволяет значительно ускорить рутинные процессы купли-продажи жилья и создает возможности для внедрения новых удобных моделей взаимодействия продавцов и покупателей. Какие технологии внедряют на рынке недвижимости и к чему стремится индустрия?

Процесс поиска и подбора подходящего варианта жилья

Пожалуй, это главное, на что технологии повлияли в большей степени. Выбор квартиры уже меньше ассоциируется с бесконечными просмотрами объявлений с плохими фотографиями и попытками дозвониться продавцу, чтобы задать уточняющие вопросы. Умные системы поиска со множеством фильтров, использующие большой массив постоянно обновляющихся данных, значительно упрощают рутинные задачи. Подтверждение этому сервисы ЦИАН, Яндекс.Недвижимость, Дом.Клик и другие.

Российский рынок будет стремительно двигаться в сторону максимальной персонализации. В скором времени алгоритмы будут выдавать каждому пользователю ограниченное количество релевантных вариантов с учетом его достатка, динамики цен в том или ином районе, пожеланий по планировке, инфраструктуре, локации и даже ремонту.

Как работает персонализированная реклама: подкаст РБК Тренды Фото:РБК Тренды

Например, уже есть сервисы, в основе которых лежит машинное обучение и искусственный интеллект, осуществляющие автоматическую оценку недвижимости, прогноз стоимости недвижимости для новостроек и вторичного рынка жилья: Profitbase Ai (объединяет решения для девелоперов, например CRM, личный кабинет покупателя, BI-дашборды - интерфейсы с доступным отображением информации), FinCase и другие.

Кстати, сервис FinCase – это аналог американского Zillow, который монополизировал все сделки с недвижимостью. Zillow ежемесячно пользуются порядка 26 млн человек, начиная от агентов недвижимости и заканчивая ипотечными агентствами и собственниками квартир. Сервис обрабатывает данные по миллионам объектов: планировки, стоимость обслуживания, налоги. А также аккумулирует информацию обо всем, что может быть связано с недвижимостью: оценивает качество комфорта проживания, оснащенность инфраструктурой и даже уровень образования в близлежащих школах, исходя из среднего балла учеников.

Виртуальная «примерка» квартиры

Что касается встреч с продавцами квартир, то их количество сегодня также можно минимизировать. Все большее распространение получают 3D-туры, позволяющие побывать в квартире, оценить ее состояние, и даже пройтись по лестничной площадке, а затем – прилегающей дворовой территории. Решений для таких удаленных визитов в интересующие квартиры на рынке уже около десятка, например, в цифровом агентстве «33 слона» используют решение от Roomee.

Технологии идут дальше – уже появляются первые решения, превращающие любые фотографии и даже нарисованную от руки планировку квартиры в 3D-модель. При этом алгоритм распознает, где спальня, кухня или санузел и моделирует соответствующий ремонт и меблировку. Конечно, пока это довольно сырые решения, но скоро мы будем пользоваться сервисами, которые позволят, сфотографировав помещение на телефон, за считанные минуты протестировать различные стилистические решения в квартире. Например, можно будет увидеть жилье с «бабушкиным» ремонтом или даже в бетоне в совершенно в новом свете.

Как заработать на посуточной аренде премиального жилья в Крыму Фото:Shutterstock

Уменьшение бумажной волокиты

Современные цифровые агентства недвижимости, например, “Этажи”, М2 и другие, пользуются электронным документооборотом и могут провести сделку, выставить счет, принять оплату, заключить или расторгнуть договор удаленно.

Юридические услуги, оформление ипотеки, страховка и помощь с налоговыми органами входит в спектр таких услуг: можно забыть про очереди, бесконечные звонки и беспокойство потерять ту или иную справку. Текущий статус сделки будет отображаться в личном кабинете, там же будут храниться все документы. Со стороны клиента необходимо будет получить квалифицированную цифровую подпись, но и с этим агентства помогают. В качестве удачного примера можно привести сервис «ДомКлик» от Сбера.

Что такое цифровая трансформация? Фото:Simon Dawson / Bloomberg

Прозрачные схемы работы

Рост числа цифровых агентств и повышенный спрос на их услуги в период пандемии означает, что серый рынок недвижимости «обеляется» у нас на глазах. Непрозрачные схемы работы уходят в прошлое: все необходимые этапы, сроки исполнения и ответственные лица четко прописаны. К тому же, можно не опасаться переплаты: хаотичное ценообразование невозможно, когда у покупателя и у продавца есть наглядный срез цен в городе и их динамика по другим объектам той же категории. На рынке появляется множество предложений, позволяющих сделать моментальную оценку недвижимости. Все это реализовано благодаря алгоритмам по анализу ретроданных по стоимости и текущего состояния рынка. На ЦИАНе, например, можно воспользоваться сервисом оценки квартиры и узнать ее рыночную стоимость, сравнить с ценой схожих предложений на рынке.

Предварительная юридическая оценка

Предварительную юридическую оценку квартиры уже сейчас можно сделать без обращения к юристу, за один день. На рынке существуют сервисы, которые позволяют это сделать автоматизированно. Чистота недвижимости и ее собственников проверяется через открытые данные из Росреестра, базы МВД, ФНС и т.д. В рамках акселератора от Glorax Infotech существует проект с сервисом Realty Cloud, который как раз решает эту задачу.

Агентства недвижимости сегодня все больше осознают преимущества цифровизации и стараются автоматизировать все рутинные операции и свести к минимуму человеческий фактор, а вместе с ним и риски ошибок:

  • автоматизируются все процессы, связанные с куплей-продажей недвижимости. За счет одного нажатия кнопки объявление о продаже появляется на всех выбранных агрегаторах. Такая опция есть, например, в сервисе Jcat;
  • стоимость объекта оценивает искусственный интеллект, который учитывает данные по конкретному району, курсы валют и прогноз роста цен;
  • договор бронирования заключается онлайн, используются цифровые подписи. Пример: SmartDeal.pro.
  • заявка на ипотеку оформляется дистанционно и рассылается в банки, подключенные к системе;
  • сделки проверяются автоматизированными инструментами, которые минимизируют человеческий фактор;
  • специальный софт собирает всю необходимую юридическую информацию по объекту, проверяет задолженность, обременения и историю квартиры. Пример: Realty Cloud.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: