Об эксперте:
Влад Аюкаев, CEO индонезийского венчурного билдера PVG.
Индонезия — крупнейший и один из самых быстрорастущих рынков Юго-Восточной Азии, где проживает более 270 млн человек, и с 2010 года эта цифра выросла более чем на 30 млн. Большой интерес для россиян представляют Джакарта и остров Бали. За последние несколько лет здесь сформировалось большое бизнес-комьюнити, которое помогает получать нужный нетворк, обмениваться экспертизой и опытом.
Весомый фактор релокации бизнеса — это уровень экономического развития. В странах, которые относятся к наименее развитым или развивающимся, но при этом быстро и стабильно растут, бизнес получает дополнительный мультипликатор — возможность вложить X и через 5-7 лет получить 5X или 10X.
Экономика Индонезии все еще относится к lower-middle income (с доходом ниже среднего: ВНД на душу населения — от $1036 до $4045). Это особенно привлекательно для российских инвесторов, которые здраво оценивают вызовы и риски Emerging Markets (развивающихся рынков). Давайте рассмотрим особенности переезда и релокации, а также разберем, какое значение для русскоязычных предпринимателей имеет местное комьюнити.
Перспективные ниши для запуска стартапа
Edtech
Власти Индонезии активно способствуют развитию проектов по профессиональной переподготовке населения. По оценке аналитиков, к 2030 году в ней будут нуждаться 113 млн жителей Индонезии. В стране уже насчитывается почти 400 EdTech-проектов, предлагающих как полноценные курсы или сервисы для онлайн-репетиторства, так и платформы для самообучения. Однако перспективы для новых продуктов еще есть.
Показателен пример онлайн-школы по диджитал-маркетингу и анализу данных Refocus.me. Стартап запустился в Индонезии в начале 2022 года, и за 8 месяцев заработал $1,5 млн на продажах онлайн-курсов. Еще один пример — школа программирования Algorithmics, которая вышла на рынок Индонезии этим летом.
CEO Algorithmics Indonesia Ирина Новикова отмечает, что при выборе страны для запуска проекта основатели оценивали размер рынка, структурный спрос на услуги и уровень конкуренции. По ее словам, сейчас в Индонезии все еще низкая конкуренция в этой нише и высокий спрос на качественное IT-образование.
Медицина
Сейчас качественная медицина — один из основных приоритетов в национальной повестке. В 2014 году правительство Индонезии запустило программу для всеобщего здравоохранения BPJS-Kesehatan (также называемая JKN), в которой зарегистрировано около 83% населения страны. Это внесло значительный вклад в развитие бизнеса в сфере медицины, поскольку программа косвенно увеличила количество пациентов.
Центральные и региональные органы власти активно строят новые медицинские учреждения, но их все еще слишком мало, чтобы полностью удовлетворить спрос. Сегодня в Индонезии 2925 больниц. В них чуть более 318 тыс. коек или 1,17 коек на тысячу населения — самый низкий показатель в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). У иностранных инвесторов есть возможность заполнить сложившийся дефицит на рынке.
Пандемия ускорила рост цифровой медицины, поэтому еще один привлекательный сегмент — телемедицина. C марта 2020 года местное приложение здравоохранения Alodokter зарегистрировало более 30 млн активных пользователей. В стране, где на 2,5 тыс. человек всего один врач, а население живет более чем на 17 тыс. островов, — телемедицина обеспечивает предоставление медицинских услуг даже в самых отдаленных регионах. Очевидно, что в ближайшем будущем эта отрасль будет стремительно развиваться, при этом сегодня в ней нет высокой конкуренции.
FinTech
Fintech-индустрия в Индонезии находится в начале своего развития. В стране насчитывается около 63 млн UMKM (микро-, малые и средние предприятия), на долю которых приходится более 60% ВВП страны. Однако по состоянию на 2022 год, только 19% этих предприятий пользуются финансовыми продуктами, например, электронными деньгами и кошельками. С учетом такой ситуации и роста среднего класса потребность в FinTech-стартапах велика.
Наш первый проект в Индонезии — платежная система Klikoo. Она объединяет мерчантов на улице, банки, различные платежные системы, телекоммуникационные компании и кредитные организации. Фактически, это интегратор, который проводит транзакции между разными финансовыми агентами. Сейчас у Klikoo более 10 тыс. бизнес-партнеров. Второй продукт, который мы запустили, — это онлайн-касса Posy, с помощью которой малые предприятия могут автоматизировать свой бизнес и отказаться от ручного аккаунтинга. С момента запуска осенью 2021 года к Posу подключилось более 5 тыс. мерчантов.
Особенности переезда и релокации бизнеса в Индонезию
Культурный код бизнес-коммуникации
Важнейшая особенность культурного кода Индонезии заключается в том, что местные жители стремятся к коллективизму и хотят принимать решения совместно. Они предпочитают работать с теми, кого хорошо знают, к кому у них есть определенный уровень доверия и личная симпатия. Индонезийцы настороженно относятся к иностранцам. Авторитета и прошлого успешного опыта в других странах недостаточно, чтобы выстраивать какое-либо партнерство с ними. Однако одно из преимуществ такого менталитета — прочность отношений. Если вам удалось заслужить доверие индонезийца, то это скорее всего навсегда.
Чтобы убрать призму недоверия, нужно начинать с малого: небольшого small talk о погоде или совместного ланча. Серьезный разговор по делу лучше заводить во время второй или третьей встречи. Эта особенность в коммуникациях влияет на скорость многих бизнес-процессов — на заключение сделок или подписание соглашений здесь может потребоваться больше времени, чем в России. Стать частью местного комьюнити непросто, но возможно. Для этого нужно прожить здесь определенное время, научиться говорить на бахасе и подружиться с индонезийцами. Также важно уважительно относится к их религии, культуре и традициям.
Климат
Климат в Индонезии — жаркий, влажный и дождливый, средняя температура воздуха составляет +24ºC. Такая погода вносит свои коррективы практически во все сферы жизни, и это надо учитывать при релокации команды. Россияне, привыкшие жить по правилу «держи ноги в тепле, а голову в холоде», могут долго адаптироваться к местному климату, что сказывается на их продуктивности в первое время после переезда.
Из-за отсутствия сменяемости сезонов местные редко планируют свою жизнь. Для них чужда мысль «завтра может не наступить», поэтому многие дела они откладывают и переносят. В течение первых месяцев после переезда не обращаешь на это внимание. Однако через 2-3 года жизни в Индонезии ловишь себя на мысли, что не чувствуешь, как течет время. Это сказывается на тайм-менеджменте — появляется соблазн отказаться от долгосрочных планов.
Также многих экспатов пугает сезон дождей. Но он не должен быть ограничивающим фактором при переезде. В целом в Индонезии дожди идут постоянно, в основном по ночам. Отличие лишь в том, что в сухой сезон количество выпадаемых осадков в два раза меньше.
Развлечения
В большей части Индонезии мало развлекательной инфраструктуры, привычной жителю западных стран. У местных не принято ходить в парки, гулять по улицам или, к примеру, посещать театры. Конечно, культурно-развлекательные центры есть, но их не так много по сравнению с Россией. Это связано в том числе и с тем, что Индонезия — смесь арабской и мусульманской культур. При переезде нужно понимать, что ваш привычный образ жизни сильно поменяется.
Зато здесь активно развивается экотуризм: в стране много разных этнографических музеев, морских парков и заповедников. Многие приезжают сюда ради водных видов спорта: дайвинга, серфинга и т д.
Стоимость жизни
При релокации сотрудников в Индонезию нужно обратить внимание на стоимость жизни. Принято считать, что в этой стране можно прожить в месяц на условные $100. Но это не так. За последние несколько лет цены на жилье и еду значительно выросли. Поддержание уровня комфорта, привычного жителям отечественных мегаполисов, обойдется уже от $2 тыс. до $4 тыс. ежемесячно и может оказаться дороже, чем в России.
Деловой центр Индонезии
Центр бизнеса в Индонезии — Джакарта. Здесь сосредоточены фонды, государственные институты и крупные местные компании. На Бали можно найти только их представительства. Чтобы стать частью деловой экосистемы, предприниматели должны пожить в Джакарте в течение нескольких лет и выстроить знакомства с потенциальными инвесторами и партнерами. 90% всех фондов располагаются в главном бизнес-центре Джакарты — Segitiga Emas Jakarta.
Русское комьюнити на Бали
Тем не менее, из всех регионов Индонезии русскоязычные предприниматели выбирают именно Бали для долгосрочного переезда и релокации своих команд. Это связано с тем, что остров — одно из немногих мест в Индонезии, где есть активности и развлечения, привычные нам. Также исторически сложилось, что иностранцы приезжали на Бали именно за серфингом, это стало отправной точкой для образования современного комьюнити. В Джакарте большинства этих развлечений нет.
Пандемия и геополитическая напряженность последних месяцев повлияли на рост количества русских предпринимателей на Бали (и даже в Джакарте). Если раньше они приезжали максимум на 3-6 месяцев, то сейчас все чаще решаются на долгосрочный переезд. По различным данным, на острове постоянно проживают от 3 тыс. до 4 тыс. граждан России, которые составляют ядро русскоязычного бизнес-комьюнити. Учитывая удаленность этого региона, цифры внушительные. Раньше такие сообщества были только в странах Европы, к примеру, в Германии и Соединенном Королевстве, а также на Кипре и в Северной Америке. Интересная особенность местной русскоязычной общины заключается в том, что она преимущественно состоит из представителей креативной индустрии, digital nomad (цифровых кочевников) и предпринимателей — тех, кто последние годы мог зарабатывать онлайн.
На сегодняшний день подавляющее большинство русскоязычных предпринимателей, которые постоянно проживают в Индонезии, все еще зарабатывают за ее пределами. Однако к бизнесменам постепенно приходит понимание, что Индонезия — это не только страна для «зимовки», но еще и привлекательный рынок для масштабирования компаний, диверсификации экономических и политических рисков, получения нерублевой выручки.
Яркий пример — студия дизайна цифровых решений Pinkman. Последние 20 лет компания успешно работала на российском рынке, а летом 2022 года запустила представительство в Индонезии.
«Мы выбрали Индонезию для расширения бизнеса по нескольким причинам. Во-первых, это четвертая страна в мире по количеству населения. Во-вторых, здесь низкая конкуренция в нашей индустрии, так как рынок дизайнерских студий еще не сформирован. В-третьих, мы считаем, что наш опыт и экспертиза будут полезны компаниям из финтех и медтех отраслей, а также банковским, страховым и ретейл-структурам», — отмечает Сергей Орехов, CEO Pinkman.
Еще один кейс — B2B SaaS компания в области онлайн-мерчандайзинга 24TTL. Год назад стартап закрыл свой первый раунд под развитие бизнеса в странах СНГ, а сейчас привлекает инвестиции для выхода на международные рынки, в том числе на рынок Индонезии. За несколько месяцев команда 24TTL смогла изучить проблемы местных клиентов, заключить несколько партнерств и выстроить воронку продаж.
«Индонезия — один из целевых рынков для нас, здесь достаточно развит онлайн-ритейл, высокий GMV в e-commerce (Gross merchandise volume, валовая стоимость товара), а также мало прямых конкурентов в нашей области», — прокомментировал Алексей Чехвалов, Chief Growth Officer и кофаундер 24TTL.
Открытие бизнеса в Индонезии в целом можно считать хорошим стартом для выхода на рынок Юго-Восточный Азии. Если вы смогли здесь построить масштабируемый бизнес и автоматизировать ключевые процессы, то в странах, где сопротивляемость среды и бизнес-культура схожие, сделать это будет легче. Все новообретенные скиллы помогут при взаимодействии с партнерами и клиентами из других азиатских стран. Эта игра точно стоит свеч.