Эволюция мемов: фразы, картинки, постирония

Фото: Midjourney
Фото: Midjourney
Не столкнуться в интернете с мемом — это что-то на грани фантастики. Они распространяются подобно вирусам и постоянно сменяют друг друга. Разбираемся в сути этого явления

Мемы бывают забавными, сатирическими, милыми, абсурдными: Гарольд, скрывающий боль, настойчиво мяукающий кот Бендер, недовольный принц Луи. Сложно сдерживать улыбку, когда их видишь. Многие считают, что первые мемы появились в интернете, но это не так.

Фото: memepedia.ru
Фото: memepedia.ru

Мемы: что такое, когда появились, зачем нужны

Мем — это «изображение, видео, фрагмент текста и т.д., которые очень быстро передаются от одного интернет-пользователя к другому, часто с небольшими изменениями, которые делают его забавным». Такое определение дает Оксфордский словарь. Многие лингвисты, культурологи и социологи утверждают, что люди веками использовали мемы для общения.

Андрей Аксенов, автор исторического подкаста «Закат Империи», номинант премий «Просветитель» и «Сделано в России»:

«Мемы популярны, потому что они лежат в основе человеческой культуры, а сейчас, с повсеместным распространением интернета, новые мемы становятся популярными чуть ли не в считанные часы, это такой способ непрерывной сонастройки с миром.

Нам, людям, нравится подражать друг другу, нравится распространять среди знакомых какие-то отсылки, шутки, выражения. Например, есть такой термин — «крылатое выражение», когда какие-то слова и фразы повторяют столетиями в разных странах. Крылатое выражение — это и есть мем, только словесный. А судя по тому, что выражение «деньги не пахнут» пришло из Древнего Рима, то, стало быть, и в Древнем Риме были мемы».

Фото: memesmix.net
Фото: memesmix.net

Таким образом, мем — это просто некая идея, смысловая единица, которая несет в себе юмор, проникает в общественное сознание и поэтому многократно воспроизводится.

Можно ли поверить, что популярный мем «Ожидание — реальность» появился не в Сети, а на страницах сатирического журнала 20-х годов XX века? Коллаж подписан фразами «Как тебе кажется, как ты выглядишь под вспышкой фотокамеры» и «Как ты выглядишь на самом деле».

Страница журнала Judge, 1921 год.
Страница журнала Judge, 1921 год. (Фото: i-d.vice.com)

Андрей Аксенов:
«Мемы нам нужны для сонастройки друг с другом. Когда мы повторяем цитату из фильма или песни или в ответ на переписку в мессенджере присылаем картинку, мы ожидаем, что наш собеседник считает контекст, и если он считывает, значит, он входит в нашу групповую идентичность, он свой, с ним приятно провести время — а также можно понять, кто в твой круг не входит».

Фото: meme-arsenal.com
Фото: meme-arsenal.com

Первый интернет-мем

Самые первые мемы распространялись не через социальные сети или сайты, а по электронной почте. Классический пример — видео Baby cha-cha-cha — мем 1996 года. Ролик с танцующим ребенком создали с помощью компьютерной графики как пример продукта компании Autodesk и отправили в другие компании. Он стал распространяться по электронной почте с вирусной скоростью. Позже образ малыша и его танец стал часто встречаться в рекламе и телешоу. В 1998 году танцующий малыш даже попал в сериал «Элли Макбилл» как галлюцинация главной героини.

Видео «Baby cha-cha-cha»
(Видео: YouTube)

Как трансформировались мемы

«Язык падонков»

В 1990-е годы существовал аналог интернета — FIDONET — любительская компьютерная офлайновая сеть. Ее пользователями были люди, близкие к сфере ИТ. Некоторые из них, а именно троллинговая субкультура «кащениты», использовали «язык падонков» («олбанский»). Это интернет-сленг, который заключается в фонетически почти верном, но орфографически нарочно неправильном написании: «Йа кросавчег». Фразы, написанные на «олбанском» языке, — это, по сути, первые мемы Рунета.

Мемные фразы

В 2000 году вирусной стала фраза Welcome to the Internet. Количество интернет-пользователей в то время стремительно росло, и «новички» часто возмущались неформальным и хамским поведением «старичков». Им отвечали саркастичной фразой «Добро пожаловать в интернет».

Фотожабы

С 2005 года излюбленным жанром меметичного контента становятся фотожабы — смешные переработки фотографий в графическом редакторе. Вспомним легендарного «Свидетеля из Фрязино». Пользователи обратили внимание на фотографию из подмосковного загса, на которой сбоку стоял серьезный мужчина в кожаной куртке и спортивном костюме. Этого персонажа стали добавлять куда только можно: на известные картины, в кадры из фильмов, на фото со свадьбы голливудских звезд, рядом с папой римским, королевой Елизаветой и т.п. Ранние креативы публиковались на сайтах и блог-платформах: LiveJournal, «Удав», dirty.ru, «Лепрозорий», «Башорг».

Демотиваторы

Этот формат представляет собой базовое изображение в рамке с широкими черными полями и белой надписью внизу. Они возникли как пародия на настенные плакаты-мотиваторы для создания рабочего настроения. Тем не менее демотиваторы — это не всегда история о бессмысленных усилиях и чувстве обреченности. Часто это просто шутливая подпись к картинке. Взрыв популярности демотиваторов совпадает с бурным ростом соцсети «ВКонтакте» (2008–2010 годы).

Фото: memepedia.ru
Фото: memepedia.ru

Персонажи из видео

В 2006–2010 годы благодаря YouTube вирусятся все больше персонажей: буйный Славик, который требует «запилить дверь»; музыкальная личность, танцующая под «очень плохую музыку»; мальчик, который рассказывал анекдот, в котором «повар спрашивает повара». Этот тренд тут же подхватывается: стартуют видеообзоры «This Is Хорошо» и «+100500», которые впоследствии становятся законодателями мем-трендов.

Фото: memepedia.ru
Фото: memepedia.ru

Rage Comics

Серия rage-фейсов пришла к нам в начале 2010-х годов с портала Reddit. Персонажи примитивно нарисованы, но передают весь спектр эмоций: от ярости и сарказма до восхищения и гордости. Rage Comics представляют собой коллаж из четырех частей, рассказывающий жизненную историю. Среди самых популярных шаблонов — Rage Guy («Гневный парень») или FFFFFUUUUUU, Trollface («Тролль»), Forever Alone («Вечно одинокий») и Fuck Yea Guy («Самодовольный парень»).

Примеры эмоций из RAGE-комиксов.
Примеры эмоций из RAGE-комиксов. (Фото: memepedia.ru)

Эдвайсы

10–12 лет назад пользователи соцсетей смеялись над эдвайсами. Персонаж или животное публиковались на цветном фоне, уникальном для каждого мема. Сверху и снизу картинки размещалась надпись, приписываемая этому персонажу. Эдвайсы публиковались в группах «ВКонтакте», объединяющих представителей какой-то профессии или обладателей определенного статуса. Например, «пингвин-социофоб», «филологическая дева», «типичная девушка» и т.п.

Фото: svadba1000.ru
Фото: svadba1000.ru

Макросы

Макросами называют картинки-реакции. Это могут быть стоковые фотографии, кадры из фильмов, гифки. Они используются, чтобы донести свое отношение к той или иной ситуации. Интересно, что макросы появились давно, но живут и сейчас, только в виде стикеров в «Телеграме».

Фото: lifehacker.ru
Фото: lifehacker.ru

Открытки

Нелепые открытки с цветами, котиками, сказочными пейзажами и людьми из фотостока появились как реакция на бесконечные поздравления от родственников (шутка над аудиторией «Одноклассников»). Открытки-мемы делаются по всем канонам: максимально абсурдный повод и вырвиглазный дизайн.

Фото: pikabu.ru
Фото: pikabu.ru

Мемы сегодня

Раньше в тренде были простые, понятные картинки, смысл которых считывался за пару секунд. Теперь с каждым годом мемы усложняются, возникают новые поджанры. Наметился тренд на постиронию и метаиронию. Постирония — сатирический прием, в котором искренность сложно отличить от иронии. Шутка преподносится так, словно это вовсе не шутка, а реальные факты, мысли или убеждения. Постирония заигрывает с серьезностью. Идеальная реакция на постиронию такая: «А я не понял, он сейчас серьезно говорит или шутит?» Метаирония — это прием создания шутки, при котором смысл высказывания стирается, все сводится к полному абсурду. Такие шутки сложны для восприятия, за это и ценятся. Это ирония над иронией. Идеальная реакция: «А это вообще смешно?»

Фото: texterra.ru
Фото: texterra.ru

Андрей Аксенов:
«Картинки в интернете стали по-настоящему народным творчеством. Хороший мем нарисован примитивно, там используются стандартные шрифты, упрощенные рисунки — так, чтобы его мог создать человек без особых навыков. При этом современные мемы очень глубоки информационно, по смыслу они порой очень парадоксальны. Чтобы понять их иронию или сарказм, нужно находиться глубоко в контексте современной культуры».

Что дальше?

Культура мемов постоянно развивается, и их будущее непредсказуемо. Можно сделать лишь предположение, что будет дальше. В любую эпоху на культуру влияют технологии, так что мемы будут другими по форме. Не исключено, что в ближайшем будущем некоторые из них могут стать цифровым активом, к примеру NFT, или будут сопровождать каждое культурное событие и каждую новость. Мы уже практически живем в такой реальности.

Андрей Аксенов:
«Мемы не поменяются на сущностном уровне. Как в Древнем Риме это была смысловая единица, которую нам, людям, хочется пересказать или показать знакомому, так и будет продолжаться. В этом смысле они настолько глубоко в нашей культуре, что им ничего не грозит, а формы их выражения могут быть любыми: например, джазовые музыканты используют в своих соло узнаваемые цитаты из других песен, это тоже мемы. Салат оливье — это тоже мем. Мемы есть в любых проявлениях человеческой культуры. Если будут возникать новые возможности самовыражения, то с их помощью будут появляться новые мемы».

Обновлено 03.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть