Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как технологии влияют на жизнь детей: подкаст РБК Тренды

Заменит ли онлайн-образование офлайн-обучение, можно ли влюбить ребенка в ИТ-профессии и есть ли способ обезопасить его от неприемлемого контента? Обсуждаем с экспертами в подкасте РБК Тренды «Что изменилось?»

В четвертом выпуске пытаемся понять, как изменилась жизнь детей благодаря технологиям, и обсуждаем с экспертами, как подготовить подрастающее поколение к жизни в современных реалиях.



В подкасте беседуем с Андреем Сиденко, экспертом «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Сети. Он рассказал, с чего начать обучение детей программированию и как развивать у них логическое мышление.

Надежда Янушкевич, руководитель направления «Развитие ИТ-образования» КРОК, объяснила, что такое цифровая осознанность и порассуждала о том, актуально ли привычное нам разделение на гуманитариев и технарей.

Андрей Лобанов, основатель школы математики и программирования для детей «Алгоритмика», поговорил с нами о том, кто такие Digital Natives и Digital Immigrants и действительно ли сегодня все дети могут считаться «цифровыми аборигенами».

Несколько хайлайтов разговора:

  • Digital Natives — «цифровые аборигены». Так называют людей, которые родились после цифровой революции и привыкли получать информацию через цифровые каналы. Люди, которые родились до цифровой революции — это Digital Immigrants, «цифровые иммигранты».

  • Разница между «аборигенами» и «иммигрантами» в том, как эти поколения воспринимают и поглощают информацию, как они с ней работают. Для Digital Immigrants характерны внимание к деталям. А Digital Natives, к которым относятся современные дети, могут не обращать внимания на нюансы, они скорее предпочтут быстро пробежаться по тексту, чтобы уловить суть, а еще лучше — посмотреть по нему короткий ролик.

  • Обучать 7-летнего ребенка программированию на Python, чтобы он выдавал коммерчески приемлемый код — не самая хорошая идея. Задача должна ставиться по-другому. У ребенка этого возраста можно развивать алгоритмическое мышление — то есть учить его декомпозировать на шаги сложные задачи, выстраивать логику действий.

  • Программирование учит не бояться ошибок, потому что написать код без ошибок невозможно.

  • Офлайн-обучение для школьников, особенно для младших классов, работает намного лучше, чем онлайн. Пока учитель — главный элемент в образовательной системе. В офлайне больше инструментов чтобы увлечь детей образовательным процессом, чем в онлайне. Технологии играют лишь вспомогательную роль. Кроме того, онлайн не дает возможности физического взаимодействия с другими детьми.

  • Дистанционное образование актуально тогда, когда вы, условно, хотите пройти курс всемирно известного профессора, но не можете попасть на него вживую. Также, например, неопытный учитель может включать лекции более компетентных коллег, чтобы объяснить детям материал.

  • Не стоит запрещать ребенку регистрироваться в соцсетях — он все равно найдет способ, как это сделать без ведома родителей.

  • Необходимо обучать ребенка онлайн-безопасности: рассказывать, как реагировать на звонки, на сообщения с подозрительными ссылками, как распознавать в интернете человека с плохими намерениями, как его заблокировать, какую информацию о себе можно оставлять в Сети. При этом родителям надо относиться к ребенку с уважением и проявлять эмпатию, чтобы он не боялся спрашивать у них совета.

  • Профиль ребенка в соцсетях желательно делать закрытым.

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, Яндекс Музыке, Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты.

Что еще почитать по теме:


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: