Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Тонкая душевная организация: чем эмоциональный интеллект поможет бизнесу

Фото: Oliver Bunic / Bloomberg
Фото: Oliver Bunic / Bloomberg
Сотрудники быстрее осознают важность эмоционального интеллекта, нежели их работодатели. Несовпадение ценностей снижает мотивацию людей внедрять инновации

Ускоряющийся темп современной жизни требует от бизнеса принимать решения все быстрее. Для жесткой иерархической структуры, когда распоряжения спускаются сверху вниз, нет уже ни места, ни времени. В свою очередь, сотрудники, которым делегируются полномочия, должны обладать высоким эмоциональным интеллектом (EI) — способностью управлять своими эмоциями и понять намерения других людей.

Бизнес потихоньку начинает осознавать ценность EI, но до полноценного его восприятия как инструмента внедрения инноваций еще далеко, пишут аналитики Harvard Business Review в исследовании, вышедшем в августе 2019 года. Пока что восприятие EI скорее декларативное: компании много рассуждают о приоритете индивидуального подхода и взращивании ответственного персонала, но на практике дальше второстепенного преимущества кандидатов при найме персонала это не идет. «Но даже в нашем славном мире прекрасных брендов со скандалом увольняют директоров, а ужасающие видео внутренней «кухни» компании и доносы инсайдеров утекают в Сеть. Все эти проблемы абсолютно человекоцентричны», — уверяют авторы исследования.

Harvard Business Review провел опрос среди читателей, в котором приняло участие 599 человек из разных стран, представляющих разные отрасли. Лишь 18% из них ответили, что EI играет существенную роль в корпоративной культуре их компании. Еще 32% по своему опыту работы с этим не согласны, половина опрошенных заняла нейтральную позицию (указали, что эмоциональный интеллект в их компании важен лишь отчасти, либо затруднились ответить).

Подобное эмоциональное отчуждение, пишут авторы доклада, отчасти объясняется несовпадением ценностей человека и компании. Из 15 показателей на вопрос «что важно для меня» люди чаще выбирают: принципиальность, эмпатия, чувство юмора, самосознание, аналитические навыки. На вопрос же «что ценится в моей организации» преобладают иные ответы: стрессоустойчивость, навыки вербальной коммуникации, драйв, эмоциональная отстраненность, целеустремленность.

Получается замкнутый круг: сотрудники сами осознают важность EI, но видят, что у компании несколько другой подход и ценности. Отсюда падает мотивация, снижается производительность труда и темпы внедрения инноваций.

Восприятие же EI как важной части корпоративной культуры в сочетании с децентрализацией и делегированием полномочий создает умеренный, комфортный уровень толерантности к рискам. Это позволяет эффективно внедрять инновации, приводя к росту бизнеса.

Так, из работников компаний, где EI воспринимается всерьез, 40% заявили, что их фирма сильнее конкурентов в плане лояльности клиентов. Среди сотрудников же компаний, где EI не придается никакого значения, таких ответов было лишь 12%. Восприятие топ-менеджеров как людей, у которых слова расходятся с делами, растет с 45% у тех, чья компания внедрила EI в культуру, до 67% у тех, кто работает в фирме, не воспринявшей EI. Наконец, осознание того, что у меня с коллегами есть общая цель, и наше единение ведет к росту производительности труда, имеется у 67% респондентов, работающих в продвигающих EI компаниях. Среди тех, кто работает в более консервативной среде, таких лишь 26%.

Все это означает необходимость для бизнеса не только внедрять EI в корпоративную культуру, но также заниматься поиском высокоинтеллектуального персонала и продвигать по служебной лестнице носителей EI среди действующих сотрудников, уверены авторы доклада.