Ничего не навязывать: как правильно менять корпоративную культуру

Юлия Андроновская
Юлия Андроновская (Фото: «Полюс»)
Для быстрого развития компании нужны понятные правила игры и общие внутренние ценности. Директор департамента по подбору и развитию персонала «Полюса» Юлия Андроновская рассказывает, как их сформулировать и внедрить

Об эксперте: Юлия Андроновская, директор департамента по подбору и развитию персонала компании «Полюс».

Около 20 лет работает в сфере HR, занимается построением и развитием систем обучения и подбора персонала, корпоративной культурой и внутренними коммуникациями. До прихода в «Полюс» работала в «СУЭК», «Российском алюминии» и рекрутинговом агентстве Bails Recruitment.

Зачем менять корпоративную культуру

Несколько лет назад наша компания перешла к новому этапу развития. «Полюс» двигался сразу по двум важным трекам. Это цифровизация и повышение мощностей действующих предприятий, а таже создание и развитие методологический базы по целому ряду бизнес процессов.

Но любые изменения на первоначальных этапах неизбежно сопровождаются сопротивлением: все новое пугает людей. Ситуация осложнялась тем, что «Полюс» — территориально распределенная компания, которая работает в нескольких регионах России. Это мешало командам почувствовать себя единым целым и затрудняло многие внутренние процессы.

Для нас же было важно вовлечь в процесс всех сотрудников — от топ-менеджмента до рабочих на производственных площадках. Это и стало главным драйвером для изменения корпоративной культуры.

«Полюс» никогда не был авторитарной компанией. Мы идем через убеждение, открытый диалог с нашими бизнес-единицами. И в этом диалоге важно слышать, насколько проводимые изменения укладываются в тот или иной процесс.

К примеру, раньше в каждой единице компании были собственные регламенты подбора персонала. И пока мы не объяснили, зачем нужна унификация, не доказали коллегам необходимость изменений, не выслушали их опасений, мы не могли двигаться дальше. Так «Полюс» действует во всех своих проектах, в том числе и при выстраивании корпоративной культуры.

Фото:Vince Fleming / Unsplash
Экономика инноваций Как внедрять инновации в компанию: главные принципы, советы и ошибки

Из чего состоит этика компании

Чтобы внедрять изменения, в первую очередь нам нужно было договориться о том, как мы ведем себя внутри компании. Поэтому фундаментом для новой культуры стал Кодекс корпоративной этики. Процесс его создания и внедрения включал несколько основных элементов.

Изучение мнений сотрудников

Для начала мы выяснили, что думает персонал. Основной целью было найти те точки соприкосновения, которые объединяют разные группы сотрудников, — рабочих, линейных руководителей и топ-менеджеров.

Прежде чем проводить опросы, мы объясняли персоналу, насколько важно договориться о внутреннем взаимодействии и понять, что ценно для каждого из нас. Подчеркивали, что мнение каждого человека будет обязательно учтено и станет частью наших общих правил.

В итоге люди сами приходили в отдел кадров и просили анкеты, чтобы их заполнить. Больше 10% от общей численности персонала приняли участие в анкетировании и фокус-группах.

«HR: от найма до развития и мотивации сотрудников» — подборка РБК Pro

Причем там не было кондовых вопросов в духе «назовите четыре главных для вас ценности». Сотрудников спрашивали, на что они обращают внимание при взаимодействии с коллегами, какой они хотят видеть компанию, какие ценности, по их мнению, реализуются или не реализуются в нашей корпоративной среде.

Это, кстати, потом очень помогло внедрению самого кодекса. Сотрудники осознали, что документ не придумали где-то наверху. Он стал результатом того, что они сами говорили на фокус-группах и писали в анкетах.

По итогам исследования нам удалось сформулировать основные ценности «Полюса»: эффективность, развитие, профессионализм, сотрудничество, безопасность и стабильность. Кроме того, мы определили стандарты и правила поведения в компании, которые охватывали взаимодействие с коллегами, деловыми партнерами, а также наши обязательства перед обществом.

Результаты исследования мнения сотрудников (из презентации компании)
Результаты исследования мнения сотрудников (из презентации компании)

Обучение

На первом этапе мы организовали масштабное очное обучение на разных уровнях — руководителей бизнес-единиц, управляющей компании и линейных менеджеров. В свою очередь, линейные менеджеры по готовым материалам проводили обучение среди рабочих.

Также в «Полюсе» разработали большой дистанционный курс на собственной образовательной платформе. Любой новый сотрудник обязательно должен этот курс пройти. Делать это можно не только на работе, но и дома. Кроме того, мы рассказываем о кодексе на очных ориентационных семинарах в рамках адаптационной программы для новичков.

Координаторы по этике

Для реализации кодекса в компании создали институт координаторов по этике. Это не должность, а люди, которые глубоко разбираются в том, что написано в нашем кодексе. К ним сотрудники могут обратиться в любой момент, если им что-то непонятно или возникла сложная ситуация. Координаторы проходят регулярное обучение, которое фокусируется на общении с людьми, техниках взаимодействия и решений ситуационных задач.

Социальная экономика Бизнес и общество: как во время кризиса рождается новая этика отношений

«Горячая линия» кодекса

На нее любой сотрудник может позвонить в сложной этической ситуации, чтобы донести свое негодование или сомнения до руководства компании. Например, в какой-то момент мы начали получать повторяющиеся нарекания в адрес линейных руководителей одной из бизнес-единиц. Сотрудники жаловались на некорректное взаимодействие — хамство, ругань, переход на личности.

Стали предметно разбираться, что там происходит и почему. Оказалось, действительно есть проблема: отсутствует управленческая культура.

Чтобы исправить ситуацию, совместно с предприятием разработали тренинг для линейных руководителей. Главной задачей было дать им навыки коммуникации с сотрудниками, управления командой. Ведь почему руководитель кричит, переходит на личности? У него просто не хватает инструментария, и он не знает, как бывает иначе.

На этот тренинг мы направляли принудительно. Этот тот редкий случай, когда все-таки пришлось включать административный ресурс. Охватили весь линейный состав и в итоге получили от участников очень хорошие отклики. А количество обращений с жалобами на некорректное поведение резко снизилось.

Как меняться по заявкам сотрудников

Раз в два года мы проводим исследование вовлеченности сотрудников. Один год уходит на само исследование и еще год — на то, чтобы отреагировать на боли и проблемы, которые беспокоят людей. Исходя из полученных запросов, каждая бизнес-единица готовит план корректирующих мероприятий.

Как правило, просьбы очень простые и понятные. На какие-то мы можем реагировать сразу, а какие-то требуют более длительных и серьезных решений, в том числе инвестиционных. Но мы обязательно освещаем этапы их реализации сотрудникам. К примеру, людей беспокоило отсутствие нормальной связи на производственных площадках. Многие работают вахтовым методом и удалены от семьи, им хочется пообщаться с родными по видеосвязи, находясь в закрытых поселках.

По итогам программы мероприятий, разработанной и реализованной ИТ-службой компании, мы значительно улучшили и расширили возможности доступа к wi-fi.

Еще одна проблема, которую выявили по итогам последнего исследования, состояла в том, что людям не хватает информации о происходящем в компании. В итоге мы совместно с PR-подразделением пересмотрели систему информирования сотрудников.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Винтики или инженеры сложных машин: зачем компаниям идеи сотрудников

Какие нужны инструменты коммуникаций

Вместе с изменением корпоративной культуры мы постарались изменить внутренние коммуникации таким образом, чтобы постоянно поддерживать диалог. Причем речь идет как об общении руководства с персоналом, так и сотрудников между собой.

Вот лишь несколько примеров того, что мы успели сделать на сегодняшний день.

  • Расширили тематику корпоративной газеты

В частности, усилили повестку, касающуюся развития социально-бытовых условий.

  • Создали понятный алгоритм проведения очных встреч руководства с коллективами

Если раньше это был монолог, сконцентрированный исключительно на производственных показателях, то теперь все иначе. Перед встречей мы собираем темы и вопросы, интересующие сотрудников. И исходя из их интересов, строятся доклады нескольких руководителей. А сами встречи проводятся в режиме диалога.

Поначалу директорам было сложно перейти в диалоговый формат. Но нам здесь помогают коллеги из пиар-службы. Они на регулярной основе проводят обучение руководителей, которое укрепляет и ораторские навыки, и способность работать с «живой» аудиторией.

  • Организовали «прямую линию» с гендиректором компании, на которой он отвечает на вопросы сотрудников

Первая «прямая линия» заняла примерно 1 час 40 минут. Отклик аудитории был очень позитивным.

  • Запустили механизмы, укрепляющие неформальные горизонтальные связи и контакты

Например, у нас есть такой виртуальный инструмент как «Сказать спасибо». Его можно использовать, когда хочется поблагодарить коллег за сотрудничество, эффективность, профессионализм или другие моменты, отражающие корпоративные ценности.

Также в компании работает сервис «Random кофе», позволяющий познакомиться с коллегами. Сотрудники подают заявку на участие в этой программе, и система сама случайно подбирает коллегу для знакомства. И если вы находитесь в одном регионе, можно встретиться, выпить кофе, рассказать друг другу, чем занимаетесь. Скажем, человек из финансового подразделения может даже не представлять, чем занимаются айтишники. А на такой встрече есть возможность понять специфику чужой работы, задать вопросы.

Каких результатов удалось достичь

Все перечисленные инновации в области этики и коммуникаций уже дали «Полюсу» вполне понятный и измеримый результат.

За последние пять лет:

  • вовлеченность персонала выросла с 43% до 51%;
  • лояльность — с 54% до 79%;
  • информированность — с 34% до 67%.

По итогам всей этой работы мы сделали для себя один важный вывод. Людям не стоит ничего навязывать. Нужно просто уметь их слышать и правильно реагировать на услышанное.

Обновлено 05.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть