Кто такой бизнес-коуч и как его выбрать для команды

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Рынок коучинга в России молод: это порождает сотни псевдоэкспертов и скептицизм в обществе. При этом многие предприниматели планируют работать с коучами по вопросам бизнеса. Разбираемся, как выбрать корпоративного коуча

Об эксперте: Алексей Баранов, сертифицированный коуч в методологии Gallup StrengthsFinder, executive-коуч, CEO CrewMakers.

Содержание:

Кто такой бизнес-коуч

Бизнес-коуч — это профессиональный наставник, который поддерживает, обучает и вдохновляет владельцев бизнеса и команду. Он дает рекомендации относительно видения, роста и целей компании.

Эффективные бизнес-коучи не только обеспечивают мотивацию, но также внедряют стратегии и расставляют приоритеты, помогающие бизнесу расти. Коуч ― объективная третья сторона, которая предлагает непредвзятую точку зрения и конструктивную критику, устраняет ограничивающие убеждения, рекомендует новые подходы в процессах, а также возможности для расширения нетворка. По данным глобального института коучинга IPEC, 99% тех, кто прошел через бизнес-коучинг, остались «удовлетворены или очень довольны», а 96% сказали, что «повторили бы этот процесс».

Фото:Freepik
Социальная экономика Что такое коучинг и почему люди платят за то, чтобы им задавали вопросы

Зачем бизнесу коучинг

40% всех компаний из списка Fortune 500 инвестируют в бизнес-коучинг. По прогнозам, спрос должен был достигнуть $11,2 млрд в 2023 году. По словам Эрика Шмидта, экс-CEO компании Google и бывшего члена совета директоров Apple, обе компании во многом обязаны своей оценкой в триллион долларов своему бизнес-коучу Биллу Кэмпбеллу.

Сегодня в мире насчитывается 93 тыс. сертифицированных коучей-практиков. Мировая индустрия коучинга ― это миллиардный рынок (приближается к $20 млрд), охватывающий широкий спектр направлений. Если обобщить, коучинг представляет собой помощь другому человеку в достижении его личных и/или профессиональных целей.

В какой-то момент почти все владельцы бизнеса обнаруживают, что без дополнительной поддержки вывести свое детище на новый уровень не получится. Этой опорой и проводником к желаемой цели становится бизнес-коуч.

Фото:Nik MacMillan / Unsplash
Экономика образования В каких ситуациях следует обращаться за помощью к коучам

Как выбрать идеального коуча: критерии

  1. Самое важное ― это образование. Минимальный срок обучения для получения сертификата профессионального коуча в ICF (Международная федерация коучинга) составляет 128 часов. Чтобы получить другие уровни сертификации, нужно наработать 100, 500 или 2500 часов практики (уровни АСС, РСС, МСС). Каждый год коуч должен подтверждать свою квалификацию: не менее 40 часов занятий. Причем история с образованием ― это не только про «корочку», но и про владение несколькими подходами и умение их миксовать в процессе сессии, понимая, что нужно конкретному клиенту.
  2. Коуч должен понимать, о чем он говорит, быть конгруэнтным. Как правило, бизнес-коуч сам опытный предприниматель, набивший не одну шишку и решивший использовать свои таланты в области наставничества. То есть если специалист предлагает услуги бизнес-коучинга, он должен быть в контексте, чтобы помогать достигать каких-то предпринимательских результатов. Если говорить про позицию executive-коуч, это человек, который совмещает в себе не одну роль и часто может выходить за рамки одного конкретного инструмента для достижения результата для клиента. Это и сам коучинг как суть, и менторинг, и даже психологическая работа.
  3. Фокус должен быть на результате, а не на процессе. Грамотная постановка вопроса и постоянный возврат к цели как к главному ориентиру — ключевой навык коуча по бизнесу, которому учат во всех международных школах обучения коучингу. Наши мысли часто переплетаются и отводят внимание от исходной цели. В игру вступают эмоции, ограничивающие установки, страхи и убеждения. Коуч должен возвращать фокус на цель.
  4. Важно, чтобы специалист был проявлен в соцсетях и медиапространстве. Почитав, чем человек делится (экспертиза, кейсы, позиция, ценности), послушав подкасты, посмотрев на его манеру общения в рамках какого-то интервью на YouTube, уже можно определить, хотите вы работать с этим человеком или нет. Обращайте внимание, насколько коуч соответствует тому, о чем рассказывает. Иногда в профиле может транслироваться одно, а в постах в блоге совершенно другое.
  5. Обращайте внимание на количество часов практики, а также на отзывы от корпоративных и частных клиентов, в том числе негативные. Запросы у всех разные. Может оказаться так, что конкретному человеку подход коуча не зашел и опыт получился негативным, а для того, кто приходит с другим запросом, этот подход — именно то, что нужно.
  6. Несомненно, важна партнерская позиция. Это не коучу нужно работать с человеком, а человеку с коучем. Поэтому коуч никогда не навязывает свои услуги. У него есть экспертиза, благодаря которой клиент может прийти к своей цели. Это касается и корпоративной, и частной практики.
  7. Хорошо, когда коуч не боится демонстрировать незнание. Если есть, например, в какой-то корпоративной или частной практике узкоспециализированные термины или детали, которые непонятны человеку в силу своей специфики, коуч не кивает и не говорит: «Да, это все для меня понятно». Он задает дополнительные вопросы, погружается и не боится показаться некомпетентным в этой узкой специализации.
  8. Важна конфиденциальность. Обычно корпоративный коуч работает либо с первым лицом компании, либо с теми, кто работает непосредственно под руководством CEO. После сессий с сотрудниками коуч не имеет права рассказывать директору, о чем была сессия и что вообще говорил ему этот сотрудник. В своей практике, например, перед встречей с C-level-сотрудником я провожу короткий бриф с генеральным директором, чтобы понять, какие конкретно вопросы ему важны. Бывает, в человеке видят потенциал, но он не показывает результатов. Генеральный просит прояснить, почему так происходит. Во время сессии с сотрудником я напрямую или косвенно пытаюсь найти ответы. Когда сессия заканчивается, я не выдаю генеральному информацию в формате: это происходит потому-то и потому-то. А преподношу результат в формате рекомендаций: чтобы человек показал результат, сделайте вот это и это.
  9. Профессиональный коуч ценит свое время и даже установочные сессии с CEO проводит за деньги. Многие коучи любят историю с бесплатными сессиями, сессиями-знакомствами и т.д. Я считаю, что это не самая правильная история. Если есть запрос от компании, лучше провести установочную сессию с первым лицом за деньги, чем встречаться для беспредметной бесплатной коуч-сессии. И если ему зайдет, то раскатывать обучение на команду, если нет — компания дальше ищет подходящего коуча. Конечно, поговорить с HR, рассказать о подходе, выяснить запрос — это бесплатно. Но коучинговая работа без оплаты не делается.
  10. Хороший бизнес-коуч должен обладать искренним интересом к людям, желанием вкладываться в их развитие и быть заинтересованным в их росте. Коуч всегда работает с человеком из взрослой позиции. Не дает советов. Коуч искренне считает, что со всеми людьми все абсолютно в порядке. Его можно охарактеризовать как своеобразное зеркало для человека. Благодаря правильно поставленным вопросам бизнес-коуч помогает клиенту увидеть неосязаемые, неочевидные для него вещи. Подсветить неэффективность, какие-то его теневые стороны — то, куда человек сам по себе не хочет смотреть, но понимает, что это мешает двигаться вперед в профессиональном и личном планах. Для коуча результат клиента — это прежде всего результат его собственной работы.

Фото:@miguel_photo / unsplash
Экономика образования Научи меня: три главных мифа о коучинге

Как строится работа с бизнес-коучем в компании

Взаимодействие с коучем в крупных компаниях курируется либо T&D-подразделением (training and development, «обучение и развитие»), либо HR-департаментом. При этом коучи работают как в индивидуальном, так и в командном формате.

Как правило, HR-менеджер, курирующий то или иное бизнес-направление, знает о сотрудниках, у которых есть запрос на личностное развитие. HR помогает им выстраивать траекторию этого развития. Одним из пунктов становится работа с коучем. Как правило, это планомерная работа с полутора- или двухнедельным перерывом между сессиями. Заключается контракт, ставится цель на коучинговую работу, фиксируется, в какой ситуации находится сотрудник в самом начале работы. Например, человек не делегирует задачи из-за недоверия, пытается все сделать сам или не может попросить помощи у коллег ― есть запрос на избавление от этих ограничений. Сотрудник говорит: хочу прийти вот к такому поведению, хочу поменять вот эти метрики, хочу нарастить такой-то навык, хочу перестроить вот эти паттерны и стать эффективнее.

Регулярная работа с коучем дает человеку возможность рефлексировать, возвращаться с обратной связью, делать домашнюю работу. Встраивать то, что прорабатывается на сессиях, в свои регулярные процессы. По истечении коучингового контракта идет приемка результатов, закрепление желаемого поведения и постановка следующих целей. Как правило, если человек встает на путь развития, за время работы с коучем он открывает в себе еще потенциалы, которые ему интересно прокачать.

Коучи по бизнесу также ведут формат командных сессий: помогают команде создать стратегию, работать с сопротивлением, с внутренними ограничениями системы, преодолевать конфликты; сонастраивают людей внутри команды, помогают понять, почему тот или иной коллега принимает решения, исходя из странной логики, и т.д.

Как и в индивидуальном коучинге, здесь тоже есть предварительная история: брифинги, погружение в контекст, диагностика, интервьюирование лидеров и всех участников коучингового процесса. На самих стратегических сессиях, как правило, работают сразу несколько коучей-фасилитаторов, которые в групповом коучинге помогают командам настроить внутренний диалог. Работа коуча с командой ― это тоже длительный процесс. Сперва происходит сессия постановки целей. Дальше на каждом этапе коуч совместно с командой фиксирует, каких целей удалось достичь, а какие процессы еще западают, каковы отношение к обязательствам и взаимная требовательность друг к другу, насколько вообще члены команды умеют работать с сопротивлением. Коуч проводит поддерживающие мероприятия, чтобы с каждой сессией результат только прогрессировал.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Инструкция по применению: как эффективно общаться с коучем

Что происходит с коучингом в России

Рынок бизнес-тренерства в России оценивается финансовыми экспертами в $100 млн ежегодно. Однако это в десятки раз меньше емкости американского рынка. США являются эпицентром мирового рынка коучинга. А бизнес-сектор отрасли оценивается в $14,2 млрд (с ростом 2,8% в период с 2017 по 2022 год).

В России сейчас сравнительно немного коучей топ-уровня. На начало 2023 года сертификацию Международной федерации коучинга в стране имели всего 672 практикующих специалиста (1,4% от общего количества сертифицированных ICF-коучей). Как и на любом формирующемся рынке, у нас хватает коучей с низкой квалификацией и так называемых инфоцыган, которые зарабатывают на продаже «воды» и откровенном шарлатанстве. Отсюда предвзятое отношение к профессиональным бизнес-коучам.

Как в таком случае найти по-настоящему квалифицированного специалиста? На коучинговом рынке хорошо работает принцип сарафанного радио. HR-директора часто просят в соцсетях порекомендовать и поделиться контактами коучей, с которыми есть совместный успешный опыт доведения сотрудников до результата. Плюсом к рекомендациям ― основные критерии, на которые стоит обращать внимание, чтобы избежать негативного опыта.

Обновлено 11.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть