Содержание:
Что такое дополненная реальность (AR)
Дополненная реальность, или AR (от англ. Augmented Reality) — это технология, которая накладывает цифровую информацию на реальные объекты. Человек может взаимодействовать с ней через устройства — смартфоны, планшеты или специальные очки.
Чем дополненная реальность отличается от виртуальной
Если виртуальная реальность погружает пользователей в полностью цифровую среду — сцены из фильмов и игр или даже природный ландшафт экваториальной Африки, — то с дополненной реальностью все иначе. Она не заменяет реальное пространство сгенерированным, а лишь вносит изменения в виде новых объектов. Условно говоря, создает мост между цифровым и физическим мирами.
За 2023 год рынок дополненной реальности вырос почти на 10%, а число зарегистрированных компаний превысило 26 тыс. [1]. Технология используется в маркетинговых кампаниях, на производстве и в ряде других сфер.
Как работает дополненная реальность
Все завязано на устройствах. Пользователь направляет камеру, после обрабатываются данные — это позволяет более точно расположить виртуальные предметы. А затем — отображение: на экране появляется картинка реального мира с цифровыми объектами. Например, так устроены маски на фотографиях в социальных сетях.
Существует два основных типа дополненной реальности:
- Маркерная. Для запуска дополненной реальности требуется специальный маркер — фотография, QR-код или нечто подобное. Устройство сканирует маркер камерой, и на его месте всплывает цифровой объект. Маркер статичен, это позволяет пользователям перемещаться и осматривать предмет с разных углов. Такую технологию, к примеру, издательство «Просвещение» использует в учебниках физики для седьмого класса.
- Безмаркерная. В этом случае для дополненной реальности маркеры или их аналоги не требуются — устройство просто выводит цифровой объект на экран благодаря датчикам, GPS и остальным системам. Безмаркерная дополненная реальность может использоваться во время хирургических операций, чтобы показывать информацию о состоянии пациента. Или в играх, как в Pokemon Go.
Где используется дополненная реальность
Чтобы дополненная реальность работала, нужны качественные данные и сильный искусственный интеллект, что требует инвестиций. Но 2023 год для отрасли выдался не лучшим: финансирование стартапов сократилось на 50% [2].
Тем не менее интерес к использованию дополненной реальности остается. Компания Apple выпустила гарнитуру Vision Pro феврале 2024 года и вернула интерес к технологиям дополненной реальности у многих пользователей [3]. А Disney приобрела долю в Epic Games за $1,5 млрд для создания новой виртуальной развлекательной вселенной [4]. И этим примеры не ограничиваются.
Торговля
Главное преимущество дополненной реальности в ретейле — показывать, как будет выглядеть купленный товар.
В 2017 году IKEA запустила приложение Place: покупатель может достать свой смартфон, выбрать продукт, на который смотрит, и разместить его в своей комнате [5]. А если все понравилось, то и заказать. Похожее приложение запустил Amazon — Room Decorator [6]. Его функции можно использовать даже находясь вне дома: только нужно сделать снимки комнаты для последующего доступа.
Производство
Дополненная реальность повышает производительность и точность рабочего процесса. По крайней мере, это обещают разработчики умных очков Vuzix [7].
Они становятся своего рода помощниками. Через очки у работников есть доступ к видеоинструкциям и контрольным спискам в режиме реального времени, что позволяет сократить количество ошибок и повысить качество работы. А если возникают трудности, умные очки помогают инженерам найти проблему, показывая информацию об изделии в реальном времени.
Медицина
В 2013 году Google выпустила очки, которые открывают доступ к виртуальной и дополненной реальности [8]. Они так и называются — Google Glass. Очки проецирует информацию на небольшой экран, расположенный чуть выше и правее правого глаза пользователя, не создавая при этом практически никаких препятствий для зрения.
Среди прочего очки нашли свое применение в медицине [9]. Например, Google Glass используются врачами для мониторинга состояния здоровья пациентов и поддержания плана лечения. А еще очки используются специалистами для записи медицинских консультаций и обеспечивают удаленное сотрудничество между врачами.
Игровая индустрия
Самый простой пример — игра Pokemon Go. Она вышла в 2016 году, и за четыре месяца с момента релиза ее скачали более 500 млн раз [10]. Геймплей такой: игроки пытаются найти покемонов в дикой природе с помощью своих смартфонов. Когда пользователь его находит, персонаж появляется на экране в декорациях реального мира.
По сути, Pokemon Go превратил весь реальный мир в игровое пространство и подстегнул интерес к дополненной реальности, показав одновременно ее доступность и массовость.
Какую пользу дополненная реальность приносит бизнесу
В 2023 году рынок дополненной реальности составил почти $78 млрд [11]. По прогнозам, к 2034 году он достигнет почти $2,8 трлн, то есть ежегодный рост составил 38,5%. При этом пользу бизнесу дополненная реальность приносит уже сейчас.
-
Обучение сотрудников. «Образовательные системы просто не поспевают за спросом на новых работников, — считает Дэвид Фрэнсис, генеральный директор Virtual Method. — Обучение на месте, с точки зрения наблюдателя, подкрепленное искусственным интеллектом, станет прорывом для тех, кто в него инвестирует» [12].
Виртуальная реальность может быть отличным инструментом для обучения и сотрудничества, позволяя участвовать в симуляциях, которые точно имитируют реальные сценарии. И не важно, что это — хирургическая операция или работа над машиной на конвейере.
-
Повышение вовлеченности клиентов. С дополненной реальностью клиент получает захватывающий и интерактивный опыт. Отсюда лояльность к бренду и выход на новую аудиторию: впечатления хорошо продаются [13].
-
Улучшение рабочих процессов. Дополненная реальность повышает эффективность и оптимизирует весь рабочий процесс. Данные о продукте в реальном времени и интерактивные рекомендации помогают сотрудникам решать сложные задачи и снижают вероятность ошибок. А это сказывается на эффективности всего бизнеса.
-
Конкурентное преимущество. Многие потребители по-прежнему предпочитают совершать покупки в традиционных магазинах: их можно примерить [14]. Но благодаря дополненной реальности эти традиционные покупатели вскоре смогут совершать больше покупок онлайн, ведь незачем тратить по несколько часов в магазине, когда нужную вещь можно оценить, не выходя из дома. А это даст дополнительные продажи компаниям, которые не боятся использовать новые технологии.