Судьба gig-экономики и соседский маркетплейс: дайджест шеринга № 28

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Водители и курьеры противостоят корпорациям, сообщество фудшеринга ищет альтернативу глобализации, а городские власти арендуют апартаменты вместо туристов

Тема недели: как проблемы Uber влияют на судьбу работников шеринговых компаний по всему миру

3 ноября избиратели в штате Калифорния могут создать прецедент для всей мировой gig-экономики. Голосование определит, каким образом будут регулироваться отношения водителей и курьеров с шеринговыми компаниями. Платформы Uber и Lyft с начала 2020-го ведут борьбу против законопроекта Калифорнийской Ассамблеи. Он причисляет водителей таких сервисов к наемным работникам. Компании лоббируют поправку, известную как «Инициатива 22». Она может вернуть все к прежним нормам: водителей и курьеров, которые получают заказы из приложений, будут считать подрядчиками. Учитывая важность вопроса, прецедент вышел за рамки локального законодательства. Статус занятости водителей Uber уже обсуждают даже в британских судах.

«Инициатива 22» предусматривает льготы для водителей, работающих более пятнадцати часов в неделю, то есть гарантирует минимальную заработную плату, страхование от несчастных случаев и возмещение расходов на медицинское обслуживание. Но критики альтернативного законопроекта отмечают множество слабых мест. Например, «Инициатива 22» определяет рабочее время как период между принятием заказа на поездку и высадкой клиента. Время, проведенное за рулем в ожидании заказов не засчитывается. А это, по данным The New Yorker, 30% трудового дня водителя. Издание подсчитало, что даже если он будет работать более 24 часов в неделю, предусмотренной законом компенсации не хватит на базовый план медицинского страхования. В то же время, будучи независимыми подрядчиками, водители не смогут рассчитывать на оплачиваемый отпуск или больничный. Центр труда Калифорнийского университета в Беркли опубликовал отчет: согласно «Инициативе 22» водители смогут получать всего $5,64 в час, что меньше половины минимальной оплаты труда в Калифорнии.

Uber, Lyft, DoorDash коллективно потратили около $200 млн на кампанию против признания водителей полноправными сотрудниками компаний.

Источник: The Wall Street Journal

Развернувшаяся в Калифорнии кампания в поддержку «Инициативы 22» показала, на что способны gig-компании, которые пытаются защитить свою бизнес-модель и избежать новых затрат на наемных работников. Так, например, водителям Uber приходилось нажимать кнопку «Yes on 22» («За 22»), чтобы получить доступ к приложению и принимать заказы на поездки. Несколько водителей и некоммерческих организаций подали в суд, заявив, что Uber неправомерно оказывает давление на своих водителей, чтобы они активно поддерживали законопроект. В рекламных роликах, оплаченных Uber и другими заинтересованными компаниями, герои говорят о гибких условиях для работников и ссылаются на опросы, по результатам которых большинство водителей хотят оставаться независимыми подрядчиками.

Uber и Lyft утверждают, что сменить статус водителей невозможно без значительного сокращения их числа на платформе, особенно тех, кто работает относительно мало, всего по несколько часов в неделю ради дополнительного дохода. Для бизнеса Uber переход к модели наемного труда обойдется в дополнительные $400 млн расходов в год только в США, указывает Financial Times. В глобальных масштабах затраты могут вырасти на 30-50%. При этом чистый убыток Uber во втором квартале 2020 года и без этого достиг почти $1,8 млрд. Если компания не отстоит «Инициативу 22», вероятнее всего, она обратится к посредникам, которые возьмут на себя найм водителей и будут использовать Uber, как b2b-сервис.

Как это работает

Платформа для фудшеринга Olio запустила маркетплейс для продажи без комиссии товаров ручной работы соседям - без комиссий и издержек на логистику. Проект двух британских предпринимательниц за последние пять месяцев привлек столько же, сколько за пять лет с момента запуска. Сейчас у сервиса более 2,3 млн подписчиков в 54 странах. По задумке создателей Olio, эта аудитория могла бы не только разумно сокращать пищевые отходы, но и создать сообщество для потребления продуктов домашнего приготовления и товаров ручной работы. Проект MADE запустили в октябре 2020 года: его участники продают живущим по соседству пользователям Olio свои домашние джемы, натуральную косметику, вязаные аксессуары. Покупатели и продавцы платят комиссию и не тратятся на доставку. Так сервис рассчитывает поддержать местных ремесленников, фермеров-любителей и сократить вредное воздействие масс-маркета на окружающую среду.

Новости недели

  • Власти Лиссабона арендуют жилье вместо пользователей Airbnb, чтобы сдать его в субаренду на длительный срок.
  • Европейский прокат машин для кемпинга Indie Campers запускает маркетплейс для шеринга минивэнов от собственников.
  • С 1 декабря WeWork запустит в Японии сервис подписки: обладатели абонемента смогут посещать любой коворкинг сети без дополнительной платы.
  • Американский стартап Reborn помогает университетам и организациям заработать на излишках брендированной одежды: собранный ненужный текстиль становится сырьем для производителей.
  • Волонтеры фудшеринга будут инспектировать магазины сети Tesco, чтобы загрузить данные о нераспроданных излишках для пользователей приложения Olio.
  • Компания Shared Charter находит попутчиков для тех, кто летит на собственном джете, чтобы сделать частную авиацию более доступной.

Что посмотреть

Парк развлечений Йомиурилэнд в Токио в связи с пандемией работает как коворкинг. Сотрудники на удаленке могут уединиться в кабинке колеса обозрения или поработать в общей зоне у бассейна. Для этого в лунапарке оборудовали столики с розетками и доступом к Wi-Fi. В перерывах между совещаниями владельцам рабочих абонементов в Йомиурилэнд предлагают снять стресс на аттракционах или опробовать соседний гольф-клуб.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 30.10.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть