Ускоряющийся темп современной жизни требует от бизнеса принимать решения все быстрее. Для жесткой иерархической структуры, когда распоряжения спускаются сверху вниз, нет уже ни места, ни времени. В свою очередь, сотрудники, которым делегируются полномочия, должны обладать высоким эмоциональным интеллектом (EI) — способностью управлять своими эмоциями и понять намерения других людей.
Бизнес потихоньку начинает осознавать ценность EI, но до полноценного его восприятия как инструмента внедрения инноваций еще далеко, пишут аналитики Harvard Business Review в исследовании, вышедшем в августе 2019 года. Пока что восприятие EI скорее декларативное: компании много рассуждают о приоритете индивидуального подхода и взращивании ответственного персонала, но на практике дальше второстепенного преимущества кандидатов при найме персонала это не идет. «Но даже в нашем славном мире прекрасных брендов со скандалом увольняют директоров, а ужасающие видео внутренней «кухни» компании и доносы инсайдеров утекают в Сеть. Все эти проблемы абсолютно человекоцентричны», — уверяют авторы исследования.
Harvard Business Review провел опрос среди читателей, в котором приняло участие 599 человек из разных стран, представляющих разные отрасли. Лишь 18% из них ответили, что EI играет существенную роль в корпоративной культуре их компании. Еще 32% по своему опыту работы с этим не согласны, половина опрошенных заняла нейтральную позицию (указали, что эмоциональный интеллект в их компании важен лишь отчасти, либо затруднились ответить).
Подобное эмоциональное отчуждение, пишут авторы доклада, отчасти объясняется несовпадением ценностей человека и компании. Из 15 показателей на вопрос «что важно для меня» люди чаще выбирают: принципиальность, эмпатия, чувство юмора, самосознание, аналитические навыки. На вопрос же «что ценится в моей организации» преобладают иные ответы: стрессоустойчивость, навыки вербальной коммуникации, драйв, эмоциональная отстраненность, целеустремленность.
Получается замкнутый круг: сотрудники сами осознают важность EI, но видят, что у компании несколько другой подход и ценности. Отсюда падает мотивация, снижается производительность труда и темпы внедрения инноваций.
Восприятие же EI как важной части корпоративной культуры в сочетании с децентрализацией и делегированием полномочий создает умеренный, комфортный уровень толерантности к рискам. Это позволяет эффективно внедрять инновации, приводя к росту бизнеса.
Так, из работников компаний, где EI воспринимается всерьез, 40% заявили, что их фирма сильнее конкурентов в плане лояльности клиентов. Среди сотрудников же компаний, где EI не придается никакого значения, таких ответов было лишь 12%. Восприятие топ-менеджеров как людей, у которых слова расходятся с делами, растет с 45% у тех, чья компания внедрила EI в культуру, до 67% у тех, кто работает в фирме, не воспринявшей EI. Наконец, осознание того, что у меня с коллегами есть общая цель, и наше единение ведет к росту производительности труда, имеется у 67% респондентов, работающих в продвигающих EI компаниях. Среди тех, кто работает в более консервативной среде, таких лишь 26%.
Все это означает необходимость для бизнеса не только внедрять EI в корпоративную культуру, но также заниматься поиском высокоинтеллектуального персонала и продвигать по служебной лестнице носителей EI среди действующих сотрудников, уверены авторы доклада.