Большой бизнес на пути к инклюзивности: проект РБК «Что изменилось? LIVE»

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Гости программы обсудили, как помочь людям с инвалидностью включиться в социальный мир и успешно трудоустроиться

Гости программы:

  • Лада Ефимова, координатор проекта Autism Friendly, центр «Антон тут рядом»;
  • Нина Осовицкая, директор бренд-центра hh.ru;
  • Юлия Трубицына, руководитель по корпоративной и социальной ответственности «Ашан».


Лада Ефимова, проект Autism Friendly, центр «Антон тут рядом»

В России проходят позитивные преобразования в сторону инклюзивности, однако их все еще недостаточно. Предстоит еще большая работа по введению людей с инвалидностью в социальные коммуникации.

Люди с аутизмом могут пользоваться множеством инструментов альтернативной коммуникации, от гаджетов до специальных программ. Главное, чтобы для них была создана дружелюбная среда, в которой стираются границы в общении между людьми с ментальными особенностями и без — иначе, ни один гаджет не сможет помочь им встроиться в общество.

Необходимо создавать особые условия, чтобы людям с инвалидностью было комфортно на рабочем месте. Это требует как решения определенных функциональных и технических проблем, так и создания правильной культурной среды. Она достигается, в первую очередь, при помощи специальных тренингов для сотрудников, которые готовят людей с инвалидностью к совместной работе.

Примерно 60% людей с инвалидностью не трудоустроены — и только каждый пятый хочет найти работу. Дело в том, что зачастую они не получают должной поддержки и доступ к образованию для них закрыт. А потому им часто не хватает коммуникационных навыков, из-за чего гораздо тяжелее включится в социальный мир и найти мотивацию. Но людям с инвалидностью можно помочь, проводя информационные тренинги, курсы и практические семинары, помогающие адаптироваться и успешно трудоустроиться.

Для многих детей с инвалидностью образование закрыто. По закону, его может получить каждый ребенок, однако на практике инклюзивное образование с большим трудом реализуется только при помощи некоммерческих фондов и родительских инициатив.

Особенно это видно на примере высшего образования. Получение льгот — тяжелая бюрократическая задача, с которой не каждый справится самостоятельно.

Люди с инвалидностью тоже должны говорить о своих проблемах. Важно не только обсуждать инклюзию, но и давать им самим возможность рассказать о своем опыте.

Юлия Трубицына, «Ашан»

Не нужно создавать особенную среду для людей с инвалидностью на рабочем месте. Они сами способны интегрироваться в механику работы компании, не требуя к себе особенного отношения, но создавая собственный язык коммуникации. Тем не менее, иногда стоит оказывать помощь при общении с клиентами. И часто такому сотруднику необходим сопроводитель. Он является особым посредником между людьми с инвалидностью, другими сотрудниками и посетителями.

Людям с инвалидностью тоже необходимо следовать стандартам компании. Они проходят рекрутинг на общих основаниях на вакансии, доступные для них — от них требуют таких же качеств, как и от остальных. В сфере обслуживания, например, больше всего ценятся позитивность, доброжелательность и умение обеспечить благоприятную коммуникацию.

Люди с инвалидностью не требуют к себе особого отношения. У них такое же рабочее место и такие же условия работы, как и у других сотрудников. За тем лишь исключением, что им может быть оказана помощь при общении с клиентом.

Конфликты возникают из-за недопонимания — не всегда можно идентифицировать человека с инвалидностью. Как правило, сложные ситуации решаются сами собой, но, в крайнем случае, специальный сотрудник может помочь уладить конфликт — необходимо, чтобы человек с инвалидностью не чувствовал себя брошенным.

Нина Осовицкая, hh.ru

Преимущественно, люди с инвалидностью могут сейчас устроиться только на удаленную работу. Но при этом, существуют вакансии, которые позволяют им полностью интегрироваться в коллектив. Это зависит от руководителя: способен ли он адаптировать методы приема на работу людей с инвалидностью и сможет ли поддержать своего сотрудника.

Наиболее часто публикуемые вакансии, доступные для людей с инвалидностью:

  • оператор call-центра
  • менеджер по работе с клиентами
  • продавец
  • кассир
  • сотрудники, занятые в сфере логистики

Но есть и недоступные профессии. Часто эти вакансии связаны с тяжелыми производственными нагрузками, при которых людям с физическими ограничениями работать будет невозможно.

То, что люди с инвалидностью менее заинтересованы в работе — стереотип. Процент более ответственных и замотивированных среди них даже больше, чем среди других потенциальных сотрудников.

Интеграция людей с инвалидностью в коллектив дает сотрудникам больше возможностей для профессионального и личностного развития. Тут необходима правильная предварительная работа с коллегами, которая постепенно принимает системный характер.

Полной инклюзии можно достичь совместными усилиями и государства, и некоммерческих организаций, и работодателей, и образовательных структур. Маленькие инициативы меняют общество и развивают конкретные методы поддержки людей с инвалидностью. Важно рассказывать о позитивном опыте и сложностях, которые еще необходимо преодолеть.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 18.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть