Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Кухни в облаках и перспективы каршеринга: дайджест шеринга № 14

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Тема недели: что объединяет ретейлеров, рестораны и шеринг-экономику

  • Проблема

Возможность промышленного шеринга продуктов питания и пищевых отходов снова активно обсуждают в правительственных кругах и деловой среде. Минпромторг России озвучил свою позицию: просроченные остатки продуктов от производителей и ретейлеров должны пойти на корм в животноводческие хозяйства или на удобрения для агропредприятий. Соответствующий законопроект в конце июня 2020 года разработал Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды.

По оценкам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), ежегодно ретейлеры в России производят более 700 тыс. т пищевых отходов. Выгоду от продуманной утилизации получат фермеры, зоопарки, приюты для животных и производители биотоплива. Но перспективы реализации задуманного пока не ясны. Переработка отходов должна быть конкурентоспособной по сравнению с другими источниками кормов и удобрений, считает глава Ассоциации производителей кормов ЕАЭС Владимир Манаенков. У ретейлеров тоже пока не достаточно мотивации, чтобы утилизировать пищевые отходы по-новому. Чтобы организовать процесс, им нужны эксперты, финансы и время.

К 2030 году ООН ставит цель сократить вдвое потери в цепочке производства и реализации продуктов питания, в том числе, от предприятий общепита. В мировом масштабе это около 1,3 млрд т ежегодно, по данным Центра развития потребительского рынка московской школы управления «Сколково».

  • Решение

Шведская сеть быстрого здорового питания Panini Internazionale использует автоматизированную систему управления процессами от Oracle, которая оптимизирует производственную цепочку в режиме реального времени и помогает свести к нулю отходы. Так, система заблаговременно оценивает спрос на готовые блюда и объемы, которые можно реализовать за два часа до закрытия точек с 50%-ной скидкой, а по окончании рабочего дня информирует расположенные поблизости благотворительные пункты об остатках продукции.

По подсчетам благотворительного фонда «Русь», ежегодные 1,2 млн т неиспользованных продуктов при правильной утилизации приносили бы пользу. Например, каждый месяц 18 млн малоимущих граждан могли бы бесплатно получать до 5 кг продовольствия с неистекшим сроком годности.

  • Как это работает

Ресторанный бизнес перестает быть только гастрономическим опытом в атмосферном интерьере и становится больше похож на такси с едой. К 2027 году глобальный рынок доставки готовой еды достигнет $72 млрд, согласно агентству Allied Market Research. Новую жизнь опустевшим кафе дала концепция cloud kitchen (дословно — «облачная кухня», доступная из любой точки по аналогии с облачными технологиями). Такие помещения используют для приготовления блюд под доставку.

Сингапурская корпорация RB Capital (владеет офисными зданиями, торговыми центрами и отелями) откроет 1 тыс. точек cloud kitchen по всему миру. Они будут работать исключительно на сервисы доставки еды через мобильные приложения. Вторая волна пандемии может оставить рестораны закрытыми на неопределенный срок или заставить существенно уменьшать количество столиков для соблюдения дистанции. Шеринговая модель должна помочь вернуть корпорации доступ к потребителям.

Быстрорастущий новый формат привлекает большие деньги. Дубайский стартап Kitopi получил от инвесторов $60 млн на открытие 150 филиалов по всему миру. С 2018 года Kitopi организовал 30 кухонь в США, Великобритании и в странах Ближнего Востока. Все они работают как рестораны только в приложениях доставки DoorDash, Uber Eats и Deliveroo. Свою модель Kitopi называет «франчайзингом 2.0» — компания предоставляет дополнительные мощности уже работающим ресторанам, чтобы за счет облачных кухонь партнера они могли увеличить свои обороты.

Когда-то сервисы доставки предоставляли услуги ресторанам, а теперь все наоборот, приходит к выводу Forbes. «Облачные кухни» работают на курьерские службы. В условиях кризиса ресторанный бизнес избавляется от существенной доли затрат, переходя в «облака». Инвестиции в открытие классического кафе в Нью-Йорке в среднем составляют $1-1,5 млн. Чтобы открыть кухню для работы только на доставку, потребуется всего $100 тыс. Экспериментировать с меню, позиционированием и целевой аудиторией такому бизнесу тоже существенно легче, чем полноценному ресторану. Вот несколько примеров, как можно использовать преимущества cloud kitchen:

  • Проекты Zuul Kitchens и Pasadena’s Kitchen United в Нью-Йорке сдают в аренду оборудованные «облачные кухни» операторам ресторанных брендов.
  • Индийская компания Rebel Foods на одних и тех же производственных мощностях готовит блюда сразу для нескольких брендов.
  • Американская сеть кафе Sweetgreen одновременно обслуживает и физические рестораны, и собственную службу доставки готовых блюд.

Цифры недели

В России, по данным опроса агентства Data Insight и Delivery Club, 6% рестораторов открыли «облачные кухни» в период самоизоляции, еще 12% собираются это сделать, а 8% работали в таком формате еще до пандемии.

Одной строкой

  • Российская компания Cosmos Hotel Group запустила сервис по доставке еды из гостиничных ресторанов.
  • В мессенджере Telegram появился маркетплейс Clastr для продажи б/у вещей.
  • Основатель WeWork купил 33% компании GoTo Global, развивающей шеринг транспорта в Израиле и на Мальте.
  • Uber в Испании запустил сервис каршеринга в партнерстве с местным проектом Social Car.
  • Сервис автопроката Avis Budget Group обрабатывает автомобили «ароматом» антисептика для спокойствия пользователей.

Исследование недели

Банк России оценил перспективы российского рынка каршеринга:

  • В ближайшие годы сервис достигнет точки «насыщения» в Москве и других крупных городах.
  • Каршеринг станет более безопасной альтернативой общественному транспорту или такси.
  • Международный опыт в ценообразовании и развитии формата peer-to-peer поможет российскому каршерингу подстроиться под запросы потребителей.
  • Через семь лет в России 10% автомобилей (примерно 200 тыс. единиц) будут покупать для использования в каршеринге.
  • Общая численность автомобилей каршеринга в России вырастет до 100 тыс. машин к 2023 году.

Цитата недели

«К 2030 году треть мирового автопарка будет каршерингом». — Жиль Норман, старший вице-президент по электромобилям и мобильным услугам Groupe Renault.

Что послушать

Участники подкаста «Завтра будет так?» обсудили, какие форматы шеринга могут появиться в будущем. Яна Осман, преподаватель Факультета бизнеса и менеджмента Высшей школы экономики, партнер агентства бизнес-коммуникаций PR Inc., рассуждает о месте шеринга в экономике, проблеме регулирования шеринг-отношений и ответственности агрегаторов.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: