Об эксперте: Александр Соловьев, эксперт акселератора Global Gate и сооснователь стартапа Liqvid, работающего на сингапурском рынке.
Сингапур ― быстроразвивающийся и многокультурный деловой центр. Но выстраивание отношений для ведения бизнеса в Азии обычно занимает больше времени, чем в других регионах. Требуется досконально изучить закон, культуру и будущих клиентов ― это важные составляющие на пути к успеху.
От британской колонии до мирового экономического чуда
Сингапур по праву считается бизнес-центром Азиатско-Тихоокеанского региона. В течение нескольких лет он удерживает статус одной из развитых и свободных от коррупции экономик в мире. По итогам 2021 года Сингапур занял третью строчку в рейтинге самых богатых стран, где основным маркером считается ВВП на душу населения, здесь он составляет $66176 в год и растет год от года.
Но так было не всегда ― более 50 лет, с конца XIX века, Сингапур был английской колонией, в начале 1960-х вошел в Федерацию Малайзия, а в 1965 году стал независимым государством и представлял собой маленькую бедную страну, которая импортировала даже пресную воду и строительный песок. Стратегия экономического развития стала строиться на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии с привлечением иностранных капиталов и транснациональных корпораций.
При обретении независимости Сингапур страдал от коррупции. Чтобы победить ее, в стране упростили процедуры принятия решений, издали более понятные населению законы, подняли зарплаты госслужащим. Английский язык стал обязательным для изучения во всех школах, вузы также ввели преподавание на английском. Правительство стимулировало местное население покупать недвижимость.
В итоге с 1965 по 1990 годы уровень ВВП на душу населения вырос с $400 до $12,2 тыс. А в 2000-х Сингапур вошел в двадцатку самых богатых государств ― произошедшие перемены вошли в историю как «сингапурское экономическое чудо». При этом город-государство занимает по площади 175 место в мире и почти не имеет природных ресурсов.
Большой пласт экономики представлен производством и экспортом электроники. Активной международной торговле помогает деятельность самого загруженного в мире грузового морского порта. Из инновационных отраслей набирают обороты финтех, крипторынок и геймдев.
Примеры востребованных проектов в Сингапуре
Для успешной работы и получения инвестиций стартап должен быть актуальным для азиатского рынка, иметь проверенную бизнес-модель, основанную на выявлении «боли» клиента, и технологию, которая позволит стать лучше, быстрее и дешевле других в отрасли.
Финтех
В странах Юго-Восточной Азии направление не достигло такого развития, как, например, в России. Поэтому актуально все, что связано с банковскими приложениями, мобильными платежами, оплатой QR-кодом, необанками и любым транзакционным бизнесом.
Как пример, индонезийский стартап BukuKas ― приложение с цифровой кассовой книгой для малого и среднего предпринимательства. Большинство местных бизнесменов чем-то торгуют: стритфуд, соки, фрукты, одежда. Каждый день местные предприниматели сводят баланс, при этом чаще всего на простом листочке, который заменяет кассовую книгу с приходом и расходом. BukuKas предложил им оцифровать процесс и вести личную бухгалтерию в телефоне с помощью приложения. Это взорвало местный рынок: миллионы индонезийских предпринимателей начали пользоваться инструментом. В итоге за девять месяцев после запуска стартап стал успешным и смог привлечь не только пользователей, но и десятки миллионов инвестиций.
Криптовалюта
Государство строго регулирует отрасль во избежании спекуляций на крипторынке, но при этом создает правомерную и благоприятную среду для роста инноваций. Контролем занимается MAS ― Денежно-кредитное управление Сингапура (Monetary Authority of Singapore). Оно активно поддерживает компании, занимающиеся технологиями блокчейна.
Сейчас MAS совместно с представителями отрасли реализует два крупных проекта по применению блокчейна для финансовых услуг, они направлены на повышение эффективности и прозрачности финансовых операций:
- Project Ubin ― целью является использование блокчейна и технологии распределенного реестра (DLT) для клиринга (способа расчета, при котором стороны получают равноценные товары и услуги вместо денег) и расчетов по платежам и ценным бумагам.
- Project Guardian ― стартап для проведения транзакций с токенизированной иностранной валютой и государственными облигациями. В пилоте участвовали такие финансовые компании, как DBS Bank, JPMorgan и SBI Digital Assets Holdings.
Геймдев
Рынок региона быстро растет, а игры в смартфоне благодаря доступному мобильному интернету занимают первое место по популярности. На подъеме и киберспорт: в 2019 году его включили в программу Южно-Азиатских Игр.
В Сингапуре базируется филиал института Диджипен — одной из самых сильных школ в мире по информатике и геймдеву с большим выбором программ для будущих создателей видеоигр. Ее выпускники работают в Microsoft, Amazon, Nintendo и других крупных компаниях или разрабатывают независимые проекты.
Для инди-разработчиков создан инкубатор Cargo Studio, где опытные специалисты и предприниматели помогают молодым командам с изданием, дистрибуцией и продвижением. Проект поддерживает не только игры, но блокчейн и NFT-проекты.
Также в этой стране работает компания Garena (входит в состав Sea Limited, самого дорогого холдинга Сингапура). Она эксклюзивно распространяет в регионе популярные онлайн-игры, такие как League of Legends, FIFA Online, Point Blank и другие, а также создает свои, например, Free Fire — это приключенческая онлайн-игра, которая стала самой загружаемой в Google Play в 2019 году.
Особенности развития бизнеса в стране
Открывать бизнес в Сингапуре имеет смысл при ориентированности проекта на Азиатско-Тихоокеанский регион: Индонезию, Малайзию, Таиланд, Вьетнам, Филиппины, Индию, Китай, Австралию и другие. Если у компании уже есть ряд клиентов из этих стран, она получит максимальную пользу и от локации, и от экосистемы.
Налоговая политика
Здесь один из самых низких налогов для бизнеса в мире, для стартапов действуют дополнительные льготы. Отсутствует налог на прирост капитала, что делает инвестирование и вход на рынок комфортными. Налог на прибыль компаний до 300 тысяч сингапурских долларов (около $222300) в год составляет 9%, свыше 300 тысяч ― 17%. Также в Сингапуре на 90% английское право, поэтому очень понятная юридическая система.
Культурные аспекты ведения бизнеса
В приоритете ― найти локального партнера, которому ты можешь доверять. Например, в Сингапуре для нашей компании Liqvid мы нашли специалиста, который продает продукт только в этом регионе. Стартап занимается SaaS-решением для управления контента на бизнес-телевизорах с помощью специального софта для спортзалов, ресторанов и других компаний.
Партнер стал для нас проводником в местный рынок, дал советы по ценообразованию: Юго-Восточная Азия любит скидки, поэтому клиенты хотят, чтобы стоимость была исключительно для них. Это не вопрос отсутствия финансов (население Сингапура очень платежеспособное), а вопрос взаимоотношений. В Азии иерархическая и клиентоцентричная структура, для которой больше подходит динамическое ценообразование. Так, для Сингапура мы сделали гибкое ценообразование с возможностью предлагать клиентам большие скидки.
Минусы и риски рынка
Для бизнеса, топ-менеджмент которого находится в России или других странах не из азиатского региона, основной минус ― большое расстояние и разница во времени: все усложняет дистанционное управления процессами. Кроме того, инвестиции для сингапурского рынка можно привлечь только в том случае, если вы находитесь в стране.
Если проекту требуется поддержка государства, то в команде должен быть локальный сотрудник, владеющий не менее 30% акций компании. Ведь основная идея Сингапура ― финансово поддерживать местное население. Альтернативный вариант ― найти бизнес-нишу, которая еще не занята, тогда развивать проект будет в разы легче.
Сингапур ― это маленькие локальные рынки, где можно успешно работать, не вкладывая десятки тысяч долларов в маркетинг. Чтобы понять, зайдет ли тот или иной продукт локальному покупателю, нужно заранее провести исследование и изучить свободные ниши. Если результаты будут положительными, следующий шаг ― это дистанционный поиск первых клиентов и предложение им вашего продукта. Дальше необходимо заручиться поддержкой местного партнера, который станет проводником в специфику рынка и поможет наладить бизнес-процессы в новой стране. Еще одна важная составляющая ― испытывать личный интерес и симпатию к Юго-Восточной Азии, культуре региона и его жителям. Если это есть, то мотивация развивать бизнес в регионе будет гораздо выше.