Долгосрочные интересы и доверие общества: зачем бизнесу устойчивые лидеры

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Устойчивое лидерство, которое раньше рассматривалось в контексте ESG-повестки, сегодня может стать стратегическим преимуществом. Рассказываем о компетенциях устойчивых лидеров, их организационной роли и мотивации

Об экспертах: Елена Дубовицкая и Анастасия Опанасенко, Центр устойчивого развития Школы управления «Сколково».

Портрет устойчивого лидера

Термин «устойчивое лидерство» часто используется в контексте глобальных вызовов для человечества, связанных с окружающей средой и социально-экономическими вопросами. При этом в науке существует целый ряд терминов для обозначения различных аспектов устойчивого стиля лидерства: зеленое лидерство, моральное или этическое лидерство, ответственное лидерство и другие.

В широком практическом понимании, устойчивый лидер должен обладать следующими ключевыми чертами и компетенциями:

  • Системное мышление: понимает сложность проблематики устойчивого развития и взаимосвязанность различных проблем в рамках этой концепции, разбирается в глобальной повестке и осознает себя и свою организацию ее частью.
  • Личная устойчивость: находится в контакте с самим собой, проявляет личную осознанность и ведет себя аутентично — собственным примером демонстрирует тот стиль лидерства, в который верит.
  • Стратегическое мышление: мыслит в долгосрочной перспективе как на организационном, так и на личном уровне, учитывает долгосрочные риски и исходит в том числе из интересов будущих поколений.
  • Развитый духовный интеллект: действует согласно личным ценностям, в интересах общества в целом, имеет гуманистический взгляд на мир.
  • Прочная связь с реальностью: не теряет связи с происходящим независимо от уровня своей позиции в компании, умеет слышать окружающих и говорить на одном языке с очень разной аудиторией. Устойчивый лидер не боится выходить «в поле» — в отличие от «кабинетного» лидера, принимающего стратегические решения исключительно на основе получаемых документов.

Устойчивость в кризисных ситуациях

Устойчивость лидера, в том числе эмоциональная и социальная, лучше всего проявляется в тяжелые моменты для бизнеса (сложный экономический контекст, экологические катастрофы и т.д.) — устойчивый лидер в таких обстоятельствах продолжает задавать вектор собственным примером.

Кроме того, в теории устойчивость должна быть базовым свойством любого лидера. Лидер по определению ориентирован на то, чтобы делать неопределенно долгим время функционирования своей организации — в этом и заключается определение устойчивости.

Фото:Freepik
Экономика инноваций Правильный лидер: какие качества должны быть у инноватора

Концепция капитализма заинтересованных сторон: как появился запрос на устойчивое лидерство

Дискуссия об устойчивости как миссии бизнеса возникла во второй половине ХХ века в ответ на популярную в 1970-х годах доктрину Милтона Фридмана. Он утверждал, что главная миссия бизнеса заключается исключительно в создании прибавочной стоимости для акционеров. При этом в действительности прибыльность или ROI — лишь показатели эффективности бизнеса на пути к собственной цели, которая может быть совершенно иной: поиск прорывных инноваций, постоянное приращивание клиентской базы и так далее. Соответственно, помимо финансовой прибыли, существуют иные вещи, не измеряемые экономическим результатом, а иногда и противоречащие ему — по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

В результате перехода от концепции капитализма акционеров (shareholders capitalism) к концепции капитализма заинтересованных сторон (stakeholders capitalism) появилось понимание, что миссия бизнеса должна быть шире: бизнес должен учитывать не только интересы акционеров, и даже не только собственных сотрудников и потребителей, но намного более широкого круга стейкхолдеров, не являющихся прямыми бенефициарами бизнеса.

В этом контексте устойчивые лидеры — люди, которые начинают сложные разговоры внутри компании о том, что нужно думать не только о себе и своей компании, мысля в краткосрочной перспективе, но и о долгосрочных последствиях. В парадигме, где экономические показатели компании первичны, необходимо обладать определенным мужеством, личностной осознанностью и эмоциональной зрелостью для того, чтобы инициировать дискуссию о том пути, которым должна развиваться компания. При этом необходимо понимать, что такой подход на самом деле не игнорирует интересы акционеров — в долгосрочной перспективе именно они могут пострадать, если бизнес не учтет интересы прочих сторон. Таким образом, роль устойчивого лидера заключается, в первую очередь, в поиске баланса интересов различных стейкхолдеров.

При этом именно бизнес, а не государство или общество, должен выступать основным драйвером изменений. Барометр доверия Эдельмана, который оценивает уровень доверия граждан к основным общественным институтам (государство, бизнес, СМИ и другие), в последние годы показывает, что именно бизнес рассматривается обществом как наиболее компетентная и этичная сторона.

Роль устойчивого лидера в организации

Стоит отметить, что устойчивость лидера никак не связана с занимаемой им должностью — лидер может быть устойчивым на любом организационном уровне. При этом не стоит недооценивать роль руководителя в процессе организационной ESG-трансформации: устойчивая позиция акционеров, СЕО и руководителей уровня С-1 крайне важна.

Как показал опрос российских директоров по устойчивому развитию, проведенный в рамках исследования Школы управления «Сколково» «Корпоративное управление и ESG-трансформация российских компаний», одним из ключевых факторов успеха для существенных трансформационных изменений в компании является именно поддержка со стороны руководства. В ином случае возможности команды будут значительно ограничены.

При этом, конечно, важно единодушие руководства компании в вопросе устойчивости. Известны случаи, когда СЕО увольняли за «излишнюю» приверженность принципам устойчивого развития и стремление превратить компанию в В-корпорацию, что рассматривалось как «трата денег акционеров на собственную репутацию». Яркий пример — Эммануэль Фабер, вынужденный в 2021 году покинуть пост генерального директора Danone из-за давления со стороны акционеров.

Фото:Pexels
Экономика образования Как стать лидером: что нужно уметь и какой стиль управления выбрать

Мотивация устойчивого лидера

В новой парадигме возникает запрос на пересмотр мотивации топ-менеджеров. Известная проблема руководителей С-уровня — озадаченность исключительно персональными контрактами и размером вознаграждений, что отражается в геометрической прогрессии роста бонусных выплат. Согласно исследованиям, выплаты топ-менеджерам выросли в десятки раз за один и тот же период времени по сравнению с доходами персонала на начальных должностях. При этом логически этот рост необъясним: эффективность топ-менеджеров и результативность компаний не росли пропорционально в последние годы.

Акционерам стоит обратить более пристальное внимание на этот вопрос, который, на самом деле, являет огромный вызов: сложно представить, как лидер может вдохновлять и мотивировать команду, если его единственной мотивацией является собственная финансовая выгода. В особенности это актуально для молодого поколения, которому, согласно исследованиям, не так важна финансовая выгода от работы, как наличие в ней смысла. Именно поэтому на передний план выходят такие качества лидера как высокий духовный интеллект и личностная устойчивость.

Новые вызовы для устойчивых лидеров

В текущей ситуации турбулентности переосмысляется роль устойчивого лидера в контексте окружающей действительности. Этот переход хорошо иллюстрирует модель, предложенную голландским социологом Фредом Полаком в 1960-х годах и представляющую собой матрицу, определяющую отношение к текущей реальности. В зависимости от текущей позиции по двум ключевым вопросам (к лучшему или к худшему меняется наш мир и существует ли возможность на это повлиять), респонденты условно делятся на 4 группы:

  • пассажиры: «будущее будет лучше независимо от нас»;
  • пессимисты/беглецы: «в любом случае завтра будет хуже»;
  • герои: «будущее будет лучше, но требует нашего вмешательства»;
  • борцы: «будущее идет к худшему, но в наших силах это поменять».

На протяжении многих лет большинству людей, занимавшихся повесткой устойчивого развития, было свойственно относить себя к «героям»: повестка находилась в авангарде и существовало много возможностей на нее влиять. В настоящий момент наблюдается «миграция» лидеров от «героев» к «борцам», а общества в целом — к «пессимистам» («беглецам»).

Последнее, в частности, означает усиление возможностей и роли бизнеса по предоставлению инструментов для избавления от выученной социальной беспомощности. Важнейшей ролью устойчивого лидера становится трансформация себя и зоны своего ближайшего прямого влияния: ключевыми чертами будущего лидера в сфере ESG являются искренняя любовь к устойчивому развитию и вера в достижимость целей устойчивой повестки.

Обновлено 14.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть