Холакратия и точка: как работают гибкие системы управления компанией

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Чтобы адаптироваться к резким изменениям рынка, компаниям нужно меняться изнутри. В новом выпуске подкаста «Что изменилось? Бизнес» обсуждаем, как отказ от привычной иерархии оптимизирует работу сотрудников

Следите за новыми эпизодами и подписывайтесь на подкаст на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты.

Гостья выпуска — Дарья Боровикова, архитектор процессов внутреннего развития и коуч холакратии банка «Точка».

Ведущий подкаста — Аркадий Глушенков, ИТ-редактор РБК.

Таймлайн беседы:

01:27 — Как сейчас устроены российские компании

04:29 — Кайдзен — что это?

07:33 — Принципы Agile

12:56 — Чем хорош Lean?

14:04 — Холакратия: зачем нужна и в чем ее преимущества

17:34 — Чем холакратия отличается от иерархии

24:34 — Сложности при внедрении холакратии

29:11 — Каких результатов можно достичь

34:24 — Кому не подойдет холакратия

37:35 — Как развеять опасения руководителей компании

42:26 — Нужно ли мотивировать сотрудников

Больше узнать о том, как сделать компанию устойчивой к экономическим потрясениям, вы сможете в совместном проекте РБК и банка для предпринимателей и предприятий «Точка».

Гибкие методы управления: что это и какие они бывают

Компании переходят к гибким системам управления, когда понимают, что классическая система, построенная на иерархии, не позволяет быстро адаптироваться к изменениям на рынке и к запросам бизнеса. Когда гибкие системы управления — Agile, холакратия, кайдзен — только появлялись в России, многие владельцы бизнеса опасались, что их внедрение приведет к анархии, рассказывает Боровикова. На самом деле, в гибких системах свобода действий сбалансирована ответственностью, которую за них несет каждый человек на своем рабочем месте.

Кайдзен — японская философия в менеджменте

Кайдзен — это философия постоянных улучшений, которая зародилась в Японии и означала постоянное совершенствование человека во всех сферах его жизни. Кайдзен как система менеджмента процессов родилась в компании Toyota. Каждый сотрудник, видя неоптимальности или, наоборот, переработки, не проходит мимо, а предлагает свои идеи по улучшению. Эта система помогает компании постоянно развиваться без внешних запросов — например, со стороны аудиторов. В России есть кайдзен-институт, который проводит курсы для сотрудников производств и компаний, обучая бережливому производству. Кайдзен — не просто фреймворк, но еще и философия, когда каждый человек относится к работе осознанно и неравнодушно.

Фото:David Gray / Bloomberg
Экономика образования Что такое кайдзен и как применять этот метод на практике

Agile — клиенты в приоритете

Agile — особый гибкий подход к работе с проектами, продуктами, клиентами. Боровикова уверена, что это тоже философия, которая выражена в принципах agile-манифеста: люди и взаимодействие с ними важнее процессов и инструментов, а работающий продукт важнее документации и отчетности. Кроме того, ключевое правило во взаимодействии с клиентом — постоянно доставлять ценность и приносить пользу, а не предлагать большое обновление раз в долгосрочный период. Agile позволяет постоянно учитывать изменения, которые происходят на рынке и у конкурентов. Есть возможность менять приоритеты и постоянно оставаться актуальными. Если кайдзен чаще используется на производствах, то agile — в разработке.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Что такое Agile и подойдет ли он вашей компании

Lean — инструмент, с которого можно начать

Lean — это концепция управления производственными предприятиями и процессами. Это инструмент, который применяется для оценки процессов, нахождения несовершенств на каждом этапе и создания новых способов оптимизации. Главная идея lean — бережливое производство, устранение любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности.

Экономика образования Бережливое производство в жизни: как перестать терять время и ресурсы

Холакратия — вся власть сотрудникам

Холакратия — это новая система управления компанией, которая отказывается от привычной иерархии подчинения. В классической иерархии, как правило, есть несколько руководителей, из-за которых компания не может быстро принимать решения — просто потому что они физически не могут решать столько вопросов. С этим, по мнению гостьи, рано или поздно сталкивается любой бизнес, который намерен масштабироваться. Холакратия — набор условных правил, которые записаны в одном документе — Конституции. В целом эти правила про то, что принятие всех решений от одного руководителя переходит к команде. В команде каждый человек принимает решение в своей небольшой зоне ответственности. Сотрудники — не только исполнители, но и эксперты. Благодаря таким распределенным обязанностям не приходится ждать решения CEO или совета директоров, а сразу реагировать на то, что происходит на рынке. В России есть порядка десяти компаний, которые работают по такой системе и около 100, которые берут некоторые принципы холакратии в работу.

Роль лидера при холакратии меняется — менеджер среднего звена или начальник отдела является такой же частью команды, как и все остальные. Он не управляет людьми, но может управлять процессами и выполнять другие операционные роли. Так, когда большинство задач, которыми занимаются менеджеры, переходит под управление команды, у менеджеров появляется время на то, чтобы заниматься более прикладными вещами и приносить компании большую пользу. В системах самоуправления любой руководитель-лидер может давать любые комментарии, как и любой участник команды. Перед тем, как внедрить что-то новое, каждый сотрудник задает себе вопрос «достаточно ли безопасно это попробовать?», чтобы не допустить перегиба.

Фото:Pexels
Экономика образования Как выбрать метод управления проектом: классический подход или Agile

С какими сложностями сталкиваются компании при внедрении холакратии

Внутри компании можно работать по любым правилам — но снаружи есть законодательство и проверки, что особенно важно для банков и других организаций, которые часто взаимодействуют с государственными органами. В первую очередь нужно помнить о безопасности компании и ее сотрудников, а также об обязательствах перед клиентами.

Не менее важно принимать в компанию правильных сотрудников. Нужно находить людей, которые не боятся не только пробовать новое и проявлять креативность, но и нести за это ответственность. Человек должен быть не просто профессионалом, но и обладать необходимыми личными качествам.

Холакратия сама по себе — не волшебная таблетка, которая выведет компанию на большую прибыль. Во многом успех холакратии — заслуга команды. Людям приходится учиться по-другому работать, мыслить, пробовать себя в разных сферах.

Чистую холакратию лучше не внедрять в стартапы, которые только запустились, потому что эта система на первых порах подразумевает большую неопределенность. Сначала нужно наладить работу, и потом уже пробовать новые ценности и правила.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Как бизнесу преодолеть сложные времена — подкаст «Что изменилось?»

Что почитать о гибких методах управления

Чтобы узнать больше о современных методах управления компаниями, Дарья Боровикова советует несколько книг:

  • Тони Шей, «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда»;
  • Фредерик Лалу, «Открывая организации будущего»;
  • Брайан Робертсон, «Холакратия. Революционный подход в менеджменте».
Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть