Как проблемы с дизайном могут привести к убыткам и смертям — 7 примеров

Дыра в борту эсминца John S. McCain в результате столкновения с танкером, 2017 год
Дыра в борту эсминца John S. McCain в результате столкновения с танкером, 2017 год (Фото: Joshua Fulton / U.S. Navy / Getty Images)
Сегодня крупные компании уделяют огромное внимание разработке интерфейса и изучению пользовательского опыта. Бизнес пришел к этому путем многолетних проб и ошибок, которые порой обходились очень дорого

Детские игры ценой $10 тыс.

На заре эпохи бесплатных игр совершать покупки в приложениях было настолько просто, что маленькие дети справлялись с этим без помощи — и разрешения — родителей. Amazon, Apple и Google столкнулись с многочисленными исками о возмещении ущерба после того, как родители обнаружили непредвиденные расходы по кредиткам. Так, одна девочка умудрилась потратить около $10 тыс., прежде чем это заметила ее мама.

Суд обязал Google выплатить $19 млн, Apple — $32,5 млн. Amazon в 2017 году согласился выплатить возмещение на общую сумму до $70 млн.

Citibank: случайный перевод на $900 млн

В августе 2020 года три сотрудника Citibank отправили перевод в пользу группы кредиторов своего клиента. Вместо $7,8 млн, которые причитались получателям, они случайно указали сумму $900 млн. У сотрудников был бы шанс исправить ошибку, если бы они перепроверили цифры перед отправкой, но, к сожалению, окно подтверждения перевода было сверстано так, что не показывало сумму.

Citibank потребовал у получателей вернуть деньги, однако согласились не все. Банк обратился в суд, чтобы вернуть порядка $500 млн, но в феврале 2021 года суд ему отказал.

Иногда подобные «ошибки» дизайна могут быть преднамеренными. Это, например, ситуации, когда товары без вашего ведома добавляются в корзину благодаря незаметной галочке, или «бесплатные» подписки, которые начинают опустошать вашу карту со второго месяца.

Подобные схемы в устройстве интерфейсов называют dark patterns или «темные паттерны». В США законодатели начали обсуждать защиту пользователей от «темных паттернов», но пока избежать непредвиденных расходов можно только за счет максимальной внимательности и осторожности.

Walmart: $1,85 млрд за неправильно сформулированный вопрос

Вносить улучшения в дизайн тоже нужно с умом. Сеть универмагов Walmart в 2009 году провела опрос среди покупателей с ключевым вопросом: «Хотите ли вы, чтобы Walmart был менее загроможденным?» Разумеется, большинство ответило «да». Ведь в вопросе заранее содержался ответ — слово «загроможденный» (в оригинале cluttered) изначально несет в себе негативную оценку.

По результатам опроса руководство распорядилось убрать из торговых залов 15% продукции, чтобы сделать более просторные проходы. И компания недосчиталась на этом $1,85 млрд выручки.

Авария на АЭС «Три Майл Айленд»

Хорошо, если последствия непродуманного интерфейса измеряются только в денежном эквиваленте. Увы, порой такие недоработки приводят к настоящим катастрофам. В 1979 году технические сбои в работе атомной электростанции в американском штате Пенсильвания привели к тому, что один из предохранительных клапанов застрял в открытом положении.

На этом этапе все можно было исправить, если бы сотрудники станции знали о проблеме. Но лампочка, сигнализирующая об открытом положении клапана, не горела — ведь она реагировала не на фактическое положение клапана, а на подачу электричества к запорному устройству. Как результат — утечка воды из охлаждающего контура, от чего расплавилась примерно половина рабочей зоны реактора.

По официальным данным, человеческих жертв не было. Оператор станции — энергетическая компания Metropolitan Edison Co. — понесла ущерб на сумму свыше $1 млрд, в том числе порядка $700 млн на обеззараживание территории, более $100 млн на замещение энергетических потерь, а также страховые выплаты и компенсации.

Столкновение эсминца John S. McCain с либерийским танкером

В 2017 году корабль ВМС США столкнулся с торговым судном «Alnic MC», шедшим под либерийским флагом. Одной из причин столкновения стал непродуманный интерфейс управления скоростью двигателей.

Если задать разную скорость для левого и правого ходовых винтов, то можно повернуть корабль без помощи руля. John S. McCain — современный эсминец с компьютерным управлением. Синхронизация скорости двигателей на нем контролируется с помощью чекбокса: есть галочка — скорость слева и справа одинаковая, нет галочки — можно выставить разные скорости и повернуть корабль.

Обычно кораблем управляют при помощи руля, и чекбокс всегда остается включенным. Предположительно, в день аварии кто-то случайно убрал галочку, двигатели рассинхронизировались, и команда не сразу поняла, почему корабль не слушается руля.

В результате аварии 10 моряков были признаны пропавшими без вести, то есть, скорее всего, утонули, а ремонт корабля после столкновения оценивается в $223 млн.

Jeep Grand Cherokee: смертельно опасный рычаг

В 2016 году в Лос-Анджелесе погиб голливудский актер русского происхождения Антон Ельчин, известный за рубежом ролью коммандера Чехова в перезапуске сериала «Звездный путь». Он был сбит собственным автомобилем Jeep Grand Cherokee 2015 года выпуска. Предположительно, актер остановил машину у ворот и вышел, чтобы их закрыть. Оставшись без водителя, стоящий под уклоном автомобиль пришел в движение, что и привело к трагедии.

Ранее множество водителей этой модели автомобиля жаловались на неудобный рычаг переключения передач. Нередко водитель думал, что установил рычаг в положение «Парковка», а на самом деле выставлял нейтральное положение или задний ход. И случаи, когда якобы припаркованный автомобиль приходил в движение, уже происходили.

Производитель Fiat Chrysler Automobiles был вынужден отозвать 1,1 млн автомобилей. Точная оценка затрат на эти цели неизвестна, однако в 2015 году компания предусмотрела резерв в €761 млн на будущие расходы по отзыву автомобилей. Кроме того, компания подписала мировое соглашение с родителями Ельчина. Его условия не разглашаются.

Авария парома Herald of Free Enterprise

В 1987 году из бельгийского Зебрюгге отправился автомобильно-пассажирский паром — и затонул, не успев отойти от причала. Загрузочная дверь парома осталась открытой, но капитан судна об этом не знал — на приборной панели не было предусмотрено индикатора на такой случай, а с капитанского мостика дверь не просматривалась. В результате аварии погибло 193 человека.

Виновным признали владельца парома — компанию Townsend Thoresen, — поскольку члены экипажей неоднократно просили судового оператора установить соответствующий индикатор.

Обновлено 01.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть