От ESG до медицины: 9 перспективных стартапов с искусственным интеллектом

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Технологии на базе искусственного интеллекта способны повысить эффективность почти любого бизнеса, в котором есть цифровая составляющая. Разбираем тренды на примере решений от стартапов — выпускников акселератора Sber500

Как растет интерес к ИИ-стартапам

Бизнес продолжает внедрять инструменты искусственного интеллекта, чтобы повысить эффективность работы, предложить клиентам новые сервисы и опыт, а как следствие, нарастить прибыль. Текущий объем глобального ИИ-рынка оценивается в $208 млрд. К 2030 году показатель вырастет в девять раз, до $1,85 трлн. Все больше крупных компаний участвуют в гонке за прорывными решениями и инвестируют в стартапы.

По данным CB Insights Research, в 2022 году ИИ-стартапы привлекли $45,8 млрд, а по итогам первого полугодия 2023-го — $24,6 млрд. При этом средний размер сделки поднялся с $19,7 млн до $29,2 млн — это на 48% больше, чем в 2022-м. «Сегодня в венчуре царит уныние, но инвестиции в ИИ остаются на относительно высоком уровне», — констатируют аналитики CB Insights Research.

Один из самых заметных стартап-акселераторов в России — Sber500. За последние три года 80 выпускников акселератора привлекли 3 млрд руб. инвестиций. В сентябре 2023 года «Сбер» провел демодень четвертой волны Sber500, на участие в котором претендовали 1250 стартапов из 36 стран. В основную программу вошли 25 команд. 70% из них предложили инвесторам ИИ-решения в самых разных областях — от здравоохранения и охраны окружающей среды до повышения продуктивности сотрудников и маркетинга.

HealthTech: оперативная диагностика и качественная реабилитация

В ближайшие семь лет одним из самых быстрорастущих сегментов рынка будут ИИ-инструменты в здравоохранении — его среднегодовые темпы роста составят 37,5%. Среди драйверов эксперты называют увеличение объема накопленных данных о здоровье пациентов, растущий спрос на персонализированную медицину и на снижение расходов, связанных с уходом за больными. Но его главная движущая сила — запрос на быструю и точную диагностику, а также на эффективную реабилитацию.

Создатели приложения Musculus AI указывают, что только в России девять из десяти детей и подростков, которые регулярно занимаются спортом, имеют травмы различной степени тяжести. Это почти 23 млн человек.

Стартап создал решение для мгновенной диагностики опорно-двигательного аппарата (ОДА) на основе ИИ и компьютерного зрения. Пользователи Musculus AI могут снять на смартфон несколько диагностических упражнений и сразу же получить результат и программу реабилитации, если это необходимо. В тестовом режиме диагностику прошли 2,1 тыс. человек, у них выявили 12,5 тыс. различных проблем и нарушений с ОДА.

Так выглядит диагностика упражнений от Musculus AI.
Так выглядит диагностика упражнений от Musculus AI.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Что такое MedTech и как он меняет нашу жизнь

ESG: ответственное поведение и борьба с отходами

ИИ способен решать в том числе глобальные проблемы в сфере устойчивого развития. Эксперты считают, что искусственный интеллект может сыграть значимую роль в продвижении ESG-практик. Пересечение ИИ и ESG может дать человечеству продвинутые модели и эффективные стратегии по смягчению последствий изменения климата, обеспечить эффективный мониторинг вырубки лесов и поможет оптимизировать энергопотребление.

Российский стартап Waste.Karma использует технологии, чтобы стимулировать ответственное поведение потребителей и ускорить процесс создания экономики замкнутого цикла. Компания выпустила цифрового помощника для раздельного сбора отходов. Основатели стартапа увидели проблему в том, что 90% потребителей не могут отличить мусор от ценного вторсырья и разобраться в правилах сортировки. В результате ежегодно на полигонах пропадают ресурсы стоимостью 85 млрд руб., рассказывают разработчики.

Интерфейс приложения Waste.Karma
Интерфейс приложения Waste.Karma

Приложение Waste.Karma сканирует штрих-код упаковки и определяет, можно ли его сдать на переработку. Затем пригодное вторсырье — ПЭТ-бутылки, прочий пластик, металл, бумагу, стекло — необходимо отсортировать, вызвать курьера и передать ему пакеты с отходами. За каждый вызов курьера пользователь получает баллы, которые можно обменять на бонусы различных магазинов.

Логистика: проверка водителей и снижение аварийности

Рынок решений по автоматизации логистических задач в 2022 году оценивался в $49,7 млрд. К 2030-му он может вырасти почти в три раза, до $147,7 млрд. Традиционно лидерами в области инноваций в данном секторе считаются США, Китай, Япония и Индия. В этих странах много крупных портов, и они ведут активную торговлю.

В России одно из самых сложных направлений логистики — сухопутные грузоперевозки. Разработчики цифровой платформы MUST говорят, что в этом сегменте есть серьезная проблема — дефицит проверенных водителей. Из-за этого 24 грузовика из 100 в пик сезона простаивают. В такой ситуации транспортные компании готовы нанимать практически любых водителей, что ведет к росту аварийности с участием грузовиков.

MUST позволяет автоматизировать процесс проверки водителей: компания быстро получает подробный отчет о кандидате, составленный цифровой платформой на основе более чем 140 параметров. Отчет также включает оценку риска попадания водителя в ДТП и вероятность его увольнения из компании.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Смотрите вверх: как в России рождается беспилотная аэрологистика

Продуктивность: технологии против усталости и рутины

Потребности бизнеса в эффективном управлении задачами и рабочими процессами будут только увеличиваться, прогнозируют эксперты. А значит, рынок решений по управлению продуктивностью и производительностью сотрудников продолжит расти. Основные драйверы — развитие технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.

Российская платформа Team.me помогает руководителям проектов анализировать продуктивность участников команды с помощью специальных приборов, которые оценивают психофизиологическое состояние в течение рабочего дня — усталость, тревожность, вовлеченность и т.д. На основе этих данных составляются нейропрофиль человека и нейрокалендарь, где видно, когда наступает пик продуктивности каждого сотрудника.

Собираемые профили помогают руководителю определить тип задач, в которых сотрудник будет наиболее эффективен, и что его мотивирует. А сотруднику предоставляют инструменты для самооценки и управления собственной продуктивностью. Кроме того, данные о нейропрофилях могут быть полезны для формирования команд, учета психологических особенностей отдельных участников и команды в целом.

Победить рутину, которая тоже мешает продуктивности сотрудников, помогает разработка стартапа Abivee. Это конструктор рабочего пространства, объединяющий множество отраслевых приложений в единый интерфейс.

Создатели Abivee.com утверждают, что, к примеру, самозанятые маркетологи, которые обслуживают три и более компаний, тратят почти пять рабочих месяцев в год на рутинные клики. Например, чтобы организовать всего один видеозвонок и подготовиться к нему, нужно около 70 кликов, а с конструктором кабинетов — 1 клик. Пользователь самостоятельно по инструкциям организовывает доступ к индивидуальному рабочему пространству в одной вкладке любого браузера.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 VR, вождение и искусство: как нейроинтерфейсы входят в нашу жизнь

Анализ данных: качественные датасеты и совместная работа

Благодаря развитию ИИ-технологий мир вступает в новую эру качественных данных и аналитики, говорят в EY. Больше половины топ-менеджеров, опрошенных консалтинговой компанией, сообщили, что именно качественные данные станут инвестиционным приоритетом их бизнеса в ближайшие годы. По их словам, разрозненные и изолированные куски информации — например, квартальные финансовые отчеты или ежемесячные данные о продажах — устарели и больше не позволяют принимать эффективные управленческие решения.

Ежегодно из-за некачественных данных российские компании теряют около 50 млрд руб., добавляют в LabelMe. Компания запустила платформу автоматической разметки данных полного цикла, которая позволяет собирать и готовить качественные датасеты для машинного обучения.

Следующим этапом развития рынка станет совместная работа с данными, уверены в Aggregion. Такие партнерства позволят бизнесу извлекать из общих массивов данных дополнительную ценность. Но пока 99% наиболее значимой информации недоступно для совместной работы, из-за того что компании боятся потерять над ней контроль.

Aggregion предлагает компаниям работать над данными вместе в общем цифровом сейфе на основе блокчейна и конфиденциальных вычислений. Первая технология гарантирует, что при обработке данных будут исполняться те модели и скрипты, которые согласованы партнерами, а вторая — что данные останутся в безопасности.

Маркетинг: оптимизация расходов с помощью платформ

ИИ в маркетинге превращается из вспомогательного инструмента в одну из важнейших технологий, встроенных в основные процессы. По оценкам Influencer Marketing Hub, искусственный интеллект используют в работе 61,4% маркетологов. Причем почти 20% из них тратят более 40% бюджета именно на кампании на базе ИИ.

Однако эти затраты быстро окупаются: алгоритмы помогают не просто повышать эффективность кампаний, но и напрямую экономить деньги. В том числе за счет устранения накруток — использования ботов, невидимой рекламы или платы за уже привлеченных пользователей.

Доля накруток может достигать 50% рекламных бюджетов, говорят основатели стартапа Admon.ai. Они напоминают о неудачном опыте компании Uber, которая в 2019 году потеряла $100 млн на рекламе своего приложения. Тогда специалисты отмечали, что до 99% расходов на рекламу при автоматических закупках в интернете тратятся впустую.

Чтобы избежать лишних расходов, стартап предлагает клиентам создать собственную партнерскую платформу для работы с рекламными источниками напрямую. Разработчики используют нейронные сети, технологии машинного обучения и Big Data для обнаружения мошеннического рекламного трафика. В результате, по их оценкам, клиенты за год получают прирост выручки до 200% с каждого рекламного канала.

В России спрос на решения для оптимизации бюджетов дополнительно усилился в 2022 году. Это связано с тем, что после ухода зарубежных площадок стоимость привлечения клиентов выросла на 30–50%, отмечают в Mobidriven.

Стартап помогает создать альтернативу ушедшим площадкам, объединяя независимых поставщиков трафика в единое медиапространство и предоставляя полный набор инструментов для закупки медийной рекламы в интернете. Mobidriven уже запустили на российском рынке больше тысячи кампаний и заработали около 440 млн руб. К 2028 году они планируют увеличить выручку в десять раз.

Обновлено 16.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть