Больше, чем просто новый логотип: что такое ребрендинг и зачем он нужен

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Facebook переименовалась в Meta, «Кинопоиск» показал новый логотип, а «Билайн» — логотип и слоган. Разберемся, почему компании проводят ребрендинг

Почему ребрендингов в последнее время так много?

Из-за начала пандемии в 2020 году некоторые компании отложили презентации новых брендов до лучших времен. Спустя год ситуация с коронавирусом изменилась не сильно, поэтому компании решили не ждать и показать новые концепции сейчас.

Другая причина волны ребрендингов также связана с пандемией — из-за локдауна клиентам пришлось чаще находиться дома и пользоваться услугами онлайн. В ответ на это компаниям пришлось адаптировать свои стратегии развития: от замены рекламных кампаний до создания новых продуктов.

В результате несколько отдельных ребрендингов, которые должны были случиться в течение двух лет, совпали по датам.

Каким может быть ребрендинг?

  • Если у бренда устарела только айдентика, то компания обычно обновляет логотип, шрифт или фирменные цвета. Все это помогает привлечь внимание аудитории без смены позиционирования.
  • Напротив, если внутри компании произошли радикальные изменения — например, кроме финансовых услуг банк стал заниматься доставкой еды, — то могут потребоваться более серьезные меры, чтобы изменить восприятие и отношение клиентов.

Цели ребрендинга могут быть разными, они зависят от задач бизнеса. Вместе с директором по бренду и маркетинговым коммуникациям «Билайна» Юлией Галиной разберемся, зачем компании меняют логотипы или перестраивают бренд целиком.

Цель 1. Привлечь новую аудиторию

Одна из самых популярных причин ребрендинга на рынке — стремление «омолодить» восприятие компании. Со временем визуальная стилистика и позиционирование устаревают, поэтому их обновляют, чтобы привлечь внимание новой аудитории.

Например, в 2009 году такую цель перед собой поставил Сбербанк — руководство хотело отойти от образа «банка для пенсионеров» и привлечь более платежеспособную молодую аудиторию. С помощью британского агентства Fitch банк изменил логотип и корпоративный цвет. В 2009 году весь ребрендинг Сбербанка оценили в ₽20 млрд.

Фото:Виталий Белоусов / РИА Новости
Экономика инноваций Первая продуктовая конференция «Сбера»: главные новинки бренда

Цель 2. Подстроиться под новую повестку и настроения потребителей

Со временем появляются тренды или движения, которые отрицают устоявшиеся стереотипы в обществе. Один из таких стереотипов — отношение к рабовладельческому прошлому в США. Так, в Америке бренд соусов и риса Uncle Ben’s решил убрать с упаковок изображение афроамериканца. При этом изображение уже меняли в 2007 году — раньше дядя Бен изображался как официант, что еще больше отсылало к угнетенному положению афроамериканцев в прошлом.

Владельцы бренда Uncle Ben’s также решили изменить айдентику и других продуктов — сиропа и смеси для блинов Aunt Jemima. В случае с этим брендом компания отказалась не только от изображения афроамериканки, но и от названия. Теперь бренд Aunt Jemima переименовали в Pearl Milling Company — в честь компании, которая изобрела смесь для блинов во второй половине XIX века. Внешне упаковка все еще похожа на старую: у нее сохранился шрифт и цвета, а портрет афроамериканки заменили на картинку с водяной мельницей.

Цель 3. Отстраниться от скандала

Если компания оказалась втянута в неприятную историю, то она может провести ребрендинг, чтобы не ассоциироваться с ней. Например, основателя сети пиццерий Papa John’s Джона Шнаттера отстранили от должности в 2017 году из-за скандала, связанного с расизмом. Позже его портрет убрали из логотипа компании.

Иногда компании не говорят прямо о том, что их ребрендинг связан со скандалами — поэтому приходится строить гипотезы. Одна из таких гипотез связана с ребрендингом Facebook. На фоне историй с выборами в США и утекшим архивом документов Facebook меняет название на Meta — и кажется, что эти события связаны. Бренд же утверждает, что за этими изменениями стоит новая идея — теперь Facebook будет ассоциироваться не с соцсетями, а с будущей метавселенной. Компания считает, что со временем люди будут чаще пользоваться виртуальной реальностью и общаться друг с другом с помощью аватаров.

Фото:Michael Reynolds / Getty Images
Индустрия 4.0 Meta-вселенная Facebook: главное из интервью Марка Цукерберга The Verge

Сам Цукерберг заявляет, что ребрендинг не связан со скандалами, и о новом названии глава компании впервые задумался еще в 2012 году.

Цель 4. Показать, что у компании или продукта больше услуг и функций

Иногда бизнес расширяет перечень услуг, и большой компании становится тесно в маленьком бренде. В таких случаях маркетологи могут создать новый зонтичный бренд или изменить старый.

Можно вновь вспомнить Сбербанк, который через дочерние компании стал предлагать страхование, продавать лекарства и товары онлайн. Сбербанк переименовали в «Сбер», а остальные сервисы получили зонтичный бренд: «СберМаркет», «СберСтрахование» и другие. Для каждого из брендов сделали новую айдентику: логотип, цвет и шрифт.

«В этой ситуации компания частично или полностью меняет название и позиционирование. Такой ребрендинг займет больше времени и денег, а также потребует привлечь больше маркетологов, дизайнеров и других специалистов. Если же суть компании и ее бренда остались прежними, то достаточно обновить айдентику», — поясняет Юлия Галина.

Цель 5. Показать изменения в компании

Когда в компании меняются внутренние процессы, то это влияет и на ее продукт. Порой эти изменения не видны пользователям сразу. Компания может прибегнуть к обновлению бренда, чтобы перемены стали очевидными для всех, — например, как это сделали в «Билайне». Вместо старого слогана «На яркой стороне» оператор разработал новый: «На твоей стороне», поменяв соответствующим образом и позиционирование бренда. Также в «Билайне» поменяли логотип и шрифт.

«У нас произошли структурные изменения: мы стали более цифровой компанией, которая готова подстроиться под новые потребности пользователей. Об этих переменах мы решили сообщить через обновление бренда: слогана, логотипа и других элементов айдентики», — рассказала Юлия Галина.

Вместе с брендом «Билайн» представил и тариф «Твое решение», который поддерживает новый слоган. Тарифный пакет представляет из себя конструктор, в котором абонент может настроить количество минут и гигабайтов трафика. По умолчанию в тарифе отключены SMS-сообщения — их можно вернуть за отдельную плату.

Как оценить эффективность ребрендинга

Кажется, что каждый человек воспринимает новый слоган или айдентику субъективно, и поэтому трудно рассчитывать на конкретный результат от таких перемен. Однако на деле маркетологи могут проверить, как после ребрендинга меняются показатели, влияющие на прибыль компании.

Например, по словам Юлии Галиной, несмотря на то, что «Билайн» буквально только что обновил свой бренд, первые результаты уже есть:

«После ребрендинга обычно проседает узнаваемость рекламы — люди уже привыкли к старой айдентике и не узнают новую. Но в нашем случае все случилось наоборот — после первых недель узнаваемость рекламы не упала».

Вместе с брендом у «Билайна» обновились сайт и мобильное приложение, и здесь тоже произошел рост метрик — количество активных пользователей приложения на Android (DAU) увеличилось на 8,6%, конверсия в заказ устройств на сайте увеличилась на 38%, а конверсия в заказ SIM-карт — на 26%. Всего заказы SIM-карт и девайсов на сайте выросли на 38%.

Обновлено 17.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть