Как российским стартаперам попасть в европейские бизнес-комьюнити

Фото: Thomas Lohnes / Getty Images
Фото: Thomas Lohnes / Getty Images
Проходить путь предпринимателя в одиночку очень сложно, особенно на новом рынке. Поэтому в бизнес-кругах в каждой стране существует множество сообществ и клубов — как открытых, так и закрытых. Но как в них попасть?

Об эксперте: Алексей Поспехов, основатель Missiontech.co.

Зачем стартапу сообщество

Присутствие стартапа в сообществе обязательно для всех фаундеров, которые хотят, чтобы их проект взлетел. Вот лишь несколько причин:

  • Молодой и никому не известной компании очень сложно без этого добиться как минимум инвестиций в короткие сроки и контрактов с партнерами. Потому что условный инвестор или компания, которая хочет поработать с конкретным стартапом, начинает искать информацию о нем в открытых источниках. Заходит на сайт, например, торгово-промышленной палаты и не видит в списках участников этот стартап. Высока вероятность, что идея сотрудничества умрет, едва зародившись. Все это особенно важно для Евросоюза, где большую роль играет репутация. Все, кто так или иначе взаимодействуют со стартапом, смотрят, кто его фаундеры, откуда, в каких СМИ они мелькали и как, в каких комьюнити состоят. Хорошо, если кто-то из этих комьюнити еще и рекомендацию даст. В целом, без связей никак.
  • Сообщество — это море фаундеров в разных областях. Людей, которые в чем-то уже эксперты, где-то обладают большим опытом и готовы им делиться. Возможность перенимать его, получать какие-то ценные советы, быстрее решать возникающие вопросы — то, что может дать сообщество. И то, с чем любой компании, тем более совсем новой, двигаться проще.
  • В зависимости от того, какие цели ставит сообщество, какими ресурсами располагает, оно может сводить стартапы напрямую с инвесторами, которые в нем тоже состоят. Появляется возможность быстрее установить контакт и начать общение, чем если бы пришлось искать удобные поводы познакомиться с нужным человеком.
  • Бонусом ко всему перечисленному можно добавить эксклюзивные мероприятия, закрытые, доступные только членам сообществ. Это и тренинги, и конференции, и многое другое. Например, в стартап-ассоциациях может быть открыт доступ к тестовым финтех-песочницам.

Куда идти стартапу

Только-только зашедшему в Европу стартапу стоит вступать в каждое чем-либо заинтересовавшее сообщество — хоть в комьюнити по интересам, хоть в стартап-ассоциацию. Чем больше контактов получите на старте, тем лучше. Платные клубы придется фильтровать, если бюджет ограничен, но в бесплатные стоит вступать как можно активнее.

Единственное, что не заслуживает особого внимания — различные сообщества экспатов в социальных сетях. Большого смысла в них нет: они практически не помогают вам в развитии как предпринимателю. И личные встречи между участниками таких сообществ, на самом деле, случаются редко.

Когда я ищу выходы на рынок в Восточной Европе, я скупаю все печатные издания, пытаюсь найти контакты, авторов, местные бизнес-кейсы. Кому-то можно написать: «Здравствуйте, мы видели, что вы занимаетесь тем-то. Меня зовут…». Все всегда отвечают — в Европе люди легко идут на контакт. Хотя коммуникация сильно зависит от конкретной страны. Также я подписываюсь на электронные СМИ и Substack, чтобы быть в курсе повестки и мониторить мероприятия, вступаю во все релевантные группы в разных социальных сетях.

Фото:Alexander Hassenstein / Bongarts / Getty Images
Экономика инноваций «Когда переезжаешь, ты все делаешь не так» — обсуждаем релокацию бизнеса

Начинать можно со стартап-ассоциаций: это посредники между стартапом и государством. Через них можно получить доступ к законодательным новациям, закрытым мероприятиям, европейским грантам. Обычно здесь сосредоточено самое большое местное комьюнити предпринимателей. Например, в Латвии очень мощная стартап-ассоциация: из 600 стартапов страны в StartinLV входят около 400. Стартап-ассоциации могут быть региональными или глобальными — на уровне страны.

Единственный минус таких сообществ кроется в стоимости: членство обычно платное. В StartinLV стоимость колеблется от €100 до €1400 в год и зависит от количества участников от одного стартапа, бонусов, которые они хотят получить от комьюнити.

Карта европейских закрытых клубов

Большинство закрытых европейских бизнес-клубов — это комьюнити предпринимателей высокого класса, потому что суммы вступления слишком серьезные для стартапов. И обычно там фокус не на то, чтобы привлечь инвестиции, а на обмен опытом и различные эксклюзивные мероприятия. В более молодых и «стартаперских» комьюнити и цены более умеренные, и фокус смещен на образование и поиск денег.

House 17 — закрытое неформальное сообщество в Люксембурге, которое объединяет творческих людей. Формат — исключительно офлайн. Участниками могут стать строго люди старше 18 лет, стоимость членства составляет €900 в год для взрослых и €450 для молодежи: 18-35 лет. Супруги участников могут вступить бесплатно. Есть корпоративная карта. Члены сообщества получают доступ к различным мероприятиям — от художественных выставок и показов мод до конференций на темы ИИ, искусства и роботов и многого другого. Вдобавок, у House 17 более 300 партнерских клубов по всему миру.

The Paperjam + Delano Club — крупнейший бизнес-клуб Люксембурга, объединяющий свыше 1100 компаний и 19 тыс. человек. Ежегодно он проводит 250 различных мероприятий. Его главная цель — помочь увеличить присутствие компании на рынке и дать доступ к эксклюзивным мероприятиям, объединить предпринимателей и руководителей команд, экспертов и лидеров бизнес-сектора. Сообщество обеспечивает доступ к нетворку и образовательному компоненту: через аккредитованные государством курсы. Общение происходит на английском и французском языке. Есть возможность корпоративного членства. Причем, пока компания — член сообщества, она может обучать, с ограничениями, весь свой персонал. Стоимость вступления нужно запрашивать индивидуально.

Fair Business Club — немецкое сообщество, где можно получить качественные связи, найти инвестиции или консультации. Деловые встречи, корпоративные туры, семинары и коучинг, выстраивание стратегий для бизнеса, поиск клиентов, помощь в получении субсидий — FBC стремится закрыть практически все потребности предпринимателя. Сообщество объединяет более 120 тыс. компаний по всему миру, а также позволяет попробовать «гостевой вход» бесплатно. Большинство встреч и мероприятий проходят в онлайн-формате. Стоимость членства нужно выяснять по запросу.

Home Grown — это частный клуб, который объединяет деловое сообщество в Лондоне. Здесь проводятся ужины в узком кругу, бизнес-семинары, брифинги за завтраком и дружеские напитки, предназначенные для общения и роста, выхода на новые рынки, поиска инвестиций и даже улучшения психологического здоровья. Часть мероприятий можно посещать через Zoom. В сообществе более 4500 предпринимателей, а в числе партнеров London Stock Exchange Group, Ventures Club, Fourth Ventures и многие другие. Годовое членство стоит £3250. Плюс, вступительный взнос в размере £399

Berlin Capital Club — первый частный бизнес-клуб в Берлине, расположенный над крышами самой красивой площади в историческом районе Берлина Митте для деятелей бизнеса, политики и искусства. Среди бонусов от сообщества — проживание в отелях высокого класса, приглашения на эксклюзивные мероприятия, доступ в 250 партнерских клубов. Вступительный взнос — €4600, годовое членство — €1680. Помимо высокой стоимости есть и сложность с вхождением в этот клуб: приоритет отдается кандидатам, которых рекомендовали действующие члены сообщества, а также дополнительным кандидатам от Корпоративных участников. Минимальный возраст для вступления — 21 год.

Changer — это сообщество состоятельных предпринимателей технологических фаундеров и инвесторов из 14 стран. Офлайн-участие возможно в Цюрихе, Риге и Барселоне. В остальных городах — онлайн. Сюда вступают в основном предприниматели с большим опытом, заинтересованные в поиске интересных стартапов для вложений, и в основном это люди старше 45 лет. Минимальные критерии для вступления — опыт работы в бизнесе не менее 7 лет, оборот не менее €3 млн для предпринимателя или доход не менее €200 тыс. для исполнительного директора. Стартапы, собирающиеся на IPO, должны иметь инвестиционные активы в размере 50 000. Стоимость членства нужно выяснять по личному запросу.

EU-Startups CLUB — не такое премиальное, как другие, но полезное сообщество для технологических предпринимателей, которое предоставляет доступ к редакционному архиву, базе данных стартапов, бесплатные объявления о вакансиях и эксклюзивному контенту. Кроме того, фаундеры получают информацию о европейских раундах финансирования, участвуют в ежеквартальных созвонах с командой и участниками комьюнити. Есть клубные скидки на премиум-отчеты о рынках. Стоимость ежегодного членства начинается от €108 для физлиц и от €117 для стартапов (компаний).

Фото:пресс-служба
Экономика инноваций Почему бизнес-клуб — лучший антикризисный рычаг

Как собирать сливки в закрытых сообществах

Практически с любым комьюнити можно применить универсальную схему входа. Еще до вступления узнать подробно правила и тщательно ознакомиться с историей. Во-первых, это проявление уважения, во-вторых, — хороший способ увидеть возможные подводные камни — чего делать нельзя, как себя вести.

Кроме того, в европейских сообществах, в отличие от российских, часто есть свои традиции. Особенно если речь о комьюнити, которому не один десяток лет. Мы привыкли сразу начинать что-то продавать друг другу, в этом мы ближе к американцам. У европейца такое поведение вызовет истерику. Поэтому знакомство с сообществом изнутри до вступления — очень важно.

Дальше стоит подумать, чем конкретно вы как предприниматель и человек можете быть полезны комьюнити. Какие уникальные знания у вас есть, опыт, экспертиза. Заходя, сразу думайте, что будете делать и как показывать себя. И при общении с любым из участников сообщества думайте, что вы можете ему дать. Любое взаимодействие должно быть выгодным для обеих сторон.

Еще один важный момент — будьте активны и не стесняйтесь. Нет большого смысла в том, чтобы вступить в сообщество и все время молчать, быть где-то в уголке. Участвуйте в дискуссиях, в митапах, в конференциях, не бойтесь говорить и ошибаться: лучше извиниться, чем промолчать.

Если речь идет об онлайн-комьюнити, здесь даже проще проявлять активность, хотя одновременно и больше соблазнов оставаться молчаливым зрителем. Инициируйте любые комментарии и ответы, взаимодействуйте с остальными.

Важно учитывать и культурные особенности. В южных европейских странах — Испании, Португалии, Франции — люди более открытые, очень легко идут на контакт, с ними просто сближаться. В странах Балтийского региона коммуникацию налаживать сложнее: люди более скромные, осторожные. Во время пандемии даже ходила шутка, что когда в Финляндии рекомендовали людям соблюдать дистанцию в 5 метров, финны возмутились: «Почему так мало?».

Бизнес-сообществ в Европе много — на любой вкус, кошелек и потребность. Сколько клубных карт собирать фаундеру, зависит от его коммуникативных возможностей и запросов, но как минимум на начальном этапе развития в новой стране или отрасли чем больше контактов, тем лучше и быстрее будет идти профессиональный рост. Но при этом важно правильно входить в комьюнити и проявлять в них активность.

Обновлено 08.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть