![Фото: Unsplash](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/13/756687731241136.jpg)
Об эксперте:
Влад Аюкаев, CEO индонезийского венчурного билдера PVG.
Индонезия — крупнейший и один из самых быстрорастущих рынков Юго-Восточной Азии, где проживает более 270 млн человек, и с 2010 года эта цифра выросла более чем на 30 млн. Большой интерес для россиян представляют Джакарта и остров Бали. За последние несколько лет здесь сформировалось большое бизнес-комьюнити, которое помогает получать нужный нетворк, обмениваться экспертизой и опытом.
Весомый фактор релокации бизнеса — это уровень экономического развития. В странах, которые относятся к наименее развитым или развивающимся, но при этом быстро и стабильно растут, бизнес получает дополнительный мультипликатор — возможность вложить X и через 5-7 лет получить 5X или 10X.
Экономика Индонезии все еще относится к lower-middle income (с доходом ниже среднего: ВНД на душу населения — от $1036 до $4045). Это особенно привлекательно для российских инвесторов, которые здраво оценивают вызовы и риски Emerging Markets (развивающихся рынков). Давайте рассмотрим особенности переезда и релокации, а также разберем, какое значение для русскоязычных предпринимателей имеет местное комьюнити.
Перспективные ниши для запуска стартапа
Edtech
Власти Индонезии активно способствуют развитию проектов по профессиональной переподготовке населения. По оценке аналитиков, к 2030 году в ней будут нуждаться 113 млн жителей Индонезии. В стране уже насчитывается почти 400 EdTech-проектов, предлагающих как полноценные курсы или сервисы для онлайн-репетиторства, так и платформы для самообучения. Однако перспективы для новых продуктов еще есть.
Показателен пример онлайн-школы по диджитал-маркетингу и анализу данных Refocus.me. Стартап запустился в Индонезии в начале 2022 года, и за 8 месяцев заработал $1,5 млн на продажах онлайн-курсов. Еще один пример — школа программирования Algorithmics, которая вышла на рынок Индонезии этим летом.
![Школа программирования Algorithmics](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/43/756687725768430.jpg)
CEO Algorithmics Indonesia Ирина Новикова отмечает, что при выборе страны для запуска проекта основатели оценивали размер рынка, структурный спрос на услуги и уровень конкуренции. По ее словам, сейчас в Индонезии все еще низкая конкуренция в этой нише и высокий спрос на качественное IT-образование.
Медицина
Сейчас качественная медицина — один из основных приоритетов в национальной повестке. В 2014 году правительство Индонезии запустило программу для всеобщего здравоохранения BPJS-Kesehatan (также называемая JKN), в которой зарегистрировано около 83% населения страны. Это внесло значительный вклад в развитие бизнеса в сфере медицины, поскольку программа косвенно увеличила количество пациентов.
Центральные и региональные органы власти активно строят новые медицинские учреждения, но их все еще слишком мало, чтобы полностью удовлетворить спрос. Сегодня в Индонезии 2925 больниц. В них чуть более 318 тыс. коек или 1,17 коек на тысячу населения — самый низкий показатель в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). У иностранных инвесторов есть возможность заполнить сложившийся дефицит на рынке.
Пандемия ускорила рост цифровой медицины, поэтому еще один привлекательный сегмент — телемедицина. C марта 2020 года местное приложение здравоохранения Alodokter зарегистрировало более 30 млн активных пользователей. В стране, где на 2,5 тыс. человек всего один врач, а население живет более чем на 17 тыс. островов, — телемедицина обеспечивает предоставление медицинских услуг даже в самых отдаленных регионах. Очевидно, что в ближайшем будущем эта отрасль будет стремительно развиваться, при этом сегодня в ней нет высокой конкуренции.
FinTech
Fintech-индустрия в Индонезии находится в начале своего развития. В стране насчитывается около 63 млн UMKM (микро-, малые и средние предприятия), на долю которых приходится более 60% ВВП страны. Однако по состоянию на 2022 год, только 19% этих предприятий пользуются финансовыми продуктами, например, электронными деньгами и кошельками. С учетом такой ситуации и роста среднего класса потребность в FinTech-стартапах велика.
Наш первый проект в Индонезии — платежная система Klikoo. Она объединяет мерчантов на улице, банки, различные платежные системы, телекоммуникационные компании и кредитные организации. Фактически, это интегратор, который проводит транзакции между разными финансовыми агентами. Сейчас у Klikoo более 10 тыс. бизнес-партнеров. Второй продукт, который мы запустили, — это онлайн-касса Posy, с помощью которой малые предприятия могут автоматизировать свой бизнес и отказаться от ручного аккаунтинга. С момента запуска осенью 2021 года к Posу подключилось более 5 тыс. мерчантов.
![Как развивать бизнес в Индонезии и причем здесь small talk](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/92/756687726424925.jpg)
Особенности переезда и релокации бизнеса в Индонезию
Культурный код бизнес-коммуникации
Важнейшая особенность культурного кода Индонезии заключается в том, что местные жители стремятся к коллективизму и хотят принимать решения совместно. Они предпочитают работать с теми, кого хорошо знают, к кому у них есть определенный уровень доверия и личная симпатия. Индонезийцы настороженно относятся к иностранцам. Авторитета и прошлого успешного опыта в других странах недостаточно, чтобы выстраивать какое-либо партнерство с ними. Однако одно из преимуществ такого менталитета — прочность отношений. Если вам удалось заслужить доверие индонезийца, то это скорее всего навсегда.
Чтобы убрать призму недоверия, нужно начинать с малого: небольшого small talk о погоде или совместного ланча. Серьезный разговор по делу лучше заводить во время второй или третьей встречи. Эта особенность в коммуникациях влияет на скорость многих бизнес-процессов — на заключение сделок или подписание соглашений здесь может потребоваться больше времени, чем в России. Стать частью местного комьюнити непросто, но возможно. Для этого нужно прожить здесь определенное время, научиться говорить на бахасе и подружиться с индонезийцами. Также важно уважительно относится к их религии, культуре и традициям.
Климат
Климат в Индонезии — жаркий, влажный и дождливый, средняя температура воздуха составляет +24ºC. Такая погода вносит свои коррективы практически во все сферы жизни, и это надо учитывать при релокации команды. Россияне, привыкшие жить по правилу «держи ноги в тепле, а голову в холоде», могут долго адаптироваться к местному климату, что сказывается на их продуктивности в первое время после переезда.
Из-за отсутствия сменяемости сезонов местные редко планируют свою жизнь. Для них чужда мысль «завтра может не наступить», поэтому многие дела они откладывают и переносят. В течение первых месяцев после переезда не обращаешь на это внимание. Однако через 2-3 года жизни в Индонезии ловишь себя на мысли, что не чувствуешь, как течет время. Это сказывается на тайм-менеджменте — появляется соблазн отказаться от долгосрочных планов.
Также многих экспатов пугает сезон дождей. Но он не должен быть ограничивающим фактором при переезде. В целом в Индонезии дожди идут постоянно, в основном по ночам. Отличие лишь в том, что в сухой сезон количество выпадаемых осадков в два раза меньше.
Развлечения
В большей части Индонезии мало развлекательной инфраструктуры, привычной жителю западных стран. У местных не принято ходить в парки, гулять по улицам или, к примеру, посещать театры. Конечно, культурно-развлекательные центры есть, но их не так много по сравнению с Россией. Это связано в том числе и с тем, что Индонезия — смесь арабской и мусульманской культур. При переезде нужно понимать, что ваш привычный образ жизни сильно поменяется.
Зато здесь активно развивается экотуризм: в стране много разных этнографических музеев, морских парков и заповедников. Многие приезжают сюда ради водных видов спорта: дайвинга, серфинга и т д.
Стоимость жизни
При релокации сотрудников в Индонезию нужно обратить внимание на стоимость жизни. Принято считать, что в этой стране можно прожить в месяц на условные $100. Но это не так. За последние несколько лет цены на жилье и еду значительно выросли. Поддержание уровня комфорта, привычного жителям отечественных мегаполисов, обойдется уже от $2 тыс. до $4 тыс. ежемесячно и может оказаться дороже, чем в России.
Деловой центр Индонезии
Центр бизнеса в Индонезии — Джакарта. Здесь сосредоточены фонды, государственные институты и крупные местные компании. На Бали можно найти только их представительства. Чтобы стать частью деловой экосистемы, предприниматели должны пожить в Джакарте в течение нескольких лет и выстроить знакомства с потенциальными инвесторами и партнерами. 90% всех фондов располагаются в главном бизнес-центре Джакарты — Segitiga Emas Jakarta.
Русское комьюнити на Бали
Тем не менее, из всех регионов Индонезии русскоязычные предприниматели выбирают именно Бали для долгосрочного переезда и релокации своих команд. Это связано с тем, что остров — одно из немногих мест в Индонезии, где есть активности и развлечения, привычные нам. Также исторически сложилось, что иностранцы приезжали на Бали именно за серфингом, это стало отправной точкой для образования современного комьюнити. В Джакарте большинства этих развлечений нет.
Пандемия и геополитическая напряженность последних месяцев повлияли на рост количества русских предпринимателей на Бали (и даже в Джакарте). Если раньше они приезжали максимум на 3-6 месяцев, то сейчас все чаще решаются на долгосрочный переезд. По различным данным, на острове постоянно проживают от 3 тыс. до 4 тыс. граждан России, которые составляют ядро русскоязычного бизнес-комьюнити. Учитывая удаленность этого региона, цифры внушительные. Раньше такие сообщества были только в странах Европы, к примеру, в Германии и Соединенном Королевстве, а также на Кипре и в Северной Америке. Интересная особенность местной русскоязычной общины заключается в том, что она преимущественно состоит из представителей креативной индустрии, digital nomad (цифровых кочевников) и предпринимателей — тех, кто последние годы мог зарабатывать онлайн.
На сегодняшний день подавляющее большинство русскоязычных предпринимателей, которые постоянно проживают в Индонезии, все еще зарабатывают за ее пределами. Однако к бизнесменам постепенно приходит понимание, что Индонезия — это не только страна для «зимовки», но еще и привлекательный рынок для масштабирования компаний, диверсификации экономических и политических рисков, получения нерублевой выручки.
Яркий пример — студия дизайна цифровых решений Pinkman. Последние 20 лет компания успешно работала на российском рынке, а летом 2022 года запустила представительство в Индонезии.
«Мы выбрали Индонезию для расширения бизнеса по нескольким причинам. Во-первых, это четвертая страна в мире по количеству населения. Во-вторых, здесь низкая конкуренция в нашей индустрии, так как рынок дизайнерских студий еще не сформирован. В-третьих, мы считаем, что наш опыт и экспертиза будут полезны компаниям из финтех и медтех отраслей, а также банковским, страховым и ретейл-структурам», — отмечает Сергей Орехов, CEO Pinkman.
Еще один кейс — B2B SaaS компания в области онлайн-мерчандайзинга 24TTL. Год назад стартап закрыл свой первый раунд под развитие бизнеса в странах СНГ, а сейчас привлекает инвестиции для выхода на международные рынки, в том числе на рынок Индонезии. За несколько месяцев команда 24TTL смогла изучить проблемы местных клиентов, заключить несколько партнерств и выстроить воронку продаж.
«Индонезия — один из целевых рынков для нас, здесь достаточно развит онлайн-ритейл, высокий GMV в e-commerce (Gross merchandise volume, валовая стоимость товара), а также мало прямых конкурентов в нашей области», — прокомментировал Алексей Чехвалов, Chief Growth Officer и кофаундер 24TTL.
Открытие бизнеса в Индонезии в целом можно считать хорошим стартом для выхода на рынок Юго-Восточный Азии. Если вы смогли здесь построить масштабируемый бизнес и автоматизировать ключевые процессы, то в странах, где сопротивляемость среды и бизнес-культура схожие, сделать это будет легче. Все новообретенные скиллы помогут при взаимодействии с партнерами и клиентами из других азиатских стран. Эта игра точно стоит свеч.