Кто такой Лэй Цзюнь
Лэй Цзюнь — это основатель компании Xiaomi, предприниматель. Родился 16 декабря 1969 года. После окончания школы он получил степень бакалавра в области информатики в Уханьском университете, окончив его в 1991 году. Как признавался Лэй Цзюнь, в этот вуз он поступил просто за компанию с друзьями. Настоящий интерес к технологиям появился у будущего изобретателя только тогда, когда в 1987 году ему в руки попала книга «Пожар в долине: история создания персональных компьютеров» (Fire in the Valley: The Making of The Personal Computer) [1].
В ней рассказывается история создания персональных компьютеров с акцентом на Apple и Microsoft. Из книги Лэй Цзюнь и узнал, как Стив Джобс и Стив Возняк представили Apple I на заседании Homebrew Computer Club и создали 50 компьютеров за 30 дней, чтобы выполнить первый заказ. В своей автобиографии Seizing the Opportune Moment Лэй Цзюнь написал, что книга Fire in the Valley: The Making of The Personal Computer изменила его жизнь [2].
Через год после окончания вуза — в 1992 году — Лэй Цзюнь присоединился к Kingsoft Corporation Limited, где занимал ряд руководящих должностей: от генерального директора до председателя совета директоров. Работа в Kingsoft Corporation Limited не помешала предпринимателю в области технологий создать joyo.com в 2000 году. Эта платформа использовалась для интернет-торговли. В 2004 году joyo.com была куплена компанией Amazon. Помимо руководства Kingsoft Corporation Limited и запуском стартапов Лэй Цзюнь, являясь бизнес-ангелом, инвестировал в различные технологические проекты — JOYY Inc. и UCWeb.
Занимаясь венчурным инвестированием, Лэй Цзюнь познакомился с рядом инвесторов и предпринимателей, которые в будущем поддержали его в новом стартапе — Xiaomi Inc. Он хотел изменить взгляды людей на товары из Китая. Стартовать с новым технологическим продуктом помогло финансирование сингапурской инвестиционной группы Temasek Holdings и китайского венчурного фонда IDG Capital вместе с Qiming Venture Partners.
Xiaomi Inc. была создана в Пекине в 2010 году восьмью партнерами. Логотип Mi — это аббревиатура словосочетания Mobile Internet («мобильный интернет»). Есть и еще одно значение — Mission impossible («миссия невыполнима»).
Лэй Цзюнь отвечает за общую стратегию, культуру и ключевые продукты. Он также курирует высшее руководство компании. Сейчас помимо основателя в «команде лидеров» насчитывается еще 11 человек, которые присоединились в разные годы. Среди них: соучредитель и заместитель председателя Лин Бин, партнер и президент Лю Вэйбин, соучредитель и старший вице-президент Лю Дэ, партнер и старший вице-президент Чжан Фэн, старший вице-президент Цзэн Сюэджун, вице-президент Янь Кэшен, вице-президент Ален Лам Сай Вай, вице-президент Чжу Дань, вице-президент Ван Сяоянь, вице-президент Цю Хэн, вице-президент Ма Цзи.
История Xiaomi: от программного обеспечения до первого телефона
Первым продуктом компании стало программное обеспечение (ПО) MIUI ROM, которое создавалось для работы на разных устройствах. То есть пользователи могли заменить ПО производителя телефона на MIUI ROM.
Получив поддержку поклонников после выпуска ПО, в Xiaomi приступили к созданию своего первого смартфона — Mi1. Чтобы снизить затраты на производство и контролировать объемы продаж, первые партии телефонов реализовывались через флеш-продажи, или продажи ограниченного количества единиц в определенный день. Также Xiaomi обещала пользователям поддерживать ПО телефонов обновлениями в течение двух лет.
Используя эту стратегию, Xiaomi получила 300 тыс. предварительных заказов на Mi1 в течение первых 34 часов в августе 2011 года. Смартфон работал под управлением флагманского процессора Qualcomm, Snapdragon S3, а стоимость гаджета не превышала $300. Низкие цены и постоянное общение с пользователями принесли популярность телефонам. Вторая версия смартфона, Mi2, также успешно была выведена на рынок через год — в августе 2012 года. После успеха Mi2 в Xiaomi стали задумываться о расширении географии своего присутствия. Тогда же был открыт первый офис в Сингапуре, а также выпущены устройства Mi3 и Redmi. Телефоны Mi3 пользователи раскупили за две минуты после поступления в продажу.
- 2012 год — продано 7,2 млн смартфонов;
- 2013 год — продано 18,7 млн смартфонов;
- 2014 год — продан 61 млн смартфонов. [3]
Этот успех стал стартом в освоении новых рынков — Индии, Малайзии и Филиппин. В настоящее время продукция Xiaomi доступна более чем в 100 странах [4]. В августе 2022 года компания заняла 266-е место в списке крупнейших корпораций мира Fortune Global 500. А Boston Consulting Group (BCG) включила Xiaomi в свой список «50 самых инновационных компаний 2022 года» [5]. Этот рейтинг основан на опросе более 1500 мировых руководителей инновационных компаний. Они оценивают эффективность компании по четырем категориям: глобальное мнение, отраслевое мнение, революционные изменения в отрасли и ценность.
В чем секрет успеха Xiaomi: сотрудники и все для фанатов
Быстрый рост компании на международной арене эксперты связывают с усилением руководящего состава [6]. В 2013 году Xiaomi пригласила на работу Хьюго Барру, который ранее трудился в должности вице-президента по управлению продуктами для Android в Google. В компании китайского бренда Барра отвечал за выбор новых рынков для расширения бизнеса начиная с Сингапура.
В 2014 году стоимость Xiaomi оценивалась в $45 млрд. В 2015 году компания столкнулась с падением объема продаж. Тогда в Xiaomi решили улучшать технологии, расширять географию присутствия и сеть дистрибьюторов. Новая стратегия дала свои результаты. Компания не только разработала собственный процессор и открыла физические магазины, но и стала осваивать индийский рынок. Большинство устройств, которые реализуются на территории Индии, собираются там же, а отдельные компоненты для сборки телефонов поставляются из Китая [7].
В сентябре 2015 года компания Xiaomi открыла первый магазин в Пекине. Торговая точка разместилась в Beijing Modern Plaza. В магазине потребители могли не только купить новое устройство, но и отдать его в ремонт при необходимости [8]. Xiaomi продолжает придерживаться своего главного девиза: «Все для фанатов». В 2021 году Лэй сообщил, что Xiaomi вернет деньги каждому человеку, который купил одну из первых моделей смартфонов, в качестве благодарности за их веру в стартап. Более 184 тыс. покупателей присоединились к этой акции. Расходы на выкуп первых моделей составили $57 млн [9].
Xiaomi и подозрения в связи со спецслужбами КНР
В январе 2021 года Пентагон внес девять китайских компаний в черный список. В него попал и бренд Xiaomi. Как считал Вашингтон, эти организации находятся под контролем военно-промышленного комплекса и спецслужб КНР. Такие подозрения могли отразиться на деятельности компании. Наказание предполагало полный запрет на любые финансовые операции со стороны не только граждан, но и юридических лиц США. Также все американские граждане и организации, имеющие активы в Xiaomi, должны были их продать.
После обвинений Xiaomi обратилась в суд Вашингтона с заявлением, что власти США не представили доказательств причастности Xiaomi к спецслужбам. 12 марта 2021 года окружной судья США Рудольф Контрерас признал, что выводы Пентагона были безосновательными. В результате китайскому производителю удалось добиться исключения себя из черного списка. «Это беспрецедентная победа. Несколько других китайских компаний, вдохновленные победой Xiaomi, также подали в суд на власти США и выиграли», — заявлял Лэй Цзюнь [10].
По мнению экспертов, технически санкции не так сильно повредили бы Xiaomi, так как она уже была публичной компанией [11]. С июля 2018 года ее акции торгуются на Гонконгской бирже.
Xiaomi сегодня
Деятельность Xiaomi вышла за пределы производства смартфонов. Фокус компании сместился и на создание интеллектуального оборудования на платформе интернета вещей (IoT). Реализация смартфонов составляет около 60% доходов Xiaomi, IoT и продукты для образа жизни — 25–30%, интернет-услуги — 10%.
-
Xiaomi предлагает покупателям более 40 различных продуктов для «умного» дома и лайфстайла. На этом компания не останавливается и развивает новые направления. Например, в 2024 году техногигант планирует представить общественности новый электромобиль. Это направление курирует сам Лэй Цзюнь. 28 января 2022 года предприниматель даже покинул пост председателя Beijing Xiaomi Electronic Products Co Ltd. и занимается развитием Xiaomi Auto [12]. По словам предпринимателя, пока электромобиль Xiaomi отстает от конкурентов в Китае примерно на шесть-семь лет. Но, учитывая опыт в области программного обеспечения и общий пользовательский опыт, компания надеется наверстать упущенное. В 2022 году Xiaomi Auto привлекла инвестиции в размере $439 млн. Над проектом трудится более 2 тыс. сотрудников, а первый автомобиль компании уже прошел зимние испытания [13].
Лэй Цзюнь и автомобиль Xiaomi -
Компания развивает и социальные сети. Приложение для обмена сообщениями MiTalk прошло «апгрейд»: создатели сделали из него аналог Clubhouse, который в настоящее время запрещен в Китае [14].
-
Xiaomi также инвестирует в другие производства для поддержки своих товаров. Например, бренд Zepp Health занимается созданием различных продуктов для фитнеса: смарт-браслетов, в том числе Mi Band, спортивных наушников, беговых дорожек, весов, обуви, одежды и других аксессуаров. Еще Xiaomi — основной инвестор пекинской Ninebot. Эта компания занимается производством электрических скутеров.
-
В ближайшее время Xiaomi запустит два новых продукта на мировом рынке: наушники Xiaomi Buds 4 и часы Xiaomi Watch S1 Pro. Эти устройства уже доступны пользователям из Китая [15].