Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Роскошь секонд-хэнда и gig-перезагрузка: дайджест шеринга № 20

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Тема недели: когда подержанное становится премиальным

Аналитики GlobalData в июне 2020 года сделали прогноз: рынок ресейла вырастет с $7 млрд до $36 млрд в следующие четыре года. С апреля 2020 года инвесторы вложили в глобальные сервисы перепродажи предметов роскоши более $134 млн. Среди активно растущих проектов — американские Rebag и Fashionphile, французский Vestiaire Collective, дубайский The Luxury Closet.

Эксперты объясняют рост ресейла предметов роскоши следующими факторами:

  • в пандемию обладатели одежды люксовых марок распродавали их как актив;
  • поколение Z заинтересовалось ресейл-моделью;
  • люксовые бренды медленнее, чем масс-маркет, осваивают интернет-торговлю;
  • продажи в классических универмагах продолжают падать;
  • бренды сбывают нераспроданные товарные остатки ресейл-платформам.

Компания Vestiaire Collective получила от инвесторов $63 млн, которые потратит на экспансию на азиатском рынке — в первую очередь, в Японии и Корее. Инвесторы дубайской платформы The Luxury Closet не раскрывают точную сумму вливаний, но известно, что TLC становится одной из крупнейших ресейл-платформ на Ближнем Востоке. Хотя треть ее продаж по-прежнему приходится на рынок США.

Нью-Йоркский ресейлер Fashionphile из привлеченных $38,5 млн часть потратит на новые логистические центры в США и за рубежом, а часть — на развитие собственной технологии с ИИ для визуального распознавания фейков. При этом ресейл-платформа закрыла все свои розничные точки. Фокус перенесли на международную интернет-площадку и развитие доставки.

В московском ресейле пополнение — в конце августа 2020 года открылся комиссионный магазин Want Her Dress. В шоу-руме собрали повседневные наряды знаменитостей и их эксклюзивные луки со светских мероприятий. В составлении коллекции Want Her Dress поучаствовали, например, Ляйсан Утяшева и Павел Воля. Часть вырученных средств проект планирует передавать в recycle-фонды «Раздельный сбор» и «Второе дыхание».

Цитата недели

«Поскольку спрос на устойчивый fashion продолжает расти, мы уверены, что ресейл станет в будущем движущей силой розничной торговли. Наша цель — масштабировать современные технологии в модели секонд-хенда, что в конечном итоге позволит привлечь больше потребителей в экономику замкнутого цикла», — Сара Дэвис, основатель и президент компании Fashionphile.

Как это работает (или, скорее — не работает)

Около 12 лет назад, когда слово «шеринг» только появилось в обиходе, у сторонников этой модели были большие надежды: экономика совместного пользования сделает все дешевле, упростит путь к успеху для стартапов и самозанятых, а производство и потребление станет более ответственным.

На деле гиганты шеринговой экономики благодаря самой модели бизнеса просто успешно экономят:

  • в отличие от традиционных конкурентов они пользуются налоговыми льготами: на доходы частных лиц от сдачи квартир в аренду на Airbnb не распространяются ставки традиционного гостиничного бизнеса;
  • не ограничиваются в доле рынка: сообщество автовладельцев Uber не считается картелью;
  • экономят на социальных выплатах: работники сервисов доставки часто числятся частными предпринимателями.

Автор тематического портала Shearable экономист Анна-Тереза Листеманн проанализировала то, как потребители используют сервисы Airbnb, Couchsurfing, BlaBlaCar, SnappCar и Ebay Kleinanzeigen, чтобы узнать основные мотивы пользователей шеринг-платформ.

Большинство опрошенных:

  • пользовались шеринг-сервисами исключительно чтобы сэкономить или заработать;
  • готовы делиться объектами и услугами, но не безвозмездно;
  • не чувствуют себя частью сообщества шеринг-платформы.

Только в 35% случаев использование таких платформ можно назвать проявлением социально ответственного потребления и взаимодействию.

Список недели: пять альтернатив Airbnb от Forbes

  1. Glamping Hub. Можно арендовать юрты, палатки, домики на дереве.
  2. Hipcamp. Это база кемпингов, расположенных на частной земле: на пляжах, в садах, на фермах или в лесу.
  3. Outdoorsy. Аренда автодомов всех возможных комплектаций и с сопутствующими сервисами, например, страховки и круглосуточной помощи.
  4. OneFineStay. Шеринг аренды вилл, таунхаусов и шикарных домов для одиночных путешественников.
  5. FlipKey. Дочерняя компания TripAdvisor, практически полный аналог Airbnb.

Одной строкой

  • Петербургская сеть коворкингов Page будет развиваться по франчайзингу.
  • Американский оператор гибких офисов Firmspace создает новый формат: proworking пространства ориентированы на возможность сфокусироваться на работе.
  • Австралийский стартап создает грузовой шеринг для продавцов габаритных товаров.
  • Московские депутаты предложили обязать каршеринг проводить аутентификацию пользователей с распознаванием лиц.
  • Водителям Uber придется доказывать, что они работают в масках.
  • Каршеринг и такси хотят оборудовать USB-рециркуляторами воздуха от Ростеха — это поможет их обеззараживать.

Цифры недели

28 млн поездок совершили пользователи каршеринга в Москве с начала 2020 года.

33 минуты — средняя продолжительность поездки.

Источник: Дептранс Москвы

Показатели

Корреспонденты ТАСС выяснили, как изменился спрос на услуги такси и каршеринга после отмены карантинных мер.

  • «Ситимобил»: в августе 2020 года количество поездок увеличилось на 25% по сравнению с мартом.
  • «Яндекс. Такси»: менее чем за два месяца компания вернулась к годовому росту.
  • Gett: на 100% спрос восстановится только к концу года.
  • «Везет»: большой прирост новых пользователей — в некоторых городах до 20%.
  • YouDrive: в августе 2020 года количество поездок увеличилось на 10% по сравнению с августом 2019 года.
  • BelkaCar: на 8% выросло среднее время аренды в августе 2020 года относительно марта.
  • «Делимобиль»: в три раза чаще машины арендуют посуточно, а протяженность загородных маршрутов выросла на 55%.

Что почитать

В сентябре 2020 года Калифорнийский Университет выпустит книгу Джульет Шор «After the Gig. How the Sharing Economy Got Hijacked and How to Win It Back» (англ., «После эпохи Gig. Как захватили экономику шеринга и как ее вернуть»). Автор более десяти лет следит за развитием проектов совместного пользования и пытается понять, что пошло не так. В книге описывается, как новые формы сотрудничества породили темную сторону. Шор перечисляет факты: водителей Uber эксплуатируют, квартиранты Airbnb разрушают атмосферу добрососедства в районах. Анонс издания обещает, что автор не ограничится описанием, но и расскажет, как осуществить перезагрузку.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: