Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Игреки и зеты в России согласны: дальше будет только хуже

Фото:Win McNamee / Getty Images
Фото: Win McNamee / Getty Images
Исследование Deloitte показывает, что большинство российских миллениалов и «зетов» одинаково пессимистично смотрят на будущее

За прошедший год российская молодежь стала больше верить в улучшение обстановки в стране, но показатель оптимизма у нее все равно оказался вдвое ниже среднемирового уровня, следует из доклада международной консалтинговой компании Deloitte. Ежегодное глобальное исследование Deloitte (есть у РБК) посвящено вопросам и темам, сильнее всего волнующим поколение миллениалов. В докладе, помимо глобального исследования, приведены и данные по России.

Для глобального исследования в конце 2019 года авторы опросили 18,4 тыс. миллениалов («игреков») и представителей поколения Z («зетов» или «зумеров») из 43 стран. В том числе интервью дали 340 миллениалов и 237 зетов из России. К миллениалам авторы отнесли людей, родившихся с января 1983 года по декабрь 1994-го, к поколению Z — рожденных с января 1995-го и до декабря 2002 года. То есть, в опросе участвовали граждане в возрасте от 17 до 37 лет.

Deloitte назвала главные тревоги миллениалов и поколения Z

По новым данным, только 17% миллениалов и зетов считают, что экономическая ситуация в стране улучшится в ближайший год, остальные 83% полагают, что она ухудшится или останется прежней. На глобальном уровне эта цифра составляет 28% для миллениалов и 32% — для зетов.

Схожее отношение в России и к социо-политической ситуации: лишь 16% молодежи верит в возможность скорых улучшений. По всему миру на положительные изменения рассчитывают 25% миллениалов и 26% зетов.

Такие оценки не связаны с пандемией — исследование проводилось в конце 2019 года, — но отражают тренд последних лет. В 2018 году 80% миллениалов оценивали возможность позитивных изменений в экономической и социально-политической ситуации как маловероятную, а в 2019 году этот показатель вырос до 90%.

В связанном показателе — о поляризованности общества — российские игреки и зеты согласны с общемировым мнением:

  • Увеличивается разрыв между бедными и богатыми по мнению 84% миллениалов и 72% зетов в России. По всему миру 81% игреков и 71% зетов считают, что экономическое неравенство растет.
  • Общество поляризовано социально (снижение толерантности, несовпадение ценностей) по мнению 78% миллениалов и 68% зетов в России. По всему миру этот показатель составил 76% и 66% соответственно.
  • Растет политическая разделенность (подавление альтернативных точек зрения, отказ от компромиссов) по мнению 74% российских игреков и 65% зетов. По всему миру — 79% и 69% соответственно.

Такие оценки связаны с показателями уровня доверия в обществе. По данным Deloitte, в России среди миллениалов и зетов показатели доверия политическим, религиозным, корпоративным лидерам, традиционным и социальным медиа, активистам и НКО как достоверным источникам информации все колеблются в диапазоне от 2 до 10% (глобально — 15-25%). За одним заметным исключением: около 17% российских зетов считают что информации от активистов можно доверять.

Что такое поколение Z и как оно видит свое образование Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

По словам политолога Екатерины Шульман, российское общество в целом представляет собой крайне атомизированный социум с низким уровнем доверия. На карте Всемирного обзора ценностей в России превалируют ценности выживания в ущерб ценностям прогресса. Такие показатели связаны как с советским наследием, так и с высоким уровнем бедности — и то, и другое заставляет воспринимать внешний мир как враждебный и относиться друг к другу со страхом. Отсюда низкий уровень доверия — как межличностного, так и институционального.

Полное выступление Екатерины Шульман на конференции ПРАВОКОН в марте 2020 года

Проблема низкого уровня доверия в том, что он образует замкнутый круг: с каждым отрицательным социальным опытом доверие снижается, поэтому люди тратят больше ресурсов и энергии на защиту каждой социальной транзакции: например, не верят распискам на межличностном уровне, или считают важнейшим приоритетом вооруженные силы — на социальном. Любой акт обмена сопровождается налогом на недоверие, и каждый следующий практический опыт только подтверждает невозможность верить другому.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: