Облака, таланты и венчур: ключевые факторы успеха быстрорастущих компаний

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Существуют ли универсальные и проверенные факторы успеха, объединяющие наиболее динамичных игроков рынка, которые ежегодно показывают взрывной рост? РБК Тренды разбираются, в чем причины выдающегося роста таких компаний

Об эксперте:

Игорь Калганов, генеральный директор Группы Т1.

Несмотря на глобальные вызовы и неопределенность некоторым компаниям удается показывать ежегодный рост выше рынка. Мы видим их в рейтингах быстрорастущих компаний – РБКInc. 5000, «Спарк Интерфакс», «ТехУспех», CNews и других. В списках есть и транснациональные корпорации, и высокотехнологичные стартапы, и компании различного масштаба и отраслевой принадлежности. Попытаемся ответить на вопрос, что же объединяет эти компании в контексте их успеха.

Отраслевая принадлежность

Лидерами по росту на глобальном рынке стали технологический и медиа-сектор, розничная торговля и фармацевтика. В январе 2022 года в Brand Finance Global 500 самым быстрорастущим брендом в мире (рост 215%) был признан TikTok, и он действительно совершил революцию в потреблении медиа. Пандемия предсказуемо вывела в лидеры фармацевтические бренды — их стоимость увеличилась на 94%. Скачок роста был и у розничной торговли: стоимость бренда увеличилась на 46%, опередив технологический (42%) и медиа-секторы (33%).

На российском рынке в числе лидеров по росту выручки — IT, сельское хозяйство, фармацевтика. Динамика составила 30%, 24% и 22% соответственно.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Рост на 35% и высокие зарплаты: главное из нового дайджеста НИУ ВШЭ об IT

Стратегическое и цифровое лидерство

Сами быстрорастущие компании считают одним из главных факторов своего роста стратегическое планирование на основе доступа к точной и актуальной информации. Цифровые технологии и аналитика данных позволяют видеть новые возможности и оперативнее реагировать. Компании-лидеры в 1,3 раза чаще собирают собственные данные, в 1,8 раза чаще принимают аналитические решения в режиме реального времени.

Помимо технологий «цифровые чемпионы» фокусируются на квалифицированных кадрах с цифровыми навыками. И ведущие, и отстающие компании соглашаются с важностью привлечения талантов, но лидеры в 2,6 раза чаще отстающих стремятся сохранить эти таланты, предлагая уникальное ценностное предложение. Для этого они в 1,7 раза чаще внедряют процессы управления талантами для поощрения разнообразия.

Бизнес-модель и продуктовый портфель

Бизнес-модель связывает стратегическое намерение компании и способность его реализовать. Прозрачная бизнес-модель повышает привлекательность компании для монетизации продукта и получения внешних инвестиций. Поэтому 49% компаний планируют инновации бизнес-моделей в качестве одного из главных приоритетов в будущем.

Например, для диверсификации бизнеса компания создает новые продукты, выходящие за рамки отрасли. Экосистема турецкого оператора мобильной связи Turkcell включает в себя платежную платформу Paycell и суперприложение для обмена сообщениями BiP, услуги которых в 2021 году принесли оператору 8% дополнительной выручки. И средний доход на одного активного пользователя сервисов вырос на 5-10%.

На одной волне с клиентами

Фокус на потребностях клиента сразу выделяет лидеров в отрасли: удовлетворенность потребителей продуктом или качеством обслуживания напрямую влияет на рост бизнеса. Ведущие компании в 2,5 раза чаще, чем отстающие, считают персонализацию основной частью клиентского опыта, постоянно перераспределяют маркетинговые расходы в режиме реального времени.

Для e-commerce стоимость удержания клиента обходится в пять раз дешевле, чем приобретение нового. При этом если повысить коэффициент удержания всего на 5%, то прибыль может увеличиться на 25-95%. И крупные бренды вкладываются в повышение качества клиентского опыта, например, привлекая специализированные компании для точной и своевременной доставки продукции.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика В подсознании клиента: что такое нейромаркетинг и как его используют

Преобразования в IT-ландшафте

Компании-лидеры подходят к цифровизации стратегически — для реализации цифровой стратегии они последовательно избавляются от технического долга и устаревших элементов IT-инфраструктуры, инвестируют в гибкую архитектуру. Правильная база способна раскрыть ценность больших данных и реализовать технологические инновации. Лидеры отличаются гораздо большим прогрессом в своих кибер-, цифровых и облачных перемещениях по сравнению с остальными компаниями.

Потребность в корпоративных технологиях, динамичных и адаптирующих бизнес под новые потребности, будет только расти. В мире компании с высоким уровнем цифровой зрелости чаще остальных сообщают о миграции в облако. В России процесс внедрения облачных технологий ускорился с уходом западных вендоров и появлением нехватки «железа». Этот опыт должен подстегнуть и востребованность SaaS-сервисов, которые полезно использовать для ускорения развертывания технологий и вывода цифровых продуктов на рынок.

27 сентября состоится конференция «Российское ПО: прыжок веры или рост на основе экспертизы», организованная Группой компаний Т1. В рамках дискуссии ведущие эксперты дадут актуальную оценку ситуации в российской IT-индустрии, а также расскажут о реализованных проектах в рамках импортозамещения. Зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке.

Корпоративные венчурные инвестиции

По данным BCG, 65% компаний сегодня работают со стартапами. Сотрудничество развивается через корпоративные венчурные фонды, акселераторы, инкубаторы или центры открытых инноваций. Быстрорастущие компании инвестируют в 2,6 раза больше, чем их медленно растущие конкуренты. Полностью раскрыть потенциал этих активов помогает понимание, как создать синергию и расширить возможности. Мы снова возвращаемся к аналитике и стратегическому лидерству. У компаний-лидеров в два раза чаще проработаны процессы для измерения влияния НИОКР и проектирования, и в три раза чаще на систематической и регулярной основе принимаются целостные инвестиционные решения.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Венчурный рынок ОАЭ: есть ли на нем место отечественным стартапам

Масштабирование бизнеса

Когда компания добилась соответствия продукта рынку, появления заказов и роста клиентской базы, она выходит на новый этап. Процессы, команды и системы перестают справляться с нарастающим спросом, и необходимо обеспечить непрерывность и масштабирование операций. Возникает потребность в минимизации человеческого фактора в бизнес-критичных операциях и процессах, а также в фокусировании на автоматизации рутинных процессов, напрямую влияющих на масштабируемость операций. Инструментами для этого становятся гибкие Low Code платформы и технологии RPA (технологии, которая заменяет ручные процессы роботами. — РБК Тренды).

Для быстрорастущих компаний рынок становится игровой площадкой со своими правилами. Они сегментируют рынок, пытаются завоевать его. Лидеры гораздо чаще задумываются о том, как масштабировать новые прорывные бизнес-модели.

Показать стремительный рост с нуля — важно, это дает доступ к внутренним и внешним инвестициям, возможности для развития. Для сохранения роста на протяжении длительного периода потребуется гораздо больше, чем прорывная идея или новаторский продукт. Хотя не существует универсальных рецептов для развития бизнеса, помочь достичь новых вершин может опыт компаний-лидеров, фокус на аналогичных подходах и точках роста. Сегодня основными драйверами развития практически в любой отрасли стали прорывные бизнес-модели, информационные и цифровые технологии.

Обновлено 14.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть