Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Что такое импакт-бизнес и почему это — тренд новой экономики

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
В условиях современного рынка компании больше задумываются о положительном влиянии на экологию и общественную жизнь. Зачем коммерческим брендам проявлять осознанность и что такое импакт-предпринимательство?

Об эксперте: Андрей Дунаев, предприниматель, сооснователь Philtech Initiative, основатель Impactful; со-куратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в школе MACS.

Impact и социальный проект: в чем отличие?

Главное отличие импакт-проекта от социального предприятия в том, что импакт подразумевает устойчивое и долгосрочное изменение в общественных процессах, а не просто создание общественного блага. Цель impact-предприятия — изменить состояние общественной сферы, сделать ее более благоприятной для социума. К примеру, если социальный проект помогает животным, то импакт-проект предложит решения, чтобы новых бездомных животных не появлялось совсем.

Иногда предприниматели используют понятие high-impact, под ним подразумевают позитивное изменение, которое можно масштабировать на большое число людей, территорию города, региона или шире.

Ставить импакт-цели могут как НКО, так и коммерческие организации. Но в реальности последним очень сложно совмещать их с интересами акционеров максимизировать прибыль. Поэтому в последнее время развивается понятие Public Benefit Corporations — коммерческих корпораций (с акционерами, возможностью привлекать инвестиции, выпускать акции, извлекать прибыль), но имеющих возможность фиксировать в уставе не только финансовые цели.

Зачем бизнес объединяет ресурсы для решения социальных проблем Фото:Вячеслав Замыслов / из личного архива

В Великобритании такие компании были впервые были упомянуты в Health and Social Care (Community Health and Standards) Act 2003, а в США регуляция этих организаций находится на уровне штатов (федеральное правительство не занимается вопросом) и активно развивалась в нескольких штатах в начале 2010-х годов.

Когда зародился тренд на бизнес-осознанность

Развитие идей корпоративной филантропии в XX веке привело к появлению Environmental, Social and Corporate Governance (ESG) –– практики ответственного развития организаций. Большой вклад в их развитие внесли профсоюзы, которые в середине XX века начали активно защищать рабочих на фабриках в индустриально развитых странах (например, в США). Оттуда во второй половине XX века вышли концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI). Со временем из социально ответственного инвестирования развилось понятие импакт-инвестиций, которые отличаются от обычных тем, что всегда делаются с намерением оказать измеримое, благоприятное социальное или экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей (определение GIIN, одной из крупнейших организаций, популяризующих это термин и подход).

Движения в защиту прав и судебные процессы заставляли корпорации больше заботиться о рабочих, потребителях и окружающей среде. Инвесторы были вынуждены вкладывать в более ответственные компании ради своей репутации.

Во время бума интернет-компаний в 2000-х годах привычный образ предпринимателя начал трансформироваться в сторону человека, способного менять мир к лучшему (лозунг «make the world a better place»). Появилось поколение предпринимателей, которые публично ставили на первое место не заработок, а позитивные изменения.

Их компании оказались популярны у покупателей и, как следствие, –– финансово успешны. Известные примеры: Apple во время руководства Стива Джобса или сервис KickStarter. Основатели последнего не только создали предпринимательский краудфандинг, но и добровольно ограничили свою прибыль, договорившись с акционерами (воплотив идею Public Benefit Corporation). Опыт этих компаний заставил все больше предпринимателей создавать новые продукты и развивать компании не ради богатства, но ради изменения мира к лучшему.

Зачем компаниям нужно думать об обществе

Организации вынуждены учитывать социальные и экономические эффекты, потому что их все больше принимают во внимание покупатели и акционеры (решая сделать покупку или вложить свои деньги). На их решения влияет доступность информации об экологических и социальных катастрофах в мире. Никто не хочет быть причастен к отравлению людей водой из загрязненной заводом реки или носить футболку, сшитую руками голодного ребенка. Благодаря доступности и открытости информации корпорациям все сложнее оставаться в тени, уничтожая природу и не соблюдая права людей.

Почему для бизнеса выгодно быть экологически ответственным Фото:Владислав Шатило / РБК

Еще одна важная причина развития социальной ответственности — это общий рост благосостояния людей в мире. За последние 30 лет количество экстремально бедных людей сократилось с 2 млрд до 600 млн. Если базовые потребности закрываются, то население начинает больше думать о здоровье, образовании и качестве жизни.

Это формирует запрос на добросовестных производителей, которые заботятся об экологии и социальной среде. В своих ежегодных отчетах GIIN отмечает, что социально-ответственные инвесторы в среднем имеют большую доходность от инвестиций. Это связывают с тем, что покупатели, заботясь о своем здоровье и благополучии, стараются по возможности покупать полезные продукты.

Потребители учатся лучше выбирать товары. Каждый скандал, связанный с производителями, которые намеренно изготовляли вредный продукт для большего заработка, смещает внимание людей в сторону добросовестных и открытых.

Пандемия 2020 года также заставила людей пересмотреть свои привычки в сторону осознанного потребления. Многие заметили, что им не нужно большое количество вещей, мир в целом сплотился вокруг чего-то большего, чем неконтролируемое потребление.

Бизнес и общество: как во время кризиса рождается новая этика отношений

Современные кейсы и барьеры развития импакта

Одна из наиболее важных проблем в области импакта — его сложно и дорого измерять. Это связано с тем, что организации создают позитивные и негативные эффекты одновременно, формируя сложные связи между ними. Если говорить про импакт-предпринимательство (компании, которые смогли создать устойчивые изменения в обществе), то можно привести в пример несколько групп:

  1. приближают мир к открытости, доступности информации и знаний: Wikipedia, Khan Academy, OurWorldInData, Facebook, Google Search, TED, YouTube, Lambda School, HackClub, 42 school. Многие скажут, что некоторые из этих компаний делают людей зависимыми и формируют их мировоззрение — в этом есть доля правды. Но есть простой способ проверить: в каком мире мы хотели бы жить, где эти компании есть или, где их никогда не было?
  2. создают новые эффективные способы и инструменты сотрудничества: Skype, KickStarter, Google Suite (общие документы и хранилища), GitHub — все они создают постоянную поддержку миллионам других важных проектов по всему миру, способствуют взаимному обучению людей, распространению знаний и лучших практик.
  3. формируют фундамент общества без насилия: Telegram, Blockchain, 23andMe, HeadSpace. Преодоление насилия –– это один из важнейших следующих рубежей и вызовов для человечества. В этом важную роль сыграют: самоидентификация людей по всему миру, технологии информационной прозрачности и выравнивания доступа к ней, технологии обеспечения симметричного взаимодействия, децентрализация, обеспечение базовых потребностей (в том числе психических).
  4. создают технологии существенного удешевления товаров ежедневного потребления: McLean, Tesla, SpaceX, AirBNB, Uber, Impossible Food, Amazon, Apple iPhone / iTunes / AppStore — все они толкают свои отрасли к полной перестройке, и у всех них уже есть или неизбежно будут миллионы, десятки и сотни миллионов пользователей каждый день.
  5. предотвращают экологическую катастрофу: Stripe, Pachama, Impossible Food, Tesla, Patagonia, OurWorldInData — после преодоления нужды и насилия экология будет в приоритете для человечества.

Десять сервисов для слежения за экологическими проблемами планеты Фото:Maridav / Shutterstock

С чего начать свой путь в импакт-бизнес?

В первую очередь, нужно оценить желаемые изменения. Подробно ответьте на вопросы: для чего мы создаем технологию, продукт или компанию? Как это сделает жизнь людей лучше? Нужно хорошо понимать, как люди (в том числе непохожие на вас) принимают решения, и что для них значит «лучше». Важно изучать историю и находить изобретения и организации, которые существенно меняли мир в прошлом (и что им мешало).

Следите за теми, кто сегодня занимается действительно важными вещами: Илон Маск, Павел Дуров, Братья Либерманы, Max Roser, Джефф Безос, Отто Шармер. И отдельно за темами квантовых компьютеров, искусственного интеллекта, пост-капиталистической экономики, климатических изменений, образования, освоения космоса и преодоления насилия и старения.

А чтобы лучше погрузиться в тему, можно почитать:

  • Ричарда Хэмминга («Вы и ваша работа»),
  • Пола Грэма (эссе),
  • Альберта Венгера («World After Capital»),
  • Ханса Рослинга («Factfulness»),
  • Тима Урбана (блог WaitButWhy),
  • Питера Тиля («От нуля к единице»),
  • Станислава Лема («Сумма Технологии»),
  • Элвина Тоффлера («Третья Волна»),
  • Фредерика Лалу («Открывая организации будущего»),
  • Жака Фреско (о Проекте Венера),
  • Отто Шармера («Теория U»),
  • Питера Сенге («Пятая дисциплина»).

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: