Что изменилось?
Эпидемия коронавируса и вынужденная самоизоляция побудили многие отрасли перестроиться — например, перейти на цифровые форматы. Культура и искусство — не исключение: в погоне за зрителем приходится задействовать AR и VR, запускать новые проекты и переносить мероприятия в онлайн. По словам Юлии Варшавской, главного редактора Forbes Woman и Forbes Life, у онлайн-кинотеатров в такой ситуации гораздо больше преимуществ, чем, например, у театров и музеев. Но все они сталкиваются с одной и той же проблемой: как воссоздать живые эмоции от просмотра или прослушивания?
Как адаптируются музеи?
Владимир Определенов, замдиректора ГМИИ им. А.С.Пушкина по цифровому развитию, считает, что цифровая трансформация для музеев сегодня — способ выжить. Но она подразумевает также, что музеи должны отбирать, изучать и сохранять культурное наследие в цифровом формате так, чтобы у каждого посетителя был к нему доступ.
За время карантина посещаемость сайтов и соцсетей музея выросла в десять раз, причем 60% просмотров видео и виртуальных выставок пришлось на регионы и другие страны. Всего ГМИИ им. А.С.Пушкина за это время провел более 1 500 онлайн-мероприятий.
С 2013 ГМИИ им. Пушкина развивает проект виртуального макета музея, где можно рассмотреть все залы, включая закрытые помещения, а также — наблюдать за строящимся музейным кварталом вокруг главного здания. Музей оцифровывает экспонаты и запускает целые виртуальные интерактивные выставки с элементами AR и VR. Например, проект, посвященный Великой Отечественной войне.
Вместе с компанией Navigator 4D сотрудники музея оцифровали более 20 тыс. изображений. Теперь их можно увидеть онлайн в формате HD. Древние экспонаты представлены при разном освещении, в том числе — в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, чтобы можно было рассмотреть все слои и изначальные цвета.
«100 способов прожить минуту» — проект Пушкинского музея, где художники делятся своим опытом осмысленного проживания времени: во время самоизоляции это стало особенно актуальным. Они делятся способами замедления и осознанности, рассказывают о произведениях искусства на эту тему, устраивают эксклюзивные показы медиапроектов крупнейших мировых художников.
В ближайшем будущем такие «цифровые двойники» появятся у каждого экспоната, а новые выставки будут сделаны целиком в VR, с полным погружением. При этом, главная проблема для сотрудников российских музеев сейчас — это отсутствие технического обеспечения и нужных навыков: как монтировать видео, как работать со специальными программами и цифровой видеосъемкой. В результате возникает цифровое неравенство: примерно треть музеев, выставочных залов и галерей в России технически не могут работать в цифровом формате.
Как подстраиваются музыканты?
Музыкальный критик и журналист Артемий Троицкий поделился своим мнением о том, как пандемия повлияла на музыкальную индустрию. Он оценивает ситуацию скептически: онлайн-концерты — это не замена живым. Они не компенсируют даже части прибыли музыкантам и организаторам, а главное — лишают исполнителей живой реакции публики. Зрители тоже страдают, хотя и только морально: такие концерты быстро приедаются, их чаще смотрят в записи. Единственные, кто в плюсе от всего происходящего — это стриминговые платформы, которые транслируют онлайн-концерты.
С другой стороны, технически все стало гораздо лучше, чем в прошлом веке. Раньше, когда музыканты устраивали джем-сейшны в режиме онлайн, техника часто подводила, возникал рассинхрон между инструментами, звук воспроизводился с потерей качества. Теперь проблемы решились, но по-прежнему нет главного — живой атмосферы концерта.
Что касается искусственного интеллекта, то здесь тоже все не так радужно. Если раньше технические инновации влияли только на исполнение, запись и дистрибуцию музыки, то теперь они добрались и до процесса создания.
Подобные эксперименты проводили еще в 1970-х годах. Сейчас пошел мощный стимул со стороны стриминговых платформ: они хотят, чтобы алгоритмы не только предлагали нам песни исходя из наших предпочтений, но и сочиняли их. Однако выглядит это, по мнению Троицкого, пока что беспомощно: самую лучшую и талантливую музыку по-прежнему создают живые люди.
На что способен ИИ в индустрии развлечений?
С Троицким готова поспорить Джери Калп, которая руководит обработкой и анализом данных в HP. По ее мнению, ИИ уже более 100 лет влияет на индустрию развлечений: с тех пор, как сюжеты о роботах появились в научной фантастике.
Сегодня крупнейшие корпорации вроде Intel, Google или Disney используют его для создания развлекательного контента, а стриминговые платформы создают с помощью ИИ трейлеры под конкретных пользователей, его запросы и предпочтения.
В соцсетях мы видим вирусные видео, которые создаются и продвигаются с помощью специальных алгоритмов. ИИ пишет фоновую музыку для рекламы и презентаций, записывает дуэты с живыми музыкантами и даже рисует картины.
Если в искусстве ИИ открывает безграничные возможности для каждого, то для индустрии развлечений новые технологии — шанс на выживание в нынешних условиях. За время пандемии Netflix получил 16 млн новых пользователей, а Epic Games запустила серию концертов внутри онлайн-игры.
Другими словами, ИИ помогает восполнить пробелы в индустрии, быстрее создавать и дистрибутировать контент, на который есть спрос прямо сейчас. В будущем его будут использовать в образовании, музеях или для общения с историческими личностями из прошлого.
Что нового предлагают онлайн-кинотеатры?
СЕО онлайн-кинотеатра Окко, Яна Бардинцева, рассказала, как стриминговые платформы пережили 2020 год и чего ждут дальше.
К примеру, онлайн-концерты взлетели до невиданных высот — 45 млн просмотров в рамках раздела Шоу On! Но этот всплеск в компании расценивают как временный: как и Артемий Троицкий, они не видят в таких мероприятиях полноценной замены живым ивентам.
Зато два других направления — онлайн-фитнес и искусство — гораздо перспективнее. Обе категории — возможность для пользователей из регионов получить доступ к тому, чего они часто лишены у себя на родине.
В случае с фитнесом, набравшим 18 млн просмотров, это еще и существенная экономия: не у всех есть деньги на годовой абонемент и персонального тренера. К тому же, заниматься дома еще и гораздо удобнее, не только в условиях карантина.
Онлайн-трансляции спектаклей, оперы и балета, собравшие 8 млн просмотров, актуальны для всех. Даже столичные жители редко могут себе позволить вживую посетить постановки ведущих европейских и американских театров, а также — эксклюзивные премьеры в рамках международных фестивалей.
Для тех, кто смотрит спортивные трансляции онлайн, добавляют различные эффекты присутствия: например, шум трибун, даже если в реальности они пустые. Киноманы скоро смогут увидеть фильмы в качестве 8К и онлайн-трансляции 4К-лайв — это самая лучшая альтернатива кинотеатрам, концертам и спортивным матчам.
VR-мероприятия — будущее индустрии?
О том, как виртуальная реальность трансформирует офлайн-мероприятия, рассуждали сразу два спикера.
Луи Качуттоло, CEO VRrOOm, привел в пример запущенный ими первый VR-фестиваль Break Down These Walls на платформе VRchat. На нем участники могли общаться, посещать выставки и конференции.
В июне команда провела VR-концерт Жана-Мишеля Жарра.
У пользователей были аватары, которые могли танцевать и общаться. В качестве участников мероприятие посетили 11 тыс. человек, за первые же сутки его посмотрели 1,2 млн.
В сентябре в рамках Венецианского кинофестиваля прошла Venice VR Expanded с виртуальной церемонией награждения и вечеринкой.
На ней присутствовали 16 тыс. посетителей и 85 тыс. онлайн-зрителей.
Многие фестивали, включая Glastonberry, уже перешли на онлайн-формат.
Пандемия изменила потребление контента: 89% потребляли контент онлайн и привыкли к этому, а 21% платят за цифровые сервисы. Новым способом для культурной активности и общения становится социальная виртуальная реальность: мероприятия, где всех участников или экспонаты генерирует ИИ, он же составляет сценарий. Это экономит существенные деньги организаторам и посетителям, а еще — не приносит вреда окружающей среде.
Максим Козлов, руководитель AR/VR Лаборатории Сбера, рассказал, как VR и AR преобразуют индустрию отраслевых мероприятий и кинематографа.
Для «Сберконф» лаборатория создала виртуальные фоны с полностью воссозданной обстановкой, с которой взаимодействовали актеры и спикеры. Все происходящее снимала автоматическая камера на роборуке. Другими словами, на мероприятии не было никого из технического персонала и съемочной группы.
VR полностью меняет подход к съемкам: с ее помощью уже можно за секунду поменять локацию, освещение и бэкстейдж. Следующий шаг — 3D-локации, с которыми можно взаимодействовать, как с реальными. Вы можете создать цифрового персонажа с помощью живого актера и помещать его в любые условия: например, переносить в качестве виртуального спикера на конференцию в любую точку мира.
Снимать любые сцены тоже можно без помощи оператора. Для этого на виртуальной площадке размещают множество камер, которые снимают со всех ракурсов. Потом из полученных изображений собирают объемную картинку, в которую зритель может погрузиться и путешествовать внутри — как в «Мире Дикого Запада».
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.