Как появилась корпоративная подписка на автопарк
Весной 2021 года по мировому автопрому ударил кризис. Как сообщает Bloomberg, из-за дефицита микросхем приостановили и замедлили производство такие компании как Volvo, Ford, Volkswagen, Honda и Mitsubishi. Теперь, чтобы арендовать автомобили, компаниям приходится стоять в листе ожидания несколько месяцев и переплачивать из-за возросшего спроса. Обновление собственного автопарка также стало дорогим удовольствием.
Отказаться от машин бизнес не может: с помощью транспорта компании доставляют грузы, отправляют посылки и документы и развозят персонал. Поэтому появляются все новые форматы использования автомобилей без необходимости закупать собственные автомобили: например, услуга корпоративной подписки на автопарк. Первыми в России такой сервис начали развивать специалисты «Яндекс.Драйва».
Формат подписки на автопарк похож на каршеринговые сервисы. Здесь тоже не нужно самому обслуживать машины, заправлять их и ремонтировать, кроме того в любой момент можно пересесть на транспорт классом выше. Но есть и отличия: клиенты подписной модели вносят периодические платежи за определенный срок использования автопарка (например, год), и авто остается в распоряжении компании все это время.
В чем технологичность формата подписки
Клиенты не стоят в очереди за машинами. Компаниям достаточно подписаться на автопарк и получить любое количество авто на нужное время. Начать и завершить аренду автомобиля можно в любой момент.
Клиенты отмечают, что им не приходится переживать за сроки и платить за простой. Например, интернет-магазин может взять автомобили по подписке на время высокого сезона, чтобы успевать развозить заказы, а потом завершить аренду.
И машины, и водитель застрахованы. Обслуживать, заправлять и мыть транспорт также может компания, которая предоставляет подписку.
Можно собрать автопарк под свои потребности. Подписка на автопарк часто устроена как конструктор. Можно включить в тариф плату за парковки и топливо — с лизингом так не получится. А еще не проблема отменить подписку через месяц-другой. Не нужно платить за аренду до трех лет, чтобы было выгодно.
Какие сферы бизнеса уже пользуются подпиской на автопарк
Интернет-магазины. Эти компании подписываются на автопарк, чтобы оптимизировать логистические процессы. При желании они могут использовать машины с дополнительным оборудованием. Например, можно заказать специальные полочки-фиксаторы для больших товаров, чтобы их не мотало по грузовому отсеку.
Некоторые компании совмещают собственный лизинг и подписку на автопарк и заказывают дополнительные машины на пару месяцев только в высокий сезон, например перед Новым годом.
Медицинские учреждения. На машинах по подписке компании могут, к примеру, забирать из розничной сети или от пациентов биоматериал и доставлять его в медицинские лаборатории. По такому принципу с Яндекс.Драйвом сотрудничает «Инвитро» — компания тоже заказала специальное оборудование, чтобы перевозка была более безопасной.
Почему подписка на автопарк может стать популярным форматом
Согласно исследованию TelecomDaily, в 2021 году разными логистическими услугами на аутсорсе пользуется 25,1% компаний в Москве и Санкт-Петербурге. Самым популярным форматом остается закупка автомобилей в собственность (45,7%), также 12,6% компаний берут транспорт в лизинг.
Тем не менее, 73% российских компаний хотят отказаться от собственного автопарка в пользу альтернативных вариантов на аутсорсе. Это значит, что доля использования подписки на автопарк может вырасти.
Те, кто уже перешел к альтернативным вариантам, отмечают, что целевые показатели выросли в среднем на 36%. Они смогли сократить расходы на обслуживание машин и ускорить время доставки.
Анна Распопова, руководитель развития бизнеса в «Яндекс.Драйве»:
«Корпоративная подписка на автопарк может частично заменить другие виды аренды машин.
Собственные автопарки, думаю, со временем уйдут в прошлое: их невыгодно обслуживать и содержать, плюс непонятно, что делать, если потребовалась машина поновее. Довольно трудно сейчас закупить в компанию несколько машин, не попав в очередь на год, а потом от них еще и невозможно будет избавиться. Это не самая рентабельная история».