С 2021 года мир наблюдает за глобальным трендом на супераппы. Компания Meta (с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена) приложила множество усилий, чтобы таким суперприложением стал Instagram (с 21 марта 2022 года соцсеть также запрещена в России решением суда). В нем можно размещать фото, видео, общаться, делиться ссылками, совершать покупки, создавать свои онлайн-магазины и многое другое. Это отдельная цифровая экосистема, где можно купить одежду, машину, переписываться с друзьями и записываться к врачу. При этом не нужно прикладывать дополнительных усилий.
Но не все так радужно. Как пишет издание Mashable, по мере того как Instagram добавляет все больше инструментов, само приложение теряет свою полезность. Листать ленту Instagram в надежде найти пост человека, которого вы действительно знаете, отнюдь непросто. Все потому, что эта платформа сегодня переполнена рекламой и спонсорскими постами, которые превращают Instagram в сайт электронной коммерции. А когда реклама заканчивается, в ленте начинают появляться рекомендации, что является попыткой удержать пользователей у экранов. Получаем обратный эффект — это надоедает и разочаровывает. Посты в профиле уже ушли на второй план, их затмили сторис. Появился формат коротких роликов Reels, который по сути — копия китайского TikTok. А система обмена сообщениями в принципе сделана плохо. Получается парадокс, Instagram становится плохим, потому что превращается в суперприложение. На деле место, где можно все, становится местом, где нечего делать.
Но при этом соцсеть все еще не является супераппом, хотя и встала на путь становления им. И одно из самых очевидных отличий заключается в том, по какому принципу приложение создавалось. «Facebook и Instagram сейчас выстраивают свою собственную вертикаль, и просто привлекают к ней поставщиков контента, — объясняет Каниет Раев, генеральный директор стартапа Appboxo, который помогает компаниям создавать мини-приложения внутри своих приложений. — Что касается электронной коммерции, Instagram создают свою платформу для торговли, и вы при этом никак не можете на нее повлиять. В мини-приложениях все немного иначе: вы создаете то, что нужно именно вам, а затем внедряете это в приложении».
Mashable привел цитату соучредителя некоммерческой организации Accountable Tech, работающей над реформированием социальных сетей для защиты ценностей демократии Джесси Лерич: «Я думаю, что Facebook, к сожалению, готов жертвовать удобством пользователей ради увеличения прибыли. Об этом свидетельствуют документы компании и их собственные исследования. В этом смысле суперпраппы вызывают определенную настороженность, поскольку весь их смысл заключается в том, чтобы заниматься коммерческой деятельностью и вынуждать пользователей оставаться в их экосистеме. Все это в целом настораживает, особенно когда это делает компания, которая на протяжении 15 лет ставит собственную прибыль выше демократии, безопасности и благополучия меньшинств. По мере движения к этой новой версии интернета, которую они называют метавселенной, кажется, что создание соответствующей инфраструктуры и действия по логике суперпраппов — вполне объяснимая стратегия. И именно эта логика делает социальные сети хуже для нас всех».
Где еще есть прототип суперприложения
Каниет Раев привел в пример приложение WeChat: «Сейчас в нем доступно 2 млн мини-приложений. Для сравнения, в магазине приложений Apple около 3 млн аппов. Грубо говоря, в одном приложении WeChat две трети всех приложений магазина Apple».
WeChat базируется в Китае, где существует своего рода политическая экосистема, которая позволяет суперприложению процветать легче, чем в США, где действуют определенные правила обеспечения свободного рынка. Однако, по данным Business Insider, некоторые западные компании, такие как PayPal, используют структуру WeChat для создания собственной мини-экосистемы.
Российский суперапп
Блокировка социальной сети Instagram в России стало довольно болезненным событием для пользователей. Многие вели в нем малый и средний бизнес. В попытках сохранить свою аудиторию, пользователи переходили на другие площадки, такие как Telegram и «ВКонтакте». В пресс-службе «ВКонтакте» сообщили, что дневная аудитория социальной сети в марте в России выросла на 8,7% — на 4 млн. Теперь «ВКонтакте» пользуются более 50 млн человек в день. Это исторический рекорд. Количество новых регистраций увеличилось более чем в четыре раза, возобновляют свою активность те, кто ранее уже был зарегистрирован в соцсети. И именно «ВКонтакте» может претендовать на звание будущего российского «суперприложения». Почему так?
В пресс-службе «ВКонтакте» рассказали РБК Трендам о планах дальнейшего развития площадки и о сегодняшней ситуации.
«ВКонтакте» давно является многофункциональной площадкой, где пользователи могут общаться в мессенджере или через видеозвонки, читать и обсуждать новости, смотреть и выкладывать контент, продавать и приобретать товары и услуги. Соцсеть располагает огромными библиотеками видео и музыки, на платформе активно развивается сервис коротких вертикальных видео — «Клипы», растет количество авторов, создающих уникальный контент.
Во «ВКонтакте» свое дело развивают более 2 млн предпринимателей. У них есть возможности для развития контента, бесплатный интернет-магазин, конструктор сайтов, прием платежей через VK Pay, доставка товаров через сервисы партнеров и многое другое.
При этом «ВКонтакте» и дальше планирует развивать инструменты поддержки предпринимателей, чтобы отвечать запросам пользователей, которые решили завести бизнес на площадке. Однако, не все пользователи коммерческих аккаунтов спешат переходить всецело сюда, а предпочитают развивать бизнес на нескольких платформах.
Елена Хохлова и Екатерина Антипова, создатели бренда кастомного мерча с вышивкой We Cool Embroidery:
«Мы настроены вести бизнес во всех доступных каналах, используя каждый из них по-своему. Например, мы поняли, что Telegram подходит для «живого» общения и обсуждения каких-то насущных, закулисных вопросов с аудиторией, помогает сблизиться с ней, получить доверие. «ВКонтакте» подходит для аудитории, которая как перешла из Instagram, так и никогда не сидела там, а также для публикации объемных новостей с лонгридами. А вот TikTok был отличной площадкой для коротких сюжетных видео-историй о создании дизайна того или иного худи — будем надеяться, что вскоре нам вернут возможность публикации там. Так что полностью переходить во «ВКонтакте» не намерены, будем идти по течению и следить за трендом развития».
Почему превращение «ВКонтакте» в суперапп без альтернативных соцсетей — это плохой сценарий?
Существует множество веских причин, по которым пользователей может привлечь суперприложение. Это удобно, все находится в одном месте, и юзерам легко всем этим пользоваться, поскольку не нужно тратить время на изучение интерфейса разных платформ. Но отсутствие конкуренции в экосистеме приложений может привести к тому, что суперприложение будет меньше стремиться повышать качество сервиса.
Обычно, когда вам не нравится приложение, вы можете уйти из него на другую платформу. Когда Facebook всем наскучил, пользователи ушли из него в Snapchat и Instagram. Когда Instagram стала менее интересной для части пользователей, они ушли в TikTok. Но куда податься из приложения, которое необходимо для всего, что вы делаете в сети? Когда конкуренция между приложениями на низком уровне из-за того, что каждое из них умеет делать все, у разработчиков меньше стимулов создавать что-то действительно стоящее. Кроме того — доверить всю цифровую жизнь одной компании, возможно, не самая лучшая идея — для психического здоровья, конфиденциальности и ощущения удовольствия в целом.
Однако, в пресс-службе «ВКонтакте» считают, что конкуренция среди приложений все еще сохраняется: «Развитие суперприложений в России идет несколько другим путем, нежели во всем мире. Сегодня у нас есть ряд крупных игроков, которые развивают собственные супераппы: вокруг банковских приложений, сервиса такси или соцсети, как это делает «ВКонтакте». И эта конкуренция лишь усиливается, что заставляет компанию постоянно развиваться.
При этом супераппы конкурируют не только между собой, но и с другими приложениями: видеохостингами, музыкальными и игровыми сервисами, сервисами для видеозвонков и так далее. У многих из этих приложений есть лояльная аудитория, за которую борются в том числе и супераппы. К тому же многие сервисы собирают несколько услуг под зонтом подписок. Это также составляет конкуренцию за внимание и бюджеты пользователей, и причем очень жесткую. В связи с этим мы не видим ослабления конкуренции и продолжаем работать над улучшениями наших сервисов и пользовательского опыта».