Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как тратить меньше денег: 7 советов нейроэкономистов

Фото:Shane / Unsplash
Фото: Shane / Unsplash
Как мозг заставляет нас тратить деньги, как знания о его работе помогут нам не разориться и причем тут боль — РБК Тренды собрали советы нейроэкономистов, которые помогут противостоять импульсивным покупкам

Что зефирный тест говорит о наших экономических решениях

Представьте: вы сидите за столом, перед вам зефирка и ничего кроме нее. Человек, который пригласил вас за этот стол, говорит, что отойдет на 15 минут, а когда вернется, принесет вам вторую зефирку. Но при одном условии — если за это время первая останется нетронутой. Зато потом можно будет съесть обе. Стопроцентная прибавка за 15 минут выглядит весьма выгодным предложением. Но только если вы взрослый. Для детей такое лакомство в тридцати сантиметрах — настоящее искушение.

Видео: Igniter Media

«Зефирный тест» — один из самых известных экспериментов в социальной психологии. Его провел в 1972 году в Стэнфордском университете психолог Уолтер Мишел. Он изучал способность детей откладывать вознаграждение и сопротивляться сиюминутным желаниям. Но самое интересное выяснилось спустя много лет. В 1990 Мишел выяснил, что те, кто дождался второй зефирки, будучи молодыми людьми, были заметно успешнее в учебе и в целом в жизни. С тех пор умение сопротивляться импульсивным желаниям стали считать одним из главных факторов жизненного успеха.

«Зефирный тест» для взрослых — это их финансовые решения. Купить эту красивую рубашку прямо сейчас или отложить на отпуск. Отужинать в дорогом ресторане или купить домой продуктов на неделю. Взять машину в кредит под большой процент или продолжать передвигаться на метро.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В экономике традиционно человек воспринимается как рациональный субъект: «Я мыслю, следовательно, я трачу деньги». Однако все чаще и чаще к его рациональности возникали вопросы. Как ответ на них возникла нейроэкономика — она изучает то, как содержимое нашей головы влияет на наши решения.

Боль, контроль и вознаграждение

Мы хорошо себя чувствуем, когда получаем деньги, но плохо — когда тратим. Что неудивительно, ведь чем крупнее сумма, с которой мы расстаемся, тем активнее в нашем мозге центр боли — островковая доля. Она же активна, когда мы чувствуем неприятный запах или ожидаем, что нас вот-вот больно ударят.

Финансовый «болевой порог» может быть разным. Нейроэкономисты даже сделали специальную шкалу. На одном конце — «транжиры», готовые тратить много, пока не достигнут порога. На другом — «скупердяи», которым трудно раскошелиться даже на самое необходимое. Как считают исследователи, это не значит, что одни рациональнее других — они все движимы сиюминутными эмоциями.

Кроме центра боли в мозге работает и центр вознаграждений — вентральный стриатум. Это он подкрепляет дофамином и делает такими желанными свойственные человеку «хотелки» — еду, секс или новый гаджет. Когда спустя 40 лет после «зефирного теста» его участников положили в фМРТ-сканер, то у тех, кто не дождался второй зефирки, был активнее именно «центр вознаграждений».

У дождавшихся второй зефирки мозг тоже работал по-своему — активнее была префронтальная кора. Это та зона мозга, которая в принципе и делает нас людьми — здесь и рациональное мышление, и глобальные планы на жизнь, ради которых приходится откладывать сиюминутные удовольствия.

В норме префронтальная кора уравновешивает порывы более древних центров боли и вознаграждений. Вам понравилась вещь — выделился дофамин, пошла реакция «хочу». Дальше вы увидели цену и ощутили прилив негативных эмоций. В итоге эта зона принимает решение: стоит оно того или нет.

Когда баланс между эмоциями и интеллектом нарушается, появляется склонность к импульсивному поведению, в том числе финансовому — пойти и потратить ползарплаты на приглянувшиеся ботинки.

Как противостоять импульсивным тратам

1. Избегайте искушений

Думать, что на этот раз вы точно поборете соблазн, очень опрометчиво. Особенно если сами знаете, что склонны потакать слабостям. Как объясняет научный журналист Ирина Якутенко в книге «Воля и самоконтроль», не существует «силы воли» — есть только способность противостоять импульсивному поведению.

Эта способность во многом зависит от физиологии и даже генетики. У слабовольного человека может быть нарушен синтез нейромедиаторов дофамина и серотонина. А причина этому — небольшое отличие в варианте гена, кодирующего белок, который участвует в их синтезе.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Если знаете, что грешите импульсивными покупками, то никогда не носите с собой крупные суммы. А когда приходит зарплата, снимайте деньги с карты и кладите на депозит или в труднодоступное место.

2. Не покупайте сразу, сделайте паузу

Понравилась какая-то вещь? Не покупайте ее сразу, попробуйте подождать — 15 минут, час или несколько дней, в зависимости от суммы покупки. Как минимум потому, что лобные доли — где и находится префронтальная кора — могут не успевать тормозить наши эмоциональные импульсы. Им просто нужно время, чтобы просчитать возможный результат действий.

3. «Порадовать себя» можно спортом, а не только шоппингом

После напряженного рабочего дня или недели порой хочется пойти и «порадовать себя». Это «порадовать» предполагает, что у нас есть некий ограниченный ресурс силы воли, который нужно скомпенсировать. На деле мозгу просто не хватает дофамина, серотонина или эндорфинов и он ищет способы, как бы стимулировать их выброс, желательно попроще. Йога или спорт обеспечат приток «гормонов удовольствия» не хуже, чем шоппинг.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

4. Не ходите в магазин голодным

Здесь речь не только о магазине. Вообще не принимайте финансовых и любых других ответственных решений на голодный желудок. В таком состоянии сложнее контролировать эмоциональные порывы. Мозгу для работы нужна глюкоза. Когда ее не хватает, он хуже справляется с задачами, а первыми «отключаются» эволюционно новые зоны — как раз те, что отвечают за самоконтроль.

5. Не тратьте деньги в плохом настроении

Стоит следить за своим эмоциональным состоянием — тревога или стресс могут сказываться на метаболизме нейромедиаторов и не давать префронтальной коре нормально выполнять ее «контрольные функции». Плохое настроение лучше переждать — счастливые люди тратят меньше денег.

6. Распознавайте манипуляции

Магия медиа и рекламы сильнее самоконтроля. Раньше люди смотрели рекламные ролики по телевизору, теперь — ютуб-видео с распаковкой. Коммерция переместилась в онлайн и использует самые изощренные рекламные инструменты. Вам предлагают товары, максимально соответствующие вашим предпочтениям. Интерфейсы приложений сделаны так, чтобы засасывать ваше внимание с последующей перепродажей рекламодателю. Противостоять этому невозможно. Но если знать, как это работает, можно избежать лишних трат.

7. Spending Less Challenge

Попробуйте превратить экономию в квест, в игру. Например пойти за продуктами на неделю и уложиться в четко установленную сумму. Запустите челлендж с друзьями — кто меньше потратит. Сама механика игры, где не потратить деньги — желаемое действие, может связать экономию с центром удовольствий. Можно также вести список того, на что вы отказались тратить деньги — это может лишний раз потешить самолюбие и добавить «гормонов удовольствия». Есть и более глобальные варианты — например, No Spend Year, когда целый год не покупаешь ничего, кроме самого необходимого.

Зефирки для бедных

В мае 2018 года вышла статья с результатами нового «зефирного теста». Психологи Тайлер Уоттс, Грег Дункан и Хаонан Куан повторили эксперимент Мишела, но на более разнообразной выборке. Детей было более 900 вместо менее 90 у Мишела. У матерей более половины из них не было высшего образования на момент их рождения (у Мишела были в основном дети сотрудников Стэнфорда). С детьми сперва проводили «зефирный тест» в 4 года, а затем изучали их успеваемость и поведение в 15 лет.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Результаты сильно отличались. Способность откладывать вознаграждение все еще предсказывала будущий успех, но в два раза хуже, чем считалось раньше. Исследование показало: умение дождаться второй зефирки — важный фактор успеха, если ты из хорошей, обеспеченной семьи. Дети из бедных семей берут первую зефирку, потому что знают: кто бы что ни говорил, второй может просто не быть.

Нашу способность сопротивляться импульсивным желаниям определяют не только гены или работа мозга, но и среда. Наше желание тратить деньги может говорить о том, как устроены не только мы сами, но и жизнь вокруг — в которой все меньше уверенности в завтрашнем дне.

Следующий материал: