Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Купить стаканчик кофе одним взглядом: дайджест инноваций № 14

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Тема недели: что мы будем оплачивать по-новому

  • Проблема

Коронавирус ускоряет переход к будущему без физических денег. Правительства многих стран, в частности, Швеции, Индии, Кении, поощряют безналичные платежи, чтобы снизить частоту контактов. В Италии, где традиционно предпочитали наличные, объем электронных транзакций вырос более чем на 80%, сообщили аналитики McKinsey. Банкноты и монеты гигиенически небезопасны, безналичные платежи привлекают киберпреступников, а производители все меньше зарабатывают на продаже товаров, поэтому ищут новые способы монетизации.

  • Решение

Три технологии оказались в распоряжении человечества как раз вовремя: распознавание речи, распознавание лиц и цифровые деньги. Ни одно из

этих решений не было создано, чтобы помочь справиться с COVID-19, но все три могут сыграть важную роль в жизни с новыми нормами. Коронавирус заставляет общество отказаться от привычки прикасаться ко всему — кнопкам, тачскринам, сенсорам.

Распознавание голоса. На вокзалах в Париже путешественники говорят терминалам Transcity, куда они хотят попасть. Автомат французской компании Thales сам выбирает и печатает необходимый билет.

Американский производитель банкоматов NCR создал «разговорный» вариант: он может по голосовой команде не только выдать наличные, но и открыть счет.

Распознавание лиц. Шлем от китайской компании Kuang-Chi Technology оснащен функцией распознавания лиц, чтобы идентифицировать на расстоянии человека с видимыми проявлениями вирусного заболевания.

Таможенная служба в США тестирует технологию распознавания лиц в аэропортах как альтернативу проверке паспортов.

Цифровые деньги. Исследовательская компании по мобильным платежам Crone Consulting ожидает, что объемы бесконтактных платежей вырастут на 20% в 2020 году.

Клиенты Сбербанка смогут оплачивать кофе в сети Prime одним взглядом с помощью биометрической камеры. Для использования сервиса нужно зарегистрировать биометрию лица в приложении Сбербанк Онлайн, банкомате или офисе Сбербанка и привязать данные к банковской карте. Правда, пока для оплаты придется снимать маску.

Студия Лебедева разработала дизайн новых вагонов метро. В технологичном концепте, помимо кресел-трансформеров и окон-дисплеев, прямо в поезде предлагают установить интерактивные терминалы для покупки проездных, оплаты услуг ЖКХ и других сервисов.

Полностью бесконтактный ретейл-стартап AiFi развивает концепцию минимагазинов NanoStore. Покупателям не нужно ни с кем взаимодействовать и вообще что-либо делать, кроме того, что просто забрать товар. До конца 2021 года компания намерена открыть по всему миру до 330 таких автономных супермаркетов. Сейчас у AiFi десять бесконтактных торговых точек в США, Голландии, Франции и Китае.

Коллекционеры произведений искусств больше не опасаются делать ставки на аукционах виртуально. Аудитория первого онлайн-аукциона Sotheby's была в пять раз больше, чем в среднем на привычных вечерних торгах. Оливер Баркер, председатель Sotheby's Europe, руководил продажей из специально построенной студии в лондонской галерее аукционного дома, где для этого установили восемь экранов и пригласили профессиональную съемочную группу. Потенциальные покупатели находились у себя дома в Нью-Йорке, Лондоне или Гонконге. Технологии не заменили лишь два главных атрибута роскошной процедуры торгов: сотрудники Sotheby's в Нью-Йорке и Гонконге принимали ставки на старомодные стационарные телефоны, а о сделке извещал все тот же удар деревянного молотка по кафедре ведущего.

BMW сделает часть опций в своих новых автомобилях доступными только по подписке. В приложении My BMW можно будет активировать подогрев сидений на три зимних месяца, включить на определенный срок адаптивный круиз-контроль или автоматическую настройку фар. Этот подход называется «машина как сервис» (от англ. vehicle as a platform). Он может сэкономить деньги некоторым пользователям BMW, особенно, если речь идет об арендованной машине. Или же, наоборот — поднять класс автомобиля без инженерного вмешательства.

Как это работает

Китайский каршеринг Didi Chuxing Technology Co. совместно с Bank of China тестирует новую цифровую валюту. Пока не имеющий названия digital-юань заменит часть наличной денежной массы в стране. В рамках пилотной программы некоторые госслужащие получили часть своей зарплаты в цифровой валюте. Потратить ее они смогут, пользуясь сервисом компании Didi. Китайские потребители уже привыкли оплачивать бесконтактно даже мелкие товары в круглосуточных магазинах и готовы принять цифровую валюту, считают эксперты и чиновники.

Банк Литвы выпустил первую в мире цифровую коллекционную монету на основе блокчейна. 23 июля 2020 года в оборот будут введены 24 тыс. коллекционных «токенов» с изображениями 20 исторических личностей. Цифровые монеты будут доступны для покупки в интернет-магазине Банка Литвы. Нужно купить шесть разных цифровых «токенов», чтобы получить физическую коллекционную монету. Она выполнена в форме банковской карты и имеет нетрадиционный номинал в €19,18.

Одной строкой

Цифра недели

$120 млрд потратили пользователи всего мира в мобильных приложениях в 2019 году.

Источник: State of Mobile 2020 Report

Что посмотреть

Эксперты говорят о резком росте киберпреступности на волне пандемии. Более 100 компаний и структур, включая Интерпол, ICANN, IBM, Visa, Banco Santander, Ernst & Young, МТС и Почта Банк 8 июля приняли участие в онлайн-тренинге по реагированию на кибератаки Cyber Polygon 2020. Из четырехчасовой записи трансляции можно узнать, как специалисты справились с симуляцией атак хакеров, и послушать обсуждения «цифровой пандемии», которая может начаться при высоких темпах глобальной цифровизации.

Что послушать

В бонус-эпизоде подкаста «Что изменилось?» рассказывают, как работают голосовые помощники и почему они до сих пор совершают ошибки. Гости выпуска — Иван Ямщиков, AI-евангелист ABBYY и ведущий подкаста «Проветримся!», Илья Макаров, программный директор Академии больших данных MADE в Mail.ru Group и Александр Крайнов, руководитель лаборатории машинного интеллекта в «Яндексе».


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: