Пикселизируй это: как компаниям решить проблему дефицита кадров

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
80% российских компаний столкнулись с сильным дефицитом кадров. Но пока не все используют потенциал внештатных специалистов. Для этого нужен навык пикселизации — умение декомпозировать задачу, а потом собрать результат

Об эксперте: Николай Долгов — директор по развитию платформы «Профессионалы 4.0», созданной «Газпром нефтью». Ранее руководил развитием корпоративного университета компании.

Почему важна пикселизация

Безработица в России к середине 2023-го составила 3% — это самый низкий уровень за всю историю наблюдений, начиная с 1991 года. Больше половины (60%) работодателей говорят о нехватке сотрудников. На одну вакансию приходится всего 3,4 резюме, и это тоже рекордно низкий для страны показатель.

С дефицитом кадров столкнулись 80% российских компаний. Большинство работодателей пытаются решить проблему, повышая зарплаты. Но делать это до бесконечности невозможно. Компании вынуждены конкурировать с бюджетами «Сбера», «Газпрома», «Яндекса» и других гигантов, а денег на это нет.

Однако наниматели упускают из виду ценный кадровый ресурс — независимых специалистов. За последние пять лет их число в мире выросло с 43 млн до 78 млн человек. В России уже около 8 млн самозанятых, причем за последние полгода их стало больше на 1,5 млн. Это и есть та самая гиг-экономика — подход, при котором компании предпочитают не нанимать работников в штат, а привлекать специалистов под конкретные задачи. Это выгодно для бизнеса: он платит за результат, а не за количество отработанных часов.

На временной основе российские работодатели пока привлекают в основном линейный персонал на смены и подработку — кассиров, официантов, курьеров, но не «белых воротничков». И зря: на рынке огромное количество высококлассных кадров, способных решать сложные задачи вне штата.

Многие компании просто не понимают, как с ними взаимодействовать — какие задачи поручать и как управлять таким ресурсом. На эти вопросы помогает ответить пикселизация — фреймворк, позволяющий эффективно работать с кадрами в условиях гиг-экономики.

Пикселизация — это выделение из специфики и контекста компании задачи, которую целесообразно делегировать независимому специалисту. Задача становится самостоятельным пикселем: работать с ней может даже тот, кто не знаком с общими целями и принятыми в конкретной корпоративной среде правилами, традициями и алгоритмами.

Каждого участника проекта тоже можно рассматривать как пиксель. При этом руководитель выступает в роли процессора, который обеспечивает целостное изображение.

Первым пикселизацию как подход предложил и сформулировал эксперт в области управления персоналом и развития организации Джош Берсин в статье «Пиксельная рабочая сила: работа почти для каждого» (Josh Bersin. The Pixelated Workforce: A Job For Almost Everyone). Она вышла в 2019 году.

Какие задачи поручить внештатным исполнителям

У каждой категории специалистов — штатных и внештатных — есть своя суперсила. Штатные специалисты за счет более тесных связей и опыта внутри компании лучше понимают ее специфику и принятые в ней правила игры. Но они неизбежно теряют в насмотренности и понимании того, как задача решается в других отраслях и бизнесах.

С внештатными кадрами все наоборот. Обычно они специализируются на определенном типе задач и работают на многих заказчиков. Поэтому знают разные подходы и варианты решения одной и той же проблемы.

По понятным причинам они не знают культуру компании, ее внутренние системы и процессы. Из-за этого часто возникает стереотип, что независимые специалисты — неквалифицированные или безответственные. Но чаще всего дело не в навыках специалиста, а в том, какие задачи ему поручают и как с ним взаимодействуют.

Пикселизируй это: как компаниям решить проблему дефицита кадров

Чтобы понять, можно ли отдавать задачу независимому специалисту, стоит учесть три фактора.

  1. Характер задачи — процессная или проектная. Для работы с процессами, как правило, нужно понимать их целиком. Поэтому здесь лучше работать со штатными сотрудниками. А на проектной деятельности — с внештатными специалистами.

    Например, во всех крупных компаниях есть процессы аудита. И если речь идет о диверсифицированном холдинге, то периодически нужно проводить аудит на непрофильных направлениях. Держать для этого внутреннего специалиста бессмысленно. Либо он будет недозагружен, либо превратится в универсала и потеряет глубокое понимание узкого направления.

    То же самое — с IT-разработкой. Если речь идет о каком-то большом, значимом для компании продукте, интегрированном во внутренние системы, требуются штатные кадры. А когда вы создаете новый продукт, который нужно быстро докрутить до прототипа, полезнее внештатные исполнители. У них в активе больше инструментов, чем привыкли использовать в компании.

  2. Время на адаптацию. Чем больше времени требуется на адаптацию специалистов, которые выполняют похожие задачи внутри компании, тем меньше смысла отдавать их вовне.

  3. Ценность свежего взгляда и насмотренности. При разработке маркетинговых креативных кампаний полезно привлекать людей из других отраслей. Они дадут свежий взгляд и обогатят вас идеями.

    Еще один такой сценарий — оценка новых ниш и рынков, то есть областей, с которыми компания раньше не сталкивалась. Сторонний специалист проведет их анализ быстрее и достовернее.

Портрет независимого специалиста

  • работал в найме, но устал от корпоративных игр и культуры, решения посторонних задач, на которые уходит много времени;
  • достаточно зрелый для того, чтобы управлять списком своих задач, их объемом и сроком исполнения;
  • не нуждается в дополнительной мотивации;
  • каждый качественно выполненный заказ для него — плюс к репутации. Поэтому такому специалисту важно сделать работу даже при форс-мажорных обстоятельствах.

Как ставить задачи и взаимодействовать

Самое важное — уметь декомпозировать задачу до пикселя, который можно отдать вовне, а затем интегрировать в общий результат проекта или процесс. Это челлендж для многих руководителей.

Когда работаешь с постоянной командой в привычном контексте, используешь привычные способы решения задач, многие вещи даже не обсуждаются. Кажется, что все понимают их по умолчанию. Но если таким же образом подходить к внешним специалистам, ничего хорошего не получится.

Пикселизируй это: как компаниям решить проблему дефицита кадров

Стороннему человеку нужно дать максимально полную информацию, образ результата. Исполнитель должен понимать, в каком формате нужен этот результат, как и где он будет использоваться, с чем интегрироваться. На платформе «Профессионалы 4.0» это важный сервис: мы помогаем руководителю четко описать, что должно быть на входе и на выходе.

Так же детально нужно описывать и сам процесс взаимодействия — как и где он происходит, с какой периодичностью. По нашему опыту, взаимодействовать нужно достаточно часто — как минимум раз в неделю, а во многих случаях — ежедневно. Так вы будете понимать, насколько специалист справляется с задачей, нужны ли ему дополнительные данные и так далее.

Пикселизируй это: как компаниям решить проблему дефицита кадров

Как подбирать специалистов и оценивать скиллы

Основной способ поиска независимых исполнителей — рекомендации. Подобрать хорошего внештатного специалиста по объявлениям гораздо сложнее, особенно если вы только начинаете работать в таком формате.

Если не у кого попросить рекомендации или их оказалось недостаточно, можно обратиться на фриланс-платформу. Она выполняет роль верификатора, берет на себя часть работ по сбору и проверке информации о независимом специалисте. И таким образом становится оператором профессиональной сети, который помогает получить кадры под запрос — тогда, когда вам это требуется.

На платформах собирается вся обратная связь о людях, которые находили здесь клиентов и выполняли работу. Это похоже на отзывы о кафе и ресторанах в поисковых системах.

Часто заказчики стремятся дополнительно протестировать независимых специалистов перед тем, как приступить к проекту. Но нужно помнить, что таким исполнителям никто не платит оклад и каждый час времени для них стоит определенных денег. Они очень внимательно относятся к тому, что им предлагают сделать бесплатно.

Вместо того, чтобы давать абстрактные тестовые задания, лучше выделить фрагмент проектной задачи и заключить на него контракт. Так вы быстрее поймете, подходит ли человек для конкретного кейса.

Часто платформы (и мы в том числе) предоставляют гарантийную замену исполнителя. Если на старте оказывается, что специалист не подходит, подбирается другой человек из пула и подхватывает работу.

Как заключать контракты и оплачивать услуги

Независимые специалисты работают по договорам оказания услуг в трех статусах: как физлица, самозанятые или индивидуальные предприниматели. Главная задача заказчика на старте — быстро заключить с ними договор. Скорость подписания документов и поступления денег влияет на цену их услуг и риски, которые они закладывают в контракт.

У крупного бизнеса есть сложности с быстрым заключением контрактов с внештатными специалистами — самозанятыми, индивидуальными предпринимателями или просто физическими лицами. Компании либо не знают, как составлять такие контракты, либо боятся привлечь внимание налоговой и трудовой инспекции. Госорганы могут заинтересоваться тем, почему не оформляются полноценные трудовые отношения.

В итоге часто бизнес либо совсем отказывается от услуг независимых специалистов, либо начинает длительный сбор документов и обоснований.

Платформы упрощают этот процесс. Один из сервисов платформы «Профессионалы 4.0» — контрактование исполнителей. Мы заключаем один корпоративный договор с компанией-клиентом и уже в его рамках подписываем договоры со всеми исполнителями и расплачиваемся с ними. Это исключает для компании-заказчика риск переквалификации договора услуг в трудовой договор.

Что в итоге получает компания

Работая с независимыми специалистами, компания получает суперквалифицированных исполнителей, заинтересованных решать конкретные задачи. Так она снимает зависимость от штатных кадров и открывает себе доступ к огромному облаку внештатных специалистов, которых можно привлекать под запрос. Причем одних и тех же специалистов заказчик может привлекать периодически. Это позволяет им лучше понимать специфику компании, нивелируя свои слабые стороны и сохраняя сильные. Зачастую такой подход удобнее, чем каждый раз нанимать нового исполнителя.

Для всего этого необходим навык пикселизации задач, и на первых этапах освоить его бывает непросто. Но, как правило, хватает нескольких проектов, чтобы во всем разобраться.

Научившись пикселизировать задачи, вы сможете работать не только с внешними кадрами, но и с ИИ-решениями вроде ChatGPT. Принцип в обоих случаях одинаков. Нужно четко выделить и сформулировать задачу и дать такое представление о результате, чтобы исполнитель все понял — без адаптации, погружения в общие цели, контекст и так далее.

А учитывая тренды на рынке труда и темпы развития ИИ, пикселизация станет одним из важнейших навыков будущего для любого руководителя. Вне зависимости от того, с кем он имеет дело — с людьми или искусственным интеллектом.

Обновлено 23.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть