Airbnb для бывших заключенных и аренда посуды: дайджест шеринга № 24

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Французы переезжают в коливинги, кенийцы развивают гиг-экономику, а американцы сдают комнаты бывшим заключенным и осваивают доставку в многоразовой посуде

Тема недели: шеринг как ответ на социальные проблемы

Бывшие заключенные, которые только вышли из тюрьмы, часто оказываются в сложном положении: у них нет денег, нет работы, им негде жить. Отсутствие базовых удобств и социализации часто приводят к новым преступлениям и не дает людям выбраться из порочного круга. Чтобы помочь заключенным, американская некоммерческая организация Impact Justice запустила инициативу Homecoming Project — своеобразный аналог Airbnb. Сотрудники НКО тщательно подбирают участников проекта, в частности, в тюрьме они не должны были вести себя агрессивно по отношению к соседям. Людей, которые готовы приютить у себя бывших заключенных, тоже проверяют. Перед заездом хозяин и гость общаются по телефону, чтобы понять, все ли их устраивает. Если кому-то из них станет некомфортно, он может отказаться от сотрудничества. Первые полгода аренду, которая составляет $25 в сутки, за бывших заключенных платит Impact Justice, сотрудники организации также помогают им искать работу и адаптироваться к новой жизни. Пилотный проект стартовал в 2018 году, за это время в инициативе приняли участие 24 человека. В 2020 году Impact Justice получила грант на $2.5 млн и готова расширить программу.

Стоимость жилья в городах растет, и многие не могут себе позволить снимать квартиру или студию в одиночку. Более бюджетный вариант — коливинг. В такой квартире у каждого жильца есть своя комната, а кухня, гостиная, терраса и другие помещения — общественные. Коливинги также помогут справиться с одиночеством. По данным Le Figaro, 80% французов чувствуют себя одинокими и готовы жить вместе с кем-то другим. Тенденцию заметили и инвесторы: крупные агентства недвижимости, например Bouygues, Vinci, Altarea, вкладываются в коливинги, а стартап Colonies получил €180 млн на открытие коливингов по всей Европе.

Климатическая повестка становится важной для общества, особенно для молодого поколения. Растет спрос на экологичные инициативы, например на доставку еды в многоразовых контейнерах. Американский стартап Dispatch Goods сотрудничает с кафе и ресторанами в Сан-Франциско. Основными клиентами стали сотрудники технологических компаний. До локдауна, пообедав, они отправляли использованные контейнеры в специальные ящики, установленные прямо в офисах. Во время пандемии стартап расширил сотрудничество с местными сервисами доставки, теперь при оформлении заказа клиенты могут выбрать между пластиковой и многоразовой тарой. По словам представителей Dispatch Goods, услуга пользуется популярностью и объем заказов, доставленных в их контейнерах, превзошел прогнозы.

Самоизоляция и карантины по всему миру показали, что не у каждого человека есть доступ в интернет и компьютер для работы или учебы. «Дочка» Huawei, компания Honor запустила в Китае проект по аренде недорогих ноутбуков MagicBook. Жители страны смогут забрать компьютер в официальных магазинах или заказать доставку домой. Стоимость услуги не сообщается.

Сервис недели: «Обратка»

В Москве заработал сервис по аренде многоразовых кружек «Обратка». Взять посуду на прокат можно в кофейнях Roaster Coffee, Nord Coffee, кафе «Осторожно, слон», винном баре «13°» и в баре «Цирк». Для этого нужно внести возвратный залог в размере 899 руб. через телеграм-бот сервиса. Кофе в такую кружку нальют со скидкой 10%. Тарой можно бесплатно пользоваться один день, потом ее надо вернуть или обменять на новую в любом из заведений, подключившихся к проекту.

Цифра недели

51% компаний планируют изменить цепи поставок в соответствии с принципами циклической экономики. Основные причины: популярность бизнес-модели «продукт как услуга» (Product as a Service, PaaS) и обеспечение сырьевой безопасности.

Источник: Gartner

Разбор: циклическая коллекция одежды ASOS

Маркетплейс ASOS 28 сентября 2020 года представил свою первую коллекцию одежды, которая, по заявлениям бренда, соответствует принципам циклической экономики. К каждому предмету прикрепили бирку с QR-кодом: он покажет где и как его сшили, откуда привезли ткань и фурнитуру.

Согласно определению эко-организации Ellen McArthur Foundation, есть три основных правила экономики замкнутого цикла: максимально сократить выбросы и отходы при производстве, повторно использовать материалы, восстанавливать природные экосистемы. Уже на этом этапе действия ASOS расходятся с декларируемыми принципами. Компания считает предмет одежды циклическим, если выполняется два условия из трех перечисленных. Но проблема в том, что они не работают по отдельности: если бизнес не сокращает отходы, он не сможет восстановить природу. Более того, ASOS не планирует запускать программу, в рамках которой клиенты возвращают изношенную одежду на переработку. Наконец, новая коллекция составляет всего 0,035% от всего ассортимента маркетплейса. В таких масштабах это капля в море.

Статья недели: индустрия секонд-хенд в кризисе

За время самоизоляции комиссионные магазины переполнились одеждой, которую они не успевают продать. Многим компаниям стало невыгодно перерабатывать текстиль из-за слишком низких цен. По данным опроса Reuters, 16 организаций из Европы и США стали собирать меньше сырья и планируют сократить штат. Объем экспорта поношенной одежды упал примерно на половину по сравнению с показателями 2019 года.

От пандемии пострадал бизнес не только в развитых странах. В 2018 году Кения импортировала 176 тыс. т подержанных вещей, эквивалент 355 млн пар джинсов. Весной 2020-го правительство страны запретило импорт такой одежды, потому что боялось, что вместе с ней в страну завезут коронавирус. В августе ввозить поношенные вещи разрешили, но к этому моменту местная секонд-хенд индустрия серьезно пострадала, и без того небольшим предприятиям пришлось сократить 50% сотрудников.

Одной строкой

  • В Краснодаре заработал белорусский сервис по аренде самокатов Eleven.
  • Делимобиль будет тестировать водителей перед поездками в ночное время.
  • Uber начал переговоры о покупке конкурирующего предприятия BMW-Daimler.
  • Каршеринг BelkaCar готовит ребрендинг и новое приложение.
  • Коливинг-стартап Common получил $50 млн и готов выходить на мировой рынок.
  • Uber вернул себе лицензию на работу в Лондоне.

Что послушать

Выпуск подкаста Everything Coworking о том, как правильно выбрать место для коворкинга. Глава американского агентства недвижимости Milwaukee Real Estate Investors Association Мэтт Морис рассказал, почему важно покупать здание, а не арендовать, а также объяснил, как правильно переделать помещение в общественное пространство.

Что почитать

Доклад платежной системы Mastercard о гиг-экономике в Восточной Африке и, в частности, в Кении. По данным компании, 90% работников в регионе работают по временным контрактам и получают $100—300 в месяц. Большинство находят новые должности с помощью онлайн-платформ, таких как Uber, Glovo и Bolt. Этот сектор экономики еще только развивается, поэтому жителям Восточной Африки не хватает удобных приложений для поиска работы и более справедливых условий труда.

Что посмотреть

Интервью вице-президента Cisco по разработке Скотта Шилера порталу GreenBiz, в котором он рассказал, как компания внедряет методы циркулярной экономики. Сейчас корпорация работает над тем, чтобы продлить срок жизни продуктов и создать удобный сервис по их ремонту.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 02.10.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть