В начале 2022 года отечественный бизнес столкнулся со сбоями в логистике, закупках, IT-инфраструктуре, процессах найма и финансах. Горизонт планирования сузился до нескольких недель или даже дней. И это на фоне ускорения развития технологий — когда нейросети становятся помощником в бытовых задачах.
При этом деловая активность российского малого и среднего бизнеса на фоне мер господдержки восстановилась до показателей начала 2022 года. Согласно данным Федеральной налоговой службы, в сентябре 2022 года в стране действовали 5,7 млн субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе 3,5 млн индивидуальных предпринимателей.
В экономических исследованиях малому и среднему бизнесу часто назначают роль связующего звена, помогающего выстраивать полноценные производственные, логистические и инновационные цепочки. Звена, защищающего население от экономических потрясений, а также креативного ядра новой технологической парадигмы.
И даже если сами предприниматели не согласны с такой ролью, они остаются главной движущей силой своих компаний. А значит, им придется адаптироваться и искать новые ориентиры. Здесь предпринимателям малого и среднего бизнеса и пригодятся новые или хорошо забытые навыки. Какие именно — РБК рассказали эксперты.
Александр Чулок, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту, д.э.н., директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Умение быстро адаптироваться к новым условиям (81% ответивших) и видеть возможности в сложной, неопределенной среде (69% ответивших) — два навыка, которые возглавили рейтинг форсайта будущего управленческих профессий, проведенного Ассоциацией менеджеров совместно с Центром научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Рейтинг вышел в 2022 году. Однако только на смекалке и хорошем чутье, которые отечественные компании отрабатывали годами, в новую эпоху не войдешь.
В хрупком, тревожном, нелинейном, непостижимом и часто агрессивном новом мире требуется выстроить сочетание трех групп навыком: жестких, мягких и цифровых.
Современному предпринимателю потребуются:
- навыки антикризисного управления (68% ответивших);
- критическое мышление (62% ответивших);
- умение ставить цели и решать проблемы в комплексе (51% ответивших);
- быть гибким, но при этом держать фокус задач (49% ответивших).
При этом две трети респондентов считают значимым навык управления психоэмоциональной нагрузкой и самовосстановления. Эту компетенцию многим отечественным управленцам еще предстоит освоить. Учиться и совершенствоваться придется всю жизнь.
Эти данные подтверждает и рост спроса отечественных предпринимателей на повышение квалификации — программы ДПО и MBA. Основные запросы российских компаний, начиная с 2022 года: трендвотчинг и идентификация трудно прогнозируемых событий — черных лебедей, джокеров, форсайт, стратегическое прогнозирование и планирование, разработка сценариев и дорожных карт.
Раньше «разговоры про будущее» в основном вели крупные и государственные компании. Но в условиях новой реальности для малого и среднего бизнеса поиск новых ниш и направлений с помощью методов форсайта стал «правилом хорошего тона». Спрос подогревает и стремительно разворачивающийся тренд на большую доступность технологий ИИ: от средств цифрового маркетинга и программирования без знаний кода до нашумевших достижений нейросетей на базе GPT-3.
И если для крупных компаний переход к цифровой зрелости и экосистемам может затянуться на годы, то малый и средний бизнес уже сейчас применяет достижения новой технологической революции. Так, по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, уровень инновационной активности малых предприятий в России вырос с 5,8% в 2019-м до 6,9% в 2021 году. Появится ли у нас новое поколение цифровых единорогов, выросших их отечественных небольших компаний, увидим в ближайшее время.
Илона Берштейн, директор по развитию и продажам Школы управления СКОЛКОВО
Предприниматель по своей сути всегда проактивен. Он постоянно находится в поиске новых возможностей и ресурсов. А встроенный «сканер» постоянно меняющегося внешнего контекста и фокус на незакрытых потребностях рынка и последующей прибыли — его отличительные характеристики мышления.
Критически важны для предпринимателей следующие навыки:
- умение разбираться в людях — собирать правильную команду, чтобы через нее достигать больших результатов;
- высокий уровень эмоционального интеллекта для эффективного управления людьми и построения устойчивых команд;
- умение управлять своей энергией и быть в ресурсе, чтобы заряжать свою команду на работу в самых разных условиях.
Предприниматели находятся в режиме постоянного стресса и изменений, иногда просто необходимо уметь замедляться и критически оценивать свой опыт — рефлексировать. Этот навык помогает быстрее учиться: фиксировать важные ситуации, вычленять их них ценные решения и не брать с собой в будущее старые ошибки.
Важность образовательной позиции сложно переоценить. Это способность воспринимать знания не с позиции эксперта, а с позиции любознательного ученика, который может открыто принимать информацию, работать над своим мышлением, расширять угол зрения. Поэтому для предпринимателей, бизнес которых разворачивается в условиях постоянно меняющихся условий, важно умение не просто учиться, а делать это качественно и в короткие сроки.
Анастасия Ласковая, академический директор программы бакалавриата «Менеджмент», Доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ
Управление неопределенностью — сейчас ключевой навык любого предпринимателя. И это ровно то, что делают все успешные лидеры уже много лет. Они не ждут гениальных идей, а начинают с малого — решают конкретную проблему: свою, соседа или подруги. Экспериментируют и вкладывают только то, что будет не так болезненного потерять. А главное — рассматривают любой кризис как возможность.
Можно сказать, что с умением управлять неопределенностью у большинства российских предпринимателей все хорошо. Думаю, это заслуга отечественной системы образования по двум причинам.
Во-первых, университетская среда учит учиться. При этом фундаментальное образование формирует системное мышление, которое так важно в бизнесе. Ведь любая компания — система взаимосвязанных элементов. Предпринимателям необходимо понимать, как изменения в одной части системы повлияют на другую. Например, как изменения вознаграждений отразятся на результате работы сотрудника.
Во-вторых, когда бизнес-образование накладывается на весомую фундаментальную часть, формируется целостное видение организации и способность меняться. И здесь важны не только софт-скиллы. Предпринимателям малого и среднего бизнеса важно помнить и о жестких навыках, которые часто проседают. Например, продажи — в смысле решения проблемы клиента, и экономические навыки — работа с цифрами, финансовыми моделями, учетом и деньгами.
В исследованиях предпринимательства выделяют еще один важный навык — бутстрэппинг. Это финансирование бизнеса с минимальным использованием ресурсов или даже бесплатно. Например, чтобы не прибегать к заемным источникам капитала в трудные времена, микро- и малый бизнес могут использовать ресурсы клиентов и поставщиков для финансирования. Бутстрэппинг — идеальное отображение выгоды от сочетания мягких и твердых навыков: креативности и знания финансов.