Что изменилось в поведении покупателей
После того, как самые популярные способы бесконтактной оплаты (NFC) — Apple Pay на iOS и Google Pay на Android — стали недоступны, люди переключились на оплату картами. В исследовании ЮKassa говорится, что количество транзакций по банковским картам с февраля по июнь 2022 года выросло с 66% до 88%. При этом, например, доля платежей через российский аналог системы бесконтактных платежей, SberPay, выросла всего с 6% до 9%.
Помимо SberPay свои решения уже разработали некоторые платежные системы, например это Mir Pay или СБПэй. Есть также решения для онлайн-покупок вроде Gazprom Pay, Яндекс Pay и Tinkoff Pay. Несмотря на наличие сервисов, о полном замещении говорить еще рано.
Пока к альтернативным платежным приложениям — СБПэй или MirPay — можно привязать только карту «МИР». По статистике Банка России на 2021, выпущено 113,6 млн карт «МИР», что составляет примерно третью часть от всей эмиссии по стране (32,5%). Эта цифра будет расти, но нужно учесть, что многие банки пошли навстречу держателям карт и избавили их от необходимости перевыпуска Visa и Mastercard на много лет вперед. В такой ситуации люди выбирают самый простой вариант: расплачиваться картой, а не изобретать для себя новую схему для бесконтактной оплаты. Исключением является только внеплановый перевыпуск — если карту сломают или украдут, то человек будет открывать «МИР» в любом случае.
При этом бесконтактная оплата через NFC возможна только на Android-устройствах. Apple — в отличие от Android закрытая экосистема. Пока невозможно установить новое платежное приложение вместо Apple Pay и привязать к нему карту «МИР». К слову, об излишней закрытости платежной экосистемы Apple беспокоятся и в Европе.
Может ли оплата по QR-кодам стать новым стандартом?
Оплата через QR-коды сейчас доступна в приложениях многих банков. Есть и агрегатор — это СБПэй, сервис «Системы быстрых платежей». Главная особенность такой модели — покупки можно оплачивать с любого банковского счета без пластиковых карт.
Работает оплата по QR-коду так: покупатель приносит товары на кассу, продавец пробивает их и подсчитывает стоимость. Затем покупатель сканирует QR-код у кассы, тогда на телефоне открывается банковское приложение, в котором нужно ввести сумму и подтвердить платеж.
При оплате по QR-коду СБП не использует данные банковской карты — вместо этого она обращается напрямую к банковскому счету. Фактически человек совершает не покупку, а перевод со своего счета на расчетный счет продавца. Такие операции не идентифицируются банком как покупка по карте, поэтому пользователи не будут получать привычный кэшбек.
Оплата по QR-кодам воспринимается пользователями как что-то непривычное, особенно если сравнивать ее с классическим сценарием: «нажал на кнопку телефона, поднес его к терминалу» или «достал карту и поднес к терминалу». Чтобы сделать процесс более комфортным, банки уже начали создавать полноценную инфраструктуру. Из последних новостей: «МИР» анонсировал альтернативный способ оплаты через QR, где коды сканирует продавец, а не покупатель.
Работать это будет так: у покупателя в приложении будет уникальный QR-код, который продавец на кассе должен будет считывать со своего телефона. Чтобы система заработала, покупатели должны будут проходить идентификацию личности. Как это будет происходить, еще непонятно, но вероятно, что через считывание биометрических данных — подобный сценарий уже есть в приложении SberPay, но он доступен только клиентам Сбера.
Также «МИР» анонсировал, что в октябре 2022 года в приложении Mir Pay появится возможность оплачивать покупки через QR-коды. «Открытие» и «Русский стандарт» пока единственные банки, которые на конец июля 2022 объявили, что будут внедрять такую модель в своих приложениях.
Проблемы инфраструктуры и пути решения
Помимо того, что новые модели бесконтактных покупок потребуют времени на «привыкание», есть и другие, более системные, проблемы. Например, доработка текущей инфраструктуры. Чтобы технологии NFC-оплаты вернулись в том же виде, как это было раньше, нужно менять терминалы и дорабатывать под них софт. Раньше драйвером этого процесса выступали Visa и MasterCard, но сегодня эту задачу придется взять на себя отечественным финтех-компаниям.
На ПМЭФ ЦБ рассказал о возможности создания универсального единого приложения, к которому можно было бы привязать любую платежную систему. Таким приложением может стать СБПэй — у него уже есть шлюзы к большому количеству банков. Если схему реализуют, то пользователи iOS смогут оплачивать покупки по QR через единый интерфейс, а владельцам Android будет доступна и оплата по NFC. Главный риск — такое приложение могут снова заблокировать из-за санкций, как это ранее и произошло с приложениями нескольких банков.
В поисках альтернатив банки уже вернулись к мессенджерам. Опыт стартапа Zelf показывает, что такая модель успешно адаптировалась в Европе. Альфа-банк и ВТБ уже объявили, что будут развивать сервисы внутри Telegram на базе существующих Telegram-ботов, а к возможностям выпустить карту или оформить заявку на кредит добавят переводы и платежи.
Будущие российские решения так или иначе будут создаваться в рамках ухода от парадигмы «карта+приложение» и унификации платежных процессов. Один из возможных сценариев развития — полный отказ от любых физических носителей (карт, QR-кодов, смартфонов) и переход на оплату по Face ID. Такие эксперименты уже проводятся Московским метро или X5 Retail Group, но пока не вышли за рамки пилотных проектов.
Сейчас точно можно сказать — крупные компании увидели в текущей ситуации возможность, и речь идет не только про банки. Например, МТС объявил о том, что разрабатывает собственный аналог Apple Pay и Google Pay, а Магнит уже предлагает оплачивать покупки с помощью бонусов в Магнит Pay. Российский финтех уже несколько лет воспринимался как один из ведущих в мире, и кажется, что у компаний есть достаточно экспертизы и мощностей, чтобы создать альтернативу ушедшим решениям.