Снос памятников — это нормально: дайджест общества № 4

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Тема недели: уничтожение памятников

Протестующие в США и Великобритании сносят и повреждают памятники. Все началось со статуй генералов Конфедерации и рабовладельцев, но дело дошло и до Могилы Неизвестного Солдата Американской Революции в Филадельфии, и до статуй Джорджа Вашингтона в Чикаго и Портланде, и даже до Мемориала Второй Мировой войны в Вашингтоне. В опасности оказались фигуры Христофора Колумба, Уинстона Черчилля, Махатмы Ганди, Роберта Брюса (короля Шотландии XIV века) и многих других — памятники валят с постаментов, покрывают граффити, обливают краской и разъедающими бронзу химикатами. И хотя не ясно, кто именно ответственен за вандализм в каждом конкретном случае — как и в ситауции с мародерством — многие считают, что в любом случае уничтожать памятники — это уже слишком. Историк искусства Эрин Томпсон в интервью для The New York Times объясняет, почему люди повреждают памятники.

Что такое статуя

Статуя — это стремление к бессмертию. Это способ утвердить идею и представить ее другим людям. Дело не в самих статуях, а в той точке зрения, которую они нам сообщают. Поскольку памятники находятся в общественных местах, та история, которую они нам представляют, претендует на право быть публичной, всеобщей.

Во все времена разрушение изображения означало нападение на человека или идею, показанные на этом изображении. Нам это известно, потому что когда люди нападают на статуи, они выбирают самые уязвимые места. Сохранились древнеримские статуи с выбитыми глазами или отрезанными ушами. Это особый способ напасть на идею — не просто отвергнуть, но унизить ее.

Исторически уничтожение памятников — это норма

Люди создают памятники для того, чтобы прославлять личности и идеи, с тех пор, как появилось искусство — и с тех же пор люди их сносят. На статуях ассирийских царей, которые датируются 2700 годами до н.э., выбиты проклятья: «Пусть тот, кто снесет эту статую, будет страдать весь остаток своей жизни». То есть такая опасность существовала уже тогда.

Древние греки, например, делали большинство памятников из бронзы. Почти ни один из них не дошел до нас, потому что этот металл легко расплавить и превратить во что-нибудь другое. Со сменой режимов, войнами и просто кражами памятники плавили и делали из полученной бронзы деньги, пушечные ядра или новые статуи.

Так устроена история искусства — с постоянно меняющимся прошлым. Многие страны в последние десятилетия обошлись без больших потрясений, поэтому мы привыкли думать о памятниках как о чем-то, что должно существовать вечно. Но это антиисторическая точка зрения.

Исследование недели: как коронавирус изменил наше поведение и привычки

Социологи из компании «Радость понимания» проанализировали, как изменилась наша идентичность за последние месяцы. Вот основные изменения:

  • Потеря контроля. Эпидемия разрушила все планы, и многим пришлось столкнуться с травмой утраты. Карантин стал опытом переживания собственной уязвимости, хрупкости, утраты свободы и контроля над своей жизнью.

  • Изменение социальных границ. Нам приходится не только пересматривать отношения с близкими, но и находить новые способы общения с незнакомыми людьми: коронавирус и меры предосторожности наравне с политикой и религией вдруг разводят людей по разным лагерям.

  • Возврат экономики владения. Существенное снижение доходов и необходимость пересмотра системы трат — одно из самых неприятных последствий карантина — приводят к выводу о том, что иметь в собственности дом, машину и просто вещи более безопасно.

Подробнее — в материале РБК Трендов.

Новости недели

  • Бренды отказываются от расистских лого и названий. Широкое обсуждение вызвал логотип смесей для выпечки и сиропов Aunt Jemima, принадлежащий PepsiCo. «Тетушка Джемайма» — образ, отсылающий к рабыням-нянечкам южных плантаций США, в чьих обязанностях была забота о детях хозяев. Бренд призывали отказаться от логотипа уже многие годы.

  • По данным опроса, продажи наркотиков в России за время карантина упали на четверть. Однако Управление ООН по наркотикам и преступности предупреждает, что наступающий экономический кризис может вызвать рост производства, трафика и потребления наркотиков.

  • Фейковые новости, дезинформация в сети снижают уровень доверия к медиа, но повышают его к политическим структурам. Исследование Ратгерского университета показывает, что политическое доверие потребителей фейковых новостей растет на 4%.

Посмотреть: скетчи Февзи Язици, арт-директора турецкой газеты Zaman, нарисованные им в одиночном заключении, — сотрудников издания в 2016 году обвинили в попытке госпереворота. В 2018 году Феврзи Язици был приговорен к 12 годам заключения за участие в деятельности террористической организации.

Послушать: новый трек Beyonce, выпущенный к празднику Juneteenth (June, 19) — Дню эмансипации. 19 июня 1865 года был обнародован приказ об освобождении рабов в Техасе.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 22.06.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть