Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Что такое облако: простыми словами об облачных сервисах для бизнеса

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
Отвечаем на несколько самых распространенных вопросов про облачные технологии — что это такое, как они устроены, кому нужны и как начать с ними работать
1
Что такое облако?

Концепция «облака» была сформирована еще в 1960-х, когда появились первые высокопроизводительные мейнфреймы. Уже тогда к ним могли подключаться сразу несколько пользователей и делить вычислительные ресурсы между собой.

За несколько десятилетий эта идея эволюционировала. Сегодня облако — это комплекс технологий для решения широкого спектра задач: от разработки и запуска корпоративных и пользовательских приложений, до хранения и обработки огромных массивов данных, обучения программных моделей искусственного интеллекта.

Облачные сервисы делятся на три больших сегмента:

  1. Инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure-as-a-Service) — аренда виртуальных вычислительных ресурсов, хранилищ и сопутствующих сервисов.
  2. Платформа как услуга (PaaS, Platform-as-a-Service) — аренда не только инфраструктурных виртуальных ресурсов, но и готовых к использованию операционных систем, баз данных, средств разработки, тестирования и развертывания программ.
  3. Программное обеспечение как услуга (SaaS, Software-as-a-Service) — это готовые к использованию приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя.

Помимо 3 ключевых сегментов — IaaS, PaaS, SaaS, есть и специализированные облачные сервисы, включающие в себя элементы разных сегментов. Это AIaaS (Artificial Intelligence as a Service, искусственный интеллект как услуга), DSaaS (Data Science as a Service, обработка данных как услуга) и другие облачные услуги.

2
Кто предоставляет облачные услуги?

Облачные провайдеры — компании, аккумулирующие у себя экспертизу в области облачных технологий. Они предлагают специализированные сервисы, а также сегментируют услуги таким образом, чтобы принести максимальную пользу своим клиентам: предпринимателям, IT-разработчикам, научным и общественным организациям.

Облачный рынок — самый перспективный сегмент в сфере IT. Даже во время кризиса он не потерял высоких темпов развития. Так, например, три крупнейших мировых облачных провайдера Amazon Web Services (AWS), Microsoft Azure и Google Cloud во втором квартале 2020 года показали значительный рост выручки по сравнению с докризисным периодом. Это свидетельствует о высоком спросе на облачные услуги в мировом масштабе. Не отстали от лидеров рынка и российские компании. Облачный провайдер группы Сбербанка — SberCloud — даже в неблагоприятных рыночных условиях сумел вывести на рынок 40 новых, востребованных бизнесом сервисов, в составе своей облачной платформы SberCloud.Advanced.

3
Кто пользуется облачными сервисами?

Самые разные компании, от индивидуальных предпринимателей и стартапов до корпораций и госструктур. Это e-commerce площадки, стриминговые сервисы, малый бизнес, госорганизации. Одни делают ставку на резервное хранение и архивацию данных, тестируют новые продукты в облаке до запуска на массовую аудиторию. Другие используют весь спектр возможностей облачных платформ и переносят на их мощности все свои бизнес-процессы.

Например, американская корпорация General Electric использует облако, чтобы хранить и обрабатывать огромные объемы данных, связанных с работой промышленного оборудования — нефтяных и газовых установок. В то же время корпорация перенесла на облачную платформу более 350 бизнес-приложений, вполовину сократив затраты на их эксплуатацию.

Банки также используют облачные платформы. Они разворачивают в них бизнес- и пользовательские приложения, системы искусственного интеллекта, помогающие строить маркетинговые стратегии, анализировать предпочтения клиентов и предлагать клиентам новые услуги. Так Сбербанк на базе облачной платформы SberCloud формирует собственную экосистему и предлагает новые продукты и услуги.

4
Но ведь можно делать все то же самое самостоятельно. Чем облачные платформы лучше?

Облако позволяет мгновенно подключить нужные услуги и отключить те, необходимость в которых уже отсутствует. Все это может тарифицироваться по модели pay as you go («оплата по мере потребления»). Таким образом, компания-клиент тратит ресурсы только на используемые мощности и может выделить больше времени на развитие собственного бизнеса: быстро тестировать маркетинговые гипотезы, сокращать time-to-market продуктов и вовремя масштабировать свои сервисы.

Облачный провайдер берет на себя капитальные затраты на закупку оборудования и расходы на его обслуживание (при использовании IaaS). Самые зрелые и высокотехнологичные облачные платформы, такие как, например, SberCloud.Advanced, предоставляют клиентам еще и готовые программные среды с операционными системами, базами данных, инструментами разработки и тестирования (модель PaaS). Именно последний подход позволяет удешевить и ускорить процесс проектирования и вывода на рынок новых продуктов и услуг.

5
Хорошо, но насколько надежно и безопасно облако?

Облачные провайдеры размещают свои вычислительные мощности в дата-центрах. Это хорошо охраняемая территория, оснащенная самыми современными средствами защиты. Внутри действует пропускной режим, на дверях стоят магнитные замки и биометрические сканеры. Дата-центры в обязательном порядке оборудуют системами кондиционирования и пожаротушения, а также резервными электрогенераторами. Надежность работы всего оборудования, его отказоустойчивость сертифицируется международной организацией Uptime Institute. Дата-центры, используемые ведущими облачными провайдерами, имеют сертификат Tier 3. Устойчивость к отказам такого центра составляет 99.982%, что означает, что сервера или накопители, стоящие в таком дата-центре, могут быть недоступны не более семи с половиной минут в течение месяцев. Собственные дата-центры такого класса могут позволить только крупнейшие компании мира.

Высококвалифицированные специалисты облачного провайдера области информационной безопасности регулярно проверяют его информационные системы на наличие уязвимостей и используют для этого самые совершенные решения. Большинство компаний, которые не пользуются облаком, не располагают специалистами такого высокого уровня, и не имеют столь эффективных и дорогостоящих программно-аппаратных комплексов для защиты своей ИТ-инфраструктуры и данных клиентов.

6
Как понять, нужно ли это моему бизнесу?

Облачные технологии универсальны. Их используют в бизнесе, науке, образовании и в госсекторе. Они нужны практически любой компании и организации, работающей с данными и имеющей свою ИТ-инфраструктуру, так как делают бизнес более гибким, быстрым и эффективным, а значит более конкурентоспособным.

Какие именно облачные сервисы нужны, зависит от характера решаемых задач. Если это торговый бизнес, а клиенты начали больше покупать в онлайн, то возможно расширение e-commerce-составляющей с помощью ресурсов облачной платформы. Если же компания имеет широкую региональную сеть, то оснащение каждого филиала собственной ИТ-инфраструктурой долго и дорого, намного проще воспользоваться виртуальным ЦОДом облачного провайдера.

Следующий материал: