В наши дни большинство любителей космоса следят за любимыми миссиями в соцсетях. Важной вехой в развитии такой коммуникации стали твиттер-аккаунты марсоходов, которые одними из первых покорили интернет еще в 2000-х годах. «РБК Тренды» рассказывают, какую роль играют аккаунты космических аппаратов в эволюции научной коммуникации и как меняют отношение к науке.
Что такое твиттеры марсоходов
Твиттеры марсоходов — это официальные аккаунты в Twitter (ныне X), которые NASA ведет от имени марсоходов, таких как Curiosity и Perseverance, а ранее — Spirit и Opportunity. Эти аккаунты публикуют сообщения от первого лица, посвященные приключениям марсианских аппаратов.
Формат начал развиваться в 2008 году, когда NASA завело аккаунт @MarsPhoenix — первого «говорящего» ровера. Он публиковал апдейты от первого лица во время миссии на Северном полюсе Марса. Вскоре @MarsPhoenix стал пятым по популярности аккаунтом во всей соцсети, набрав более 38 тыс. подписчиков.
В 2009-м появился аккаунт @MarsRovers (@SpiritandOppy), объединивший миссии марсоходов Spirit и Opportunity. Их твиты с юмором описывали рабочие будни аппаратов и трагично рассказывали о завершении миссий. Самым же популярным у читателей стал твиттер @MarsCuriosity, который завели в 2012 году. Он породил множество мемов благодаря шуточным постам марсохода и его селфи, а за годы существования набрал более 4 млн подписчиков.
В 2020-м к аккаунту добавился @NASAPersevere, который описывал эпичную посадку марсохода и работу первого марсианского вертолета.
Чем они запомнились?
Посты в аккаунтах марсоходов неоднократно вызывали широкий отклик у аудитории и даже становились «культурными феноменами».
Последние слова Opportunity
В 2019 году от имени марсохода Opportunity был опубликован твит: «My battery is low and it’s getting dark» («Моя батарея садится, и тьма сгущается»). Аппарат прощался с аудиторией после того, как проработал 15 лет вместо запланированных 90 дней. Сообщение вызвало большой эмоциональный отклик, а пользователи сравнили его с последними словами исследователя-одиночки перед смертью. После этого в Twitter стремительно набрал популярность хештег @GoodNightOppy, а в 2022 году вышел одноименный документальный фильм «Спокойной ночи, Оппи», в котором ровер предстает похожим на персонажа мультфильма Pixar — Wall-E.
Успешная посадка и первые шаги Perseverance
В 2021 году марсоход Perseverance сообщил всему миру о своей успешной посадке на Марс: «Hello, world. My first look at my forever home. #CountdownToMars» («Привет, мир. Мой первый взгляд на мой вечный дом»). Помимо поэтичности твита, пользователи обратили внимание на использование «Hello, world» — первой фразы, которую учатся выводить начинающие программисты с помощью кода. Кроме того, сообщение сопровождалось снимками Марса. Твит собрал более 800 тыс. лайков и сотни тысяч репостов.
Чуть позднее Perseverance порадовал фолловеров своими первыми шагами: «I’m moving! Just took my first test drive on Mars, and checking out my new wheels. So far, so good» («Я двигаюсь! Только что совершил первую пробную поездку по Марсу и проверил свои колеса. Пока все идет хорошо»). Анимация со следами колес вызвала восторг зрителей, поскольку ровер официально начал путешествие по Марсу.
Летом 2025 года Perseverance прислал новые снимки. Команда NASA воспользовалась ясной погодой на Красной планете, чтобы сделать одну из самых четких панорам за всю историю миссии. Изображение состоит из 96 снимков, сделанных с одного места, но под разным углом. На фото можно увидеть камни, границу между двумя геологическими образованиями и холмы, расположенные друг от друга на расстоянии до 65 км. В обработанной версии марсианское небо выглядит удивительно чистым и обманчиво синим, в то время как на версии с естественными цветами оно красноватое.
Также Perseverance обнаружил на поверхности Марса любопытный камень, по форме напоминающий вулкан или боевой шлем. Его поверхность усеяна неровностями и вкраплениями, из-за чего он напоминает древний доспех. Есть версия, что на Марсе такие образования могли возникать, когда грунтовые воды проходили сквозь пористые осадочные породы.
Шутки Curiosity
В 2013 году аппарат Curiosity насмешил подписчиков, «спев» сам себе песню Happy Birthday: «Happy birthday to me… Wait, how do I know it’s my birthday? Earth told me. I don’t have a cake, but here’s a selfie!» («С днем рождения меня… Стоп, откуда я знаю, что у меня день рождения? С Земли сказали. У меня нет торта, но вот селфи!»).
Таким образом Curiosity «отметил» годовщину своей миссии, а автопортрет аппарата стал мемом. После этого ровер стал регулярно публиковать автопоздравления, а фанаты присоединялись к ним.
Уже в 2022 году аппарат снова провернул смешной трюк, найдя «дверной проем»: «Sure, it looks like a tiny door. But really, it’s a natural rock formation. Still… anyone home?» («Конечно, это выглядит как маленькая дверь. Но на самом деле это природное образование. Всё равно… есть кто дома?»). Фото странной щели в скале породило теории и мемы про «марсианские двери», а NASA пришлось объяснять, что это всего лишь результат эрозии.
Казусы со Spirit
Еще один марсоход, Spirit, тоже любил обращать серьезные ситуации в курьезные. В 2009 году, когда аппарат застрял в песке, он написал: «I’m not stuck. I’m just… conducting long-term traction research. Yeah. That’s the story» («Я не застрял. Я просто… провожу долгосрочное исследование силы сцепления. Да. Именно так»). В действительности же дела были настолько плохи, что Spirit пришлось завершить миссию.
Для чего нужны твиттеры марсоходов
Американское космическое агентство придумало идею твиттеров марсоходов не просто так: это стратегия, сочетающая популяризацию науки со сторителлингом и трендами соцсетей. У роверов в соцсетях появляются подписчики, в том числе и селебрити, а сами марсоходы оперируют популярными сетевыми оборотами, чтобы быть ближе к аудитории. Кроме того, соцсети дают возможность для обратной связи, делая науку ближе к простой аудитории.
Работники NASA признавали, что основная их цель — удерживать интерес людей к миссиям, которые могут длиться месяцы, если не годы. Они отмечали, что тщательно работали над личностью и характером каждого ровера. Так, в случае с Perseverance специалисты решили заранее продумать «хобби» марсохода: фотография, коллекционирование камней и езда по бездорожью.
«В течение последних нескольких лет мы жили с командой миссии. Эта личность становится для нас самоочевидной и очень узнаваемой, когда мы тесно сотрудничаем с командой. Находясь там каждый день, мы видим, насколько ровер отличается от других роботов», — отмечала менеджер по связям с общественностью Каролина Мартинес.
В NASA выделяют несколько ключевых аспектов этого тренда:
- популяризация науки через рассказы «просто о сложном» — твиттеры марсоходов увлекательно повествуют об миссиях, открытиях и технологиях;
- прямая связь с аудиторией — люди могут следить за исследованиями аппаратов в реальном времени, подобно реалити-шоу, а также задавать вопросы и писать комментарии, зная, что получат обратную связь;
- широкий охват — популярные посты в соцсетях могут набирать миллионы просмотров, а аудитория аккаунтов расширяется за счет репостов, тогда как специализированные ресурсы посещают только исследователи или энтузиасты космоса;
- обращение к эмоциям — в соцсетях можно публиковать посты, которые будут затрагивать чувства аудитории, например мемы или «последние слова» аппаратов.
Подобные стратегии превращают марсоходы в «блогеров» с другой планеты, делая науку ближе к людям, а также привлекая новую аудиторию, поясняют в космическом агентстве. Подход NASA к ведению твиттеров марсоходов неоднократно отмечался наградами. В 2012 году @MarsCuriosity получил премию Shorty за лучшее использование государством социальных сетей. Этой же премией в 2009 году отмечали @MarsPhoenix.
Уже существует несколько исследований, которые подтверждают, что подобный подход не только популяризирует науку через антропоморфизацию (очеловечивание) космических аппаратов, но и меняет то, как люди воспринимают технологии — через эмоции и юмор. Так, твит Opportunity о «смерти» набрал в разы больше репостов, чем обычные новости о завершении миссии. Исследователи приходят к выводу, что социальные сети изменили науку и научную коммуникацию.
Также они замечают, что антропоморфизированная коммуникация упрощает понимание сложных концепций, а люди чаще запоминают информацию, поданную через истории с персонажами. Отдельные авторы даже предлагали включать твиты NASA в пособия для детей и подростков, чтобы повысить их вовлеченность в учебный процесс.
Однако некоторые исследователи подчеркивают, что антропоморфизм в науке имеет свои подводные камни: люди начинают приписывать неодушевленным объектам наличие сознания и могут чрезмерно реагировать на негативные события. Также они обнаружили, что пользователям часто было трудно распознать, когда твиты были связаны с роботами, а не людьми. В случае с Opportunity новость о «гибели» марсохода пользователи ошибочно воспринимали как сообщение о смерти человека в 63% случаев. Сторонники этой точки зрения не отвергают подход как таковой, но выступают за осознанное использование антропоморфизации.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.