Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Туризм «ВКонтакте»: кто и как путешествует по России?

Фото:Vladimir Fedotov / Unsplash
Фото: Vladimir Fedotov / Unsplash
Социальные сети помогают создавать новые бизнес-модели. РБК Тренды поговорили с предпринимателями в сфере туризма о том, как они продвигают бизнес VK, о влиянии пандемии и тренде на внутренний туризм

Александр Куроптев, «Get Karelia». Проводит сплавы, походы и экскурсии в Карелии и на Кольском полуострове.

Михаил Каспаков, «Дух приключений». Предлагает активный отдых в Крыму разного уровня сложности: от каякинга до йога-туров.

Оксана Туганова, «Серфлагерь на Горьковском». Уже десять лет ведет свою группу «ВКонтакте», где предлагает снять дом на берегу Горьковского водохранилища, или провести там свой ивент.

Как возникла идея создания бизнеса?

Михаил: Бизнес вырос из хобби. В походы мы ходим уже седьмой год, сначала выходили сами, с друзьями, потом уже все больше, больше и больше. Больше походов, больше восхождений — и пришла идея организовать дело.

Оксана: Наш бизнес начался с территории в лесу. Там нужны были хозяйственные помощники и клиенты — об этом нужно было как-то доносить, рассказывать, что у нас ежедневно происходит.

Александр: Здесь не будет красивой истории. Мы просто сами любим туризм и ходили на сплавы, в походы. У моего партнера уже был большой опыт работы в туризме. Однажды просто решили создать свою компанию с большим акцентом на сервис. Мы набираем небольшие группы в походы для более комфортного отдыха, используем только качественное, проверенное снаряжение.

Как коронавирус повлиял на вас?

Александр: Коронавирус повлиял на нас больше отрицательно, нежели положительно. Основной сезон сплавов в Карелии начинается в мае, а мы сидели с конца марта до 15 июня, и нам было запрещено вообще работать. Также мы купили новое снаряжение на майские праздники под большую группу, а группа в итоге не приехала — попали в кассовый разрыв.

Фото: Екатерина Гусева
Фото: Екатерина Гусева

Стал ли внутренний туризм популярней? Да, стал. Летом запросов было очень много, часть мы не успевали обработать, часть узнавала цены и пропадала. Было много вопросов из разряда: «а 10 тыс. руб. за сплав — это с группы?»

Михаил: Нельзя сказать однозначно, факторов тут много. Есть те, кто не поехали за границу, а чтобы отпуск не пропал, начали путешествовать по России. А кто-то из-за пандемии вообще никуда не поехал.

В этом сезоне туристов было много. Но и в целом туризм как ниша развивается каждый год. Все больше людей начинают смотреть в сторону природы. Они хотят чего-то нового и открывают для себя новые регионы.

Фото: «Дух приключений»
Фото: «Дух приключений»

Почему вы выбрали «ВКонтакте» для продвижения ваших путешествий?

Михаил: Мы выбрали в итоге две площадки: VK и Instagram. Под определенную целевую аудиторию «ВКонтакте» подходит больше — тут она больше ориентирована на длительные походы.

Это более взрослые, осознанные люди, для которых медиа-составляющая менее ценна: какие-то сногсшибательные видео не представляют большого интереса, им важен сам процесс, сама организация похода, путешествия.

Александр: На самом деле речь не только про «ВКонтакте» — у нас есть сайт, который с VK сейчас делит приходящий трафик примерно поровну. С сайта запросы более горячие, а «ВКонтакте» в основном поставляет «холодный» трафик, с которым потом нужно работать, так как зачастую у людей много страхов по поводу походов и сплавов, и очень сложно продавать прямо в лоб. Хотя бывает и такое. С сайтом другая история. Человек в 90% случаев уже готов ехать.
Аудитория в VK разновозрастная. Если посмотреть на статистику группы, то наша целевая аудитория — это мужчины и женщины, которые живут путешествиями, возраст от 25 до 55 лет. Это основная часть наших подписчиков.

Как продвигать страницу своего бизнеса?

Михаил: В сообщество вступили все наши друзья, знакомые, друзья друзей — в общем, все те, кто нас знает. Потом мы уже начали масштабироваться, давать рекламные объявления. Покупаем таргетированную рекламу, прибегаем к помощи специалистов по настройке рекламы. Обрисовываю задачу, и специалист настраивает рекламу именно на ту аудиторию, которой я хочу показать свое предложение.

Оксана: У нас проходит много мероприятий, на них приезжает немало людей, которые рассказывают о нас своим друзьям. Подписчиков нам дарят наши фестивали и сарафанное радио. Ну и сама зона (Горьковское море) популярна у наших туристов.

Фото: «Серфлагерь на Горьковском»
Фото: «Серфлагерь на Горьковском»

Александр: Началось все примерно полтора года назад, когда мы заказали тестовую рекламную кампанию у одного «специалиста» и спустили деньги на ветер. Чтобы такого не повторилось в будущем, я решил сначала разобраться в вопросе самому и купил курс по обучению таргетингу. Тогда у нас в группе было всего около 1 тыс. человек, спустя год группа выросла в десять раз. Подписчиков набирали только за счет рекламы, никаких черных методов. Смысла от ботов никакого.

После обучения я прошел отбор в конкурс грантов «ВКонтакте» #яделаюбизнес, но грант я тогда не получил. В январе этого года я прошел еще один обучающий марафон по рекламе, в сентябре — курс по созданию рекламных креативов, а сейчас началось еще одно большое обучение.

Фото: Екатерина Гусева
Фото: Екатерина Гусева

Мы используем практически все форматы рекламы в VK, кроме тизерной и рекламы на маркет-платформе, где можно покупать посты в различных группах. Также я не использую рекламу в историях.

Универсальная запись, карусель, запись с кнопкой, реклама сайта, реклама товаров — эти форматы мы используем. Последний год разработчики активно улучшают алгоритмы рекламы и пытаются максимально упростить и автоматизировать продвижение. Если несколько лет назад необходимо было собирать все базы для рекламы с помощью парсеров, то сегодня можно без большого труда настроить рекламу из кабинета, и она будет работать. Также VK часто проводит акции. Например, всю весну они возвращали бюджет, потраченный на рекламу с мобильного, а недавно можно было получить 53 тыс. руб. на рекламу предпринимателям из арктической зоны. Поэтому сегодня на платформе «ВКонтакте» есть хорошие возможности для рекламы.

Как вы ведете свою страницу?

Михаил: Мы рассказываем о том, куда можно сходить, о себе (и куда мы сами ходим), о своих благотворительных акциях. О том, как мы исследуем Крым, и о том, что в походах нет ничего страшного.

Есть много мыслей о том, чем разбавлять контент, давать больше полезных вещей. Например, рассказывать, какое снаряжение нужно начинающему походнику.

Фотоотчеты — тоже важная составляющая. Ими занимается отдельный человек, который идет в поход в составе группы: он снимает фото, записывает видео. Гид не может выполнять две задачи одновременно (и фотографировать, и вести группу).

Фото: «Дух приключений»
Фото: «Дух приключений»

Александр: Сначала мы генерируем сразу 40-50 идей для постов, потом из них отбираются те, которые кажутся нам интересными, и под них уже выбираем формат поста.

Также каждую неделю можно посмотреть статистику в группе и увидеть, какой формат постов сработал лучше всего, на это и будет сделан акцент. Каждый пост публикуется под определенное целевое действие, которые есть в социальных сетях. Есть золотое правило: один пост — одно целевое действие. Ошибочно думать, что пользователь поставит лайк, сделает репост, напишет комментарий. Например, различные подборки лучше репостят, тематическому юмору ставят больше лайков, а на спорные темы пишут больше комментариев. Каждый пост желательно писать так, чтобы у человека единственным логичным действием после его прочтения было то действие, которое вы хотите получить от него. И, конечно, в группе должны быть только живые подписчики. Боты никогда не сделают страницу живой.

Фото: Екатерина Гусева
Фото: Екатерина Гусева

К фотографиям строгих критериев нет. Сейчас есть запрос на живые и естественные фото, даже если они не идеального качества и сняты на телефон. Большую часть фотографий в паблике сделали наши туристы.

Расскажите про ваших туристов: кто путешествует по России?

Оксана: Это взрослые, осознанные люди, достаточно обеспеченные, которые понимают, как они хотят отдыхать. Можно сказать, творческая интеллигенция. Часто ориентированные на спорт, на ЗОЖ и любовь к природе.

Михаил: Очень разнообразные люди. Я еще сам не определил для себя все критерии, по которым их можно было бы объединить в группы. Большая часть едет из центральной России, но есть и те кто приезжает из Екатеринбурга, Норильска, из-за Урала.

Их всех объединяет любовь к природе, стремление вернуться к первоистокам, «с чего все начиналось». Люди устают от мегаполисов, напряжения, постоянных стрессов, им нужна перезагрузка.

Фото: «Дух приключений»
Фото: «Дух приключений»

А еще они ищут единомышленников. Часто такое бывает, что в компании появляется человек, который хочет выезжать на природу, открывать для себя новое, начинает этим гореть. А его друзья, сверстники, этого не поддерживают, и человек чувствует себя белой вороной в своем коллективе. И он начинает искать людей, близких ему по духу. Попадая к нам в компанию, такие люди объединяются, становятся друзьями, и по завершению похода уже не хотят расставаться.

Александр: Определить нашего целевого клиента в двух словах можно так: человек с активной жизненной позицией, любящий отдых на природе, — это стиль жизни скорее, нежели профессия, возраст или что-то еще.

Внутренний туризм — новый тренд?

Оксана: Да, особенно сейчас. Хотя, все относительно: это зависит от того, что мы можем предложить, как меняются наши условия. Сейчас летом приехало больше людей, потому что случился коронавирус, или потому что у нас появилось электричество и горячий душ, а не потому что произошел скачок во внутреннем туризме.

Фото: «Серфлагерь на Горьковском»
Фото: «Серфлагерь на Горьковском»

Александр: Не думаю. Туризм родился не вчера и не позавчера. Много туркомпаний работает уже по 15-20 лет на рынке туризма. По России путешествовали и до коронавируса. Ходили на сплавы и в походы, ездили на юг, путешествовали по городам и регионам. Из-за пандемии им просто стали интересоваться чаще.

Какие у вас планы на будущее?

Оксана: Мы планируем расширяться — набирать аудиторию, развивать новые проекты, строить новые дома. Мы проводим кулинарные и творческие мастер-классы, танцевальные ивенты, планируем фестиваль поэтов — очень много будущих мероприятий, всего и не озвучишь.

Александр: Помимо стандартных туров мы также любим делать индивидуальный отдых. Сейчас будем развиваться в этом направлении и работаем над сервисом. Проходим обучение в компании, которая организовывает индивидуальные программы для VIP-сегмента по всей России. Уже есть заявки — это радует.

Второе направление — иностранный рынок. Собираемся участвовать в выставке в Германии в 2021 году.

Михаил: У нас открываются новые направления: Кавказ, Грузия, Алтай; треккинг, восхождения. Постепенно компания будет расти в разные регионы, давая туристам, которые с нами уже путешествовали, возможность присоединиться к нам и в следующем сезоне. У нас формируется определенное комьюнити, которому нравится наш сервис, подход к своему делу — и люди это ценят.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: