Об эксперте: Анна Шолина, руководитель акселератора Global Gate и сооснователь агентства SOLYANKA.
Экономика Латинской Америки и особенности ее стран
В июне 2022 года издание The Financial Times отметило, что сотни российских бизнесменов и специалистов выбрали для жизни и развития своего дела страны ЛатАма. Предпринимателей привлекают низкая конкуренция, хорошие возможности для роста и поиска инвестиций. Как отмечает Ассоциация частных капиталовложений в Латинской Америке, с 2016 года объем венчурных инвестиций в регион ежегодно удваивался: в 2019 году показатель достиг $4,9 млрд, а в 2021 году — уже $16 млрд.
По прогнозам Всемирного банка, темпы роста стран ЛатАма и Карибского бассейна в 2023 году составят 1,3%, а в 2024-м вырастут до 2,4%.
Однако, планируя вести бизнес в регионе, не стоит рассматривать его как большую взаимосвязанную систему по аналогии с ЕС. Наоборот, нужно учитывать неоднородность группы стран, разницу в экономическом и культурном развитии, особенностях законодательного регулирования, уровень проникновения технологий.
Государства, где комфортно и перспективно запускать стартап
Бразилия
Быстрорастущий стабильный рынок и самая густонаселенная страна региона, где проживают 214 млн человек. Активно развивающаяся экономика с хорошей долей среднего класса — составляет 45–60% населения. Страна притягивает инвесторов и бизнесменов: по данным Sling Hub на февраль 2023 года, в стране насчитывалось более 20,5 тыс. стартапов, среди них Bitcoin Marketplace, Merama, Creditas, Loft и Timber. Кроме того, страна занимает девятое место в мире по числу «единорогов» (компаний, получивших рыночную оценку стоимости в размере свыше $1 млрд).
У иностранца могут возникнуть сложности с открытием фирмы, но можно воспользоваться услугами номинального директора из числа граждан страны или сделать это после получения ВНЖ. Из-за португальского языка Бразилию выделяют как отдельный рынок ЛатАма, а остальную часть составляют страны испаноязычной категории.
Мексика
Крепкие экономические связи с США (крупнейший торговый партнер Штатов) обеспечивают возможность выхода на американский рынок. Многие предприниматели предпочитают открывать компании в этой стране благодаря сравнительно низкой стоимости жизни и труда. А один и тот же часовой пояс с большинством штатов позволяет общаться с клиентами и партнерами в течение всего рабочего дня.
Между Мексикой и США налажены особые условия ведения бизнеса, что стало весомым преимуществом для развития американских финтехов. В 2021 году здесь насчитывалось более 440 финтехов (второе место в регионе после Бразилии), которые обеспечивают свыше 60 тыс. рабочих мест.
Аргентина
Аргентина — одна из самых больших экономик Латинской Америки. Как отмечает Всемирный банк, страна является ведущим производителем продуктов питания и обладает большим запасом природных ресурсов, что создает большие перспективы для роста предприятий и компаний. Кроме того, здесь либеральное миграционное законодательство, легко открыть ИП или другую форму частной фирмы.
Недостаток Аргентины — нестабильная экономическая ситуация: в стране очень высокий уровень инфляции (в январе 2023 года достигла 98,8%) и двойной курс песо (официальный и неофициальный). Из-за последнего фактора доход бизнеса может уменьшиться в несколько раз при переводе местной валюты в доллары или евро.
Колумбия
За последние несколько лет Колумбия стала хабом для аутсорсинга компаний, работающих на США. Колумбийцы хорошо мотивированы и трудолюбивы, с ними приятно иметь дело. В то же время в стране большое расслоение общества по доходам, многие живут очень бедно.
Уругвай
Стабильная безопасная страна с солидным капиталом. В Уругвае хорошо развита демократия и устойчивая экономика: рост ВВП за 2021 год составил 4,4%. Либеральное законодательство, которое позволяет иностранцам без труда открыть частную компанию и получить ВНЖ.
Уругвай — удобный центр притяжения для Латинской Америки. Весь регион пользуется его услугами: не нужно платить налог на импорт, а значит, деньги можно хранить в валюте. При этом внутренний рынок не очень привлекателен — это маленькая страна с небольшим населением.
Чили
Один из ведущих мировых бизнес-хабов: испаноязычное государство, где расположено много офисов крупных корпораций. Основная часть деловой среды сосредоточена в столице — Сантьяго.
Чили предлагает простые условия для запуска бизнеса. Также среди преимуществ: хорошая экономическая ситуация, благоприятный климат для иностранных инвестиций, низкий уровень коррупции, развитые торговые связи с США.
Какие проекты востребованы в регионе
Для стартапов здесь немало свободных ниш. Рассмотрим наиболее перспективные из них.
Финтех
Не хватает технологических решений, связанных с вовлечением, эффективностью и удержанием клиентов. Например, банк Колумбии, где практически каждый житель страны имеет счет, планирует создать современную экосистему наподобие российского «Сбера». Объединение таких услуг, как такси, музыка, развлечения и других опций, пока тоже не очень развито.
Бизнес-акселераторы
Качественных программ для стартапов достаточно только в Бразилии. Эффективность бразильских компаний подтверждает необходимость акселераторов: в 2021 году сразу десять местных стартапов достигли оценки в $1 млрд и получили статус «единорога». Всего в Бразилии насчитывалось 23 подобных бизнеса, далее идут Мексика и Аргентина — по восемь «единорогов».
EdTech
Активно развивается сфера EdTech. В апреле 2022 года в регионе работали более 1500 компаний, занимающихся проектами в области образовательных технологий. При этом потенциал для роста новых участников рынка огромный: 300 млн латиноамериканцев, кто уже имеет образование и опыт работы, стремятся переучиться или повысить свою квалификацию. Это обусловлено желанием людей сотрудничать с американскими и канадскими компаниями, получать зарплату в валюте. Особенно становится выгодным для жителей Аргентины, которые постоянно сталкиваются с инфляцией.
Из ЛатАма уже пришло несколько хорошо известных образовательных платформ: EBAС (Escola Britannica de Artes), Mentorama (Skillbox Holding Limited), Ultima School. На рынке отмечается хороший спрос на их услуги. Так, по словам моего партнера по Латинской Америке Анны Бохмат, EBAС вошла в группу лидеров бразильского EdTech, а Black Friday 2022 года закончила продажей онлайн-курсов более чем на 1 млн реалов ($185 тыс.).
HRTech
В регионе живут много удаленщиков, а значит, нужно контролировать эффективность таких сотрудников. Часто специалистов по HRTech нанимают в Аргентине или Колумбии, работают они профессионально и при этом берут немного по деньгам.
Сфера услуг
В b2c-сегменте сохраняются возможности для успешной работы, так как во многих областях нет четкого монополиста. В частности, в сфере доставки или такси потребители могут выбирать из нескольких вариантов. Недавно на рынок пришла компания с российскими корнями Flowwow, которая занимается доставкой цветов и подарков. На ее услуги наблюдается хороший спрос.
Логистические решения
Сеть железных дорог не сильно развита в Латинской Америке, поэтому еще одна потребность местного рынка — оптимизация автомобильной логистики. Организации, предлагающие свои услуги в области грузоперевозок и дорожного строительства, также будут востребованы в странах ЛатАма.
На что нужно обратить внимание
Высокий уровень преступности
С безопасностью в регионе до сих пор наблюдаются проблемы. Даже в самой развитой стране, Бразилии, сохраняется высокий уровень преступности — 76,92%. Мелкие кражи на улице, взлом квартир — обыденные вещи во многих странах Латинской Америки. Из-за опасности ограбления здесь не принято пускать незнакомых людей в квартиры. По этой причине сервисы по клинингу или оказание косметических услуг на дому пользоваться большим спросом не будут.
Уровень безопасности важен для компаний, занимающихся перевозкой людей или доставкой. Во многих городах есть неблагополучные районы, которые таксисты будут объезжать, а это дополнительные расходы и время. То же самое касается и доставки: всегда будет риск, что курьера ограбят.
Особенности менталитета
Люди в Латинской Америке расслаблены, темп жизни очень умеренный. Поэтому скорость процессов низкая, а временные рамки могут часто расширяться или свестись к «когда-нибудь». Жителям крупных мировых столиц может быть непривычно. Тем не менее нужно не переживать по этому поводу, а просто заложить больше времени на решение задач.
Другой важный момент — большинство латиноамериканцев остро воспринимают негативную обратную связь или критику. В мобильных приложениях вы не увидите отрицательных оценок: если написать «плохо», то общаться с тобой больше не будут. Зато если показать свое дружелюбие, тебе обязательно помогут. Так что выход из многих ситуаций — отпустить и улыбнуться.
Политическая обстановка
Другой важный риск — нестабильность политической ситуации, особенно касается Чили и Перу. Во время уличных протестов здесь часто отключают интернет, вводят комендантский час. Это может негативно сказаться на операционных процессах.
Налоговая система
Рассматривая налоговое законодательство ЛатАма, можно пойти от простого к сложному.
Уругвай. Наиболее либеральное налоговое законодательство среди стран региона. Резидентство страны позволяет несколько лет не платить налоги на зарубежные доходы. Кроме того, из Уругвая можно беспрепятственно выводить деньги в любой валюте, хранят капитал здесь безо всяких опасений и тщательно соблюдают банковскую тайну.
Чили. Неплохие налоговые условия для стартапов: ставка корпоративного налога — 25% от годовой прибыли. Такой расчет действует для малого и среднего бизнеса с оборотом менее $2,7 млн в год.
Аргентина. При запуске бизнеса нужно быть очень внимательным. При росте дохода ИП налоговая ставка повышается и может достигнуть 35%. Получается, иметь небольшой бизнес здесь выгоднее, чем расширяться. Также в Аргентине и Бразилии есть налог на импорт: все, что ввозится в страну, стоит дороже, чем местные товары.
Бразилия. Недостаток — частные компании обязаны хранить деньги в местной валюте (реалах). Зарубежный платеж поступает сначала в Центральный банк, и с ним обсуждается, по какому курсу будут перечислены деньги. Курс бразильского реала стабилен уже много лет, но операционные потери по обмену валюты могут оказывать существенное влияние на бизнес. Именно поэтому многие предприниматели отказываются от идеи открытия стартапа в Бразилии и делают выбор в пользу Уругвая или Канады.
Другие тонкости законодательства
Аргентина отличается не только налоговой политикой, но и законами в сфере труда: сотрудника очень сложно уволить, а в ходе разбирательств, даже если работник не выполняет должным образом свои обязанности, суд, скорее всего, выберет его/ее сторону. Поэтому необходимо очень четко формулировать обязанности сотрудника и количество рабочих часов.
То же правило применимо и к Бразилии. Здесь защищают от безработицы местное население, а значит, при приеме на работу иностранца компания должна взять в штат еще трех граждан страны. К слову, юридическая система здесь настолько сложная и непостоянная (законы могут меняться каждые шесть месяцев), что для их решения нередко нанимают локальных специалистов, которые помогают оформить ВНЖ, открыть компанию и подготовить все необходимые документы.
Особенности бизнес-коммуникации
В Латинской Америке низкий уровень проникновения английского языка. А значит, для эффективной коммуникации нужно знать португальский, испанский или нанимать на работу местного сотрудника. Как отмечает Анна Бохмат, второй вариант даже более предпочтителен, так как бразильский португальский отличается от языка, на котором говорят в Португалии, а испанский в различных странах ЛатАма может быть совершенно не похож на литературный язык, который преподают в Европе. По словам Анны, местный специалист не только поможет разобраться с лингвистическими тонкостями, но и передаст жесты и скрытые смыслы, которыми владеют жители региона.
Главным каналом коммуникации между людьми здесь считается WhatsApp. Только в Бразилии, согласно исследованию Opinion Box, в 2022 году насчитывалось 165 млн пользователей мессенджера — это 96,4% взрослого населения страны от 16 до 64 лет.
Такие социальные сети, как LinkedIn и Facebook (принадлежит компании Meta, признана экстремистской организацией в России), в регионе работают больше как магазины, что нужно учитывать при выстраивании коммуникации.
Для многих бизнесменов Латинская Америка — очень перспективное направление. Местные жители следят за своим здоровьем, любят весело и интересно проводить свободное время. Молодые латиноамериканцы хотят быть в тренде последних инновационных решений и получить конкурентное образование. Здесь могут быть востребованы самые разные проекты, направленные на повышение качества услуг, труда и жизни в целом. Тем не менее регион обладает своей спецификой, которую нужно учитывать.