Об экспертах:
- Андрей Законов, руководитель продукта «Голосовой помощник Алиса» в «Яндексе»
- Александр Кузнецов, сооснователь и операционный директор проекта Neuro.net
Андрей Законов, продукт «Голосовой помощник Алиса»
Голосовой помощник — новый способ «делать дела». Постепенно стирая границу между цифровым и реальным миром, эта технология меняет нашу логику решения ежедневных задач.
Роботы упрощают для пользователей адаптацию к новым продуктам. Голосовой помощник заменяет интерфейс приложений и общается с человеком на доступном языке. Более того, голосовыми ассистентами просто приятнее пользоваться: они удобны и дружелюбны — это дает пользователю более позитивный опыт взаимодействия.
Голосовой помощник сам понимает, что вам нужно. Его не нужно настраивать: разработчик ассистента создает такую программу, которая может запоминать ваши привычки и угадывать желания.
Робот — как реальный ассистент, но только лучше. Ему уже доступна вся информация в мире, что делает его экспертом во всех областях.
Даже простые задачи помощник может решить множеством креативных способов. Главное — обучить модель, способную давать креативные ответы и строить интересные диалоги.
Роботов тоже надо социализировать — обучать хорошему поведению. Ассистенту надо дать правильные примеры, благодаря которым он поймет, как отвечать людям, не раздражая их, но и не оставаясь скучно-нейтральным.
Человечность виртуальных ассистентов должна быть ограниченной. Приятно работать с дружелюбным ассистентом, но не с забывчивым и капризным.
Роботу необходим свой персонаж. Общаясь с ним каждый день, мы ждем, что ассистент будет соответствовать определенному образу, со своими предпочтениями, характером и приятным голосом.
Лучше относиться к системе не как к роботу, а как к помощнику. А еще лучше — как к другу, избавляясь от рационально-рутинных коннотаций, создавая у пользователя приятные ассоциации.
Голос виртуального ассистента уникален. Автоматически синтезируя новые фразы на основе человеческого голоса, он может звучать даже приятнее, чем речь реального человека.
В скором будущем голосовых помощников будет еще больше. Появятся нишевые ассистенты — эксперты в своей области, которые помогут вам, например, выбрать машину или подобрать мебель для дома.
Будут появляться и новые формфакторы голосовых помощников. Сейчас роботы «живут» в наших колонках, телефонах или наушниках, и список гаджетов с виртуальными ассистентами внутри еще будет пополняться.
Александр Кузнецов, проект Neuro.net
Голосовые роботы — новый способ налаживания коммуникации между клиентом и бизнесом. Они становятся настолько продвинутыми и качественными, что могут заменять даже реальных сотрудников call-центров.
Виртуальные ассистенты открывают новые преимущества для бизнеса:
- Удобство для пользователей: клиентам теперь не нужно долго ждать ответа оператора
- Роботы выгоднее: машины обходятся намного дешевле людей-сотрудников
- Роботов легче масштабировать: количество виртуальных ассистентов можно увеличить или сократить, исходя из нужд бизнеса
Машины уже способны к естественному общению. Взаимодействие с роботами не сводится к языку прямых команд, поскольку они способны самостоятельно подстраиваться под человека и его обычную речь.
Речь роботов выстраивают, ориентируясь на манеры общения реальных людей. Анализируя, как операторы-люди разговаривают с клиентами, и подстраиваясь под их поведение, можно создавать новые сценарии диалогов, которым будет следовать виртуальный ассистент. Так, его уже нельзя будет отличить от реального человека — а если подмену заметят, то робот сможет забавно отшутиться и продолжить беседу.
Голосовых помощников проще контролировать, чем живых сотрудников. У них есть конечная цель, к которой они стремятся, не отклоняясь от скрипта.
Роботам тоже нужен гендер. Тесты показывают, что в разных сферах люди больше доверяют либо женскому, либо мужскому голосу.
Если разговор с виртуальным ассистентом будет скучным, то он перестанет быть эффективным. Поэтому голос робота должен быть естественным и эмоциональным.
Роботы будут учиться решать все новые и новые задачи. Бизнес уже привыкает работать с ними, и с развитием технологий, виртуальных операторов будет становиться все больше.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.