Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Таймлайн беседы
1:18 — Как ивент-сфера адаптировалась к новой реальности
4:08 — Как сейчас живет рынок мероприятий в России
10:20 — Как крупнейшие мероприятия адаптировались к новой реальности
17:01 — Как изменилась тематика мероприятий в пандемию
19:10 — Почему компании неудобно чувствуют себя в онлайне
22:10 — Какие форматы мероприятий стали самыми популярными
26:43 — Может ли онлайн полностью заменить мероприятия в традиционном смысле
Участники выпуска:
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер;
- Петр Тутарашвили — директор департамента коммерческих отношений и развития бизнеса «Крокус Экспо»;
- Матильда Петухова — специалист по диджитал-контенту, международный режиссер-постановщик.
Хайлайты разговора
Как ивент-сфера адаптировалась к новой реальности
Пандемия сильно ударила по сфере мероприятий, многие из них отменились или постоянно откладывались. За время локдауна Матильда Петухова переквалифицировалась из постановщика в специалиста по диджитал-контенту. В «Крокус Экспо», где работает Петр Тутарашвили, в основном проходят бизнес-выставки, конгрессно-выставочные мероприятия, ориентированные на b2b. По словам Петра, мероприятия продолжают идти, но значительно уменьшилось количество участников, особенно международных. По его оценке — падение составляет в среднем 40%.
Как сейчас живет рынок мероприятий в России
Технологии, которые ивент-сфера освоила за два года, помогли людям внутри мероприятия общаться даже с теми, кто не смог приехать. По мнению Матильды Петуховой, для кого-то формат онлайна — решение многих проблем, а для кого-то — лишь вспомогательная опция для мероприятий, которые работают в режиме офлайн-встречи.
80% бизнес-выставок России проходят в Москве. В «Крокусе» выставки шли даже в 2020 году, в том числе с международным представительством. Сложности возникли с компаниями, которые не имеют в России представительств, дистрибьюторов — некоторые из них участвовали через виртуальные стенды. Петр Тутарашвили отметил, что упавшие объемы — новая реальность, и предыдущих масштабов в ближайшее время ожидать не стоит. С другой стороны, важна роль реальных деловых контактов, и, ожидается, что на рынок выйдут новые игроки. По мнению Петра Тутарашвили, с точки зрения бизнес-выставок, онлайн-мероприятия — это суррогат, не более чем вспомогательный инструмент, который никогда не заменит классическую бизнес-выставку с конгрессом. Выставки — это общение и бизнес-договоренности, которые тяжело выстроить «по Скайпу».
Петр Тутарашвили считает, что онлайн-форматы не рентабельны с точки зрения бизнеса — люди не готовы платить ощутимые средства за участие в таких мероприятиях. Матильда Петухова подчеркнула, что онлайн-формат дает равные возможности посещения мероприятия, но все равно приоритет остается у личных встреч и контактов.
Как изменилась тематика мероприятий в пандемию
Психологические мероприятия многим помогли в пандемию. Люди долгое время были заперты дома и испытывали эмоциональную жажду. Поэтому тема эмоционального интеллекта в ивент-сфере стала такой популярной за последние два года.
Почему компании неудобно чувствуют себя в онлайне
По словам Петра Тутарашвили, собрать аудиторию b2b в онлайне — сложнее, чем b2c, из-за особой специфики. Например, в онлайн-пространстве труднее показать новую деревообрабатывающую линию. Выставка в первую очередь ориентирована на продажу, а с этой точки зрения, онлайн-формат неэффективен.
Какие форматы мероприятий стали самыми популярными?
Топ-3 популярных формата мероприятий за время пандемии:
- Марафоны — такого количество онлайн-марафонов на разные темы не было никогда.
- Онлайн мастер-класс — к популярности этого формата привело «одомашнивание» мероприятий в пандемию, когда тебе не нужно выходить из дома, чтобы чему-то научиться.
- Вечеринки — вновь стал популярен формат, о котором все позабыли. Как в офлайн, так и в смешанном формате.
Может ли онлайн полностью сместить мероприятия в традиционном смысле
По мнению Петра Тутарашвили, эффективной замены b2b-мероприятиям нет — практика показала, что онлайн-встречи не могут заменить выставки и конгрессы. С другой стороны, b2c-аудитория может использовать цифровые форматы достаточно успешно. Возможно, через 10−15 лет технологии достигнут такого уровня смешения реальности, что людям будет все равно, но пока даже виртуальные очки не дают полного эффекта присутствия и не доступны каждому.