Что происходит
- В ночь на 9 июня крупнейшие сервисы аренды самокатов Whoosh, Молния, Urent, Eleven и Busy-Fly объявили о временном приостановлении предоставления услуг в Санкт-Петербурге. Фактически с раннего утра забронировать самокат через приложение было невозможно, а сотрудники правоохранительных органов увозили транспорт с парковок на улицах города.
- По сообщению представителей Whoosh, запрет изначально носил временный характер — до тех пор, пока не будет заключено соглашение с администрацией города о вопросах, касающихся работы сервисов кикшеринга в Санкт-Петербурге, включая зоны ограничения скорости и зоны запрета движения.
- Пользователям, которые оформили абонемент на услуги кикшеринга, будет продлена подписка, а в случае длительной паузы им оформят возврат.
- Предполагается, что запрет связан с уголовным делом о наезде на детей, совершенным клиентом арендованного электросамоката. По данным Следственного комитета, зафиксированы два таких случая: наезд на на четырехлетнего мальчика и пятилетнюю девочку, которые повлекли за собой госпитализацию детей. В связи с этим 3 июня в офисе компании Whoosh, «Молния» (Molnia) и других сервисов по аренде самокатов прошли обыски.
- По сообщению комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга, сервисам аренды электросамокатов удалось прийти к соглашению с местными властями о соблюдении правил использования в городе средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся электросамокаты, самокаты, гироскутеры, моноколеса и другие устройства с электродвигателем. Вечером 10 июня сервисы аренды заработали вновь.
- Сразу после согласования новых правил в Петербурге, власти Сочи заявили о намерении ограничить скорость передвижения электросамокатов по улицам города, а в Москве появились еще 35 «тихих зон» с ограничением скорости до 15 км/ч.
Что это значит
Появление электросамокатов на рынке транспортных услуг существенно изменило динамику передвижения многих россиян. Удобный, быстрый и более легкий в аренде транспорт представил отличную альтернативу классическим транспортным средствам: автобусам, каршерингу, метро. Однако недавние события показали, что если власти вовремя не заметят тренд и не выработают эффективные методы его регулирования, последствия могут оказаться печальными. Судя по тому, какой резонанс вызвали события в Санкт-Петербурге и как быстро ситуация была решена, это может стать неким промежуточным решением, шаблоном для других городов. Сейчас аренда электроскутеров доступна в десятках городов по всей России — в основном это областные центры, в том числе и за Уралом.
Стоит отметить, что официально получить услугу аренды электросамоката могут лишь лица, достигшие совершеннолетия, но при регистрации в приложении, в отличие от сервисов каршеринга, не требуется паспорт, что создает трудности для контроля над соблюдением данного правила и развязывает руки недобросовестным клиентам.
Кроме того, до недавнего времени в Санкт-Петербурге, в отличие от других городов России, водителей электросамокатов не связывали никакие правила ограничения скорости. Например, в Москве власти обязали сервисы проката принудительно снижать скорость электросамокатов до 15 км/ч в популярных общественных пространствах, таких как Парк Горького. Причем, ограничение скорости работает в автоматическом режиме — самокаты оснащены GPS и при заезде в «тихую зону» плавно снижают скорость до максимально установленной.
Теперь же эта инициатива добралась и до Санкт-Петербурга, и неспроста именно сейчас: 11 июня стартует отложенный на год Чемпионат Европы по футболу, который с российской стороны будет принимать северная столица. Что касается Евро-2020, в период его проведения будут действовать более жесткие правила ограничения скорости движения на тротуарах, — до 10 км/ч, в то время как после его окончания 11 июля водители электросамокатов смогут передвигаться со скоростью до 15 км/ч.
Тем не менее, остается открытым вопрос о том, достаточны ли вступающие в силу ограничения. Подписанное соглашение регулирует скорость и зоны передвижения, однако непонятно, что грозит нарушителям ПДД, и как сервисы кикшеринга будут контролировать соблюдение клиентами всех правил, включая минимальный возраст. Будем надеяться, что это лишь начало, и впоследствии будет выработаны более детальные правила пользования электросамокатами, ведь в недобросовестных руках такой удобный транспорт может стать летальным оружием.