Дайджест инноваций № 10: самодвижущийся экипаж пробивает дорогу на улицы

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Тема недели: беспилотники становятся нормой

Проблема

Традиционный транспорт вредит экологии и не способствует социальной дистанции. Он недостаточно быстрый и занимает слишком много места на дорогах. С этими недостатками и работают ученые-изобретатели, инженеры автогигантов и технологичные стартапы. Два главных направления для инноваций сегодня — электротранспорт и беспилотники, или AV — от англ. autonomous vehicles. Но если развитие AV-технологий, ПО и оборудования уже достигло высокого уровня, то инфраструктура городов и государственное регулирование к этим технологиям пока не готовы.

Решение

Во времена коронавируса спрос на автономных роботов-курьеров взлетел, пишет Forbes. Первые модели появились еще в начале 2010-х годов. Но именно социальное дистанцирование и необходимость оставаться дома перевела роботизированных курьеров в статус прорывной технологии. Шестиколесные беспилотники эстонской компании Starship сегодня развозят негабаритные заказы из магазинов. Китайский стартап UDI в дни локдауна предложил свои беспилотные микро-грузовички для доставки грузов массой до 1 т по зараженным районам. А другая китайская разработка, от компании JD.com, сначала развозила лекарства по палатам в больницах, а затем выехала и на улицы. В июне 2020 года стартап Nuro начал сотрудничать с аптечной сетью CVS Pharmacy — автономные транспортные средства доставляют лекарства в Хьюстоне (штат Техас). Робот обслуживает адреса в 8 км от аптеки, и клиент получает заказ в течение трех часов.

Фото:Flamingo Images / Shutterstock
Индустрия 4.0 Почему мы до сих пор не пересели на беспилотные автомобили?

В автономной логистике пробуют себя не только стартапы, но и техногиганты — Amazon, Toyota, Segway. А крупнейшие вузы изучают возможности внедрения беспилотников в существующие транспортные сети городов. В Стенфорде предлагают использовать маршрутные автобусы как такси для дронов-курьеров. Исследователи создают алгоритм, который синхронизирует эти два вида транспорта. Тогда дроны смогут «проезжать» часть пути на крыше автобуса и экономить заряд. Это на 360% увеличит расстояние, которое беспилотники смогут преодолевать без подзарядки.

Как это работает

Главная задача разработчиков AV-транспорта сегодня — сделать передвижение без участия человека безопасным. Беспилотники должны научиться ориентироваться в хаотичном потоке транспорта и в пространстве с меняющимися препятствиями. В июне 2020 года «Яндекс» представил новое поколение беспилотных автомобилей – теперь они точнее распознают машины впереди и позади себя. Лидары (оптические радары) лучше различают пешеходов и другие движущиеся объекты перед беспилотником. Обновленные модели уже тестируют на улицах Москвы.

Экономика инноваций Когда беспилотные авто появятся на дорогах России и что для этого нужно

Китайская компания Baidu для своих автономных машин Apollo построила самый большой в мире испытательный полигон в Пекине площадью 13,5 тыс. кв. м. В Apollo Park тестируют 200 беспилотников. Baidu анализирует то, как системы автомобилей взаимодействуют с умными элементами дорожного движения — светофорами, камерами и дорожными знаками.

Американская компания Waymo возвращает свои беспилотные минивэны на улицы Сан-Франциско. Первый опыт с пассажирскими перевозками на автономных микроавтобусах пришлось прервать из-за пандемии. Теперь Waymo будет испытывать эти же модели для перевозки грузов. Беспилотники будут развозить товары подопечным благотворительных организаций. Пока машины простаивали на парковке, компания дорабатывала алгоритмы их движения. С помощью технологий симуляции за один день системы получали «опыт» вождения, эквивалентный 100 годам человеческого водительского стажа.

Список недели: шорт-лист автономного транспорта, который уже эксплуатируется в Европе

  • Balyo (Франция)

Роботы-манипуляторы Balyo перемещаются без нарисованной навигации на полу, они используют геоданные среды — координаты колонн, стен и стоек складских помещений.

  • Eliport (Испания)

Роботы-курьеры Eliport без участия человека забирают из грузовой машины товар и затем, перемещаясь со скоростью пешехода, по тротуару самостоятельно доставляют его до двери адресата.

  • TeleRetail (Швейцария)

Прототип машины-курьера TeleRetail может проехать до 80 км. Его главная задача — доставить свежие продукты с рынка в удаленные уголки швейцарской сельской местности.

  • PAL Robotics (Испания)

TIAGo Base - один из самых простых в обращении роботов, который доставляет продукты, лекарства и лабораторные образцы в больницы. Медперсоналу не нужна специальная подготовка для управления этим роботом.

Инструкция недели

Программное обеспечение совершенствуется, стоимость лидаров падает, а емкость процессоров увеличивается. Но техническая база беспилотников не стыкуется с существующей инфраструктурой. Глава ИТ-компании Appnomic Нитин Кумар перечислил, что сделать властям стран и городов, чтобы шагнуть в будущее AV-технологий:

  1. Внедрить интеллектуальные уличные знаки и навигацию.

  2. Свести к минимуму изъяны дорожного покрытия.

  3. Обеспечить пространство для стоянки и зарядки беспилотников.

  4. Перевести градостроительство в режим долгосрочного планирования.

  5. Сделать более безопасными и функциональными бордюры и обочины.

  6. Найти альтернативу традиционным финансовым потокам в транспортной сфере (они будут сокращаться).

  7. Научиться анализировать, обрабатывать и хранить данные о дорожной инфраструктуре.

  8. Увеличить ИТ-мощности городских служб.

Исследование недели: решат ли беспилотники проблему аварий

Данные Института безопасности дорожного движения (IIHS, США) основаны на изучении 5 тыс. аварий. Из них:

72% — интеллектуальная система автономных транспортных средств не допустила бы.

94% — связаны с человеческим фактором, но автономные транспортные средства смогут предотвратить только треть из них, пока человек активно участвует в дорожном движении.

38% — вызваны нарушением ПДД, их можно избежать, если беспилотники будут запрограммированы никогда не нарушать правила.

Одной строкой

Видео недели

Компьютерный дизайнер и архитектор Артуро Тедески разработал новую концепцию трамваев для Милана. Интерьер модели Passerella (ит. — подиум) учитывает правила социального дистанцирования. Сиденья разделены плексигласовыми щитами, а на пол нанесена стильная разметка безопасного расстояния между пассажирами. Внешняя обшивка трамвая — это экран, транслирующий рекламу или детали маршрута.



Подкаст недели

Авторы подкаста РБК Тренды «Что изменилось?» выяснили у Ивана Ямщикова, AI-евангелиста ABBYY, почему сейчас правильнее говорить о машинном обучении, а не об искусственном интеллекте. А Илья Макаров, программный директор Академии больших данных MADE в Mail.ru Group, в этом же подкасте объяснил, чем занимаются специалисты по data science.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 11.06.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть