Поехали в город: какие инновации запускают на московском транспорте

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Какие технологические тренды сейчас есть в городском транспорте и останется ли в мегаполисе будущего место для личного автомобиля, разбираемся вместе с проектом «Транспортные инновации Москвы»

«Транспортные инновации Москвы» (ТИМ) — отраслевой акселератор для пилотирования продуктов стартапов в транспортном комплексе Москвы. Проект создан при поддержке Департамента транспорта Москвы в октябре 2020 года.

За полтора года в рамках проекта были запущены три акселерационных программы с пилотированием, международный акселератор, а также хакатоны и внутренние активности по развитию продуктового мышления сотрудников транспортного комплекса. Сейчас акселератор вырос в полноценный инновационный хаб с собственным инвестиционным фондом «Транспортные инновации Москвы».

Что внедряют в городе: 5 инновационных трендов

По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, спрос российского транспорта и логистики на инновации к 2030 году превысит ₽626 млрд. Это сопоставимо с затратами на всю космическую программу РФ за несколько лет. По сравнению с 2020 годом, спрос на транспортные инновации увеличится примерно в семь раз.

Однако эти инновации не всегда выглядят так, как думают потребители. «Когда говорят об инновационных трендах в транспортном комплексе, то сразу представляют себе летающие автомобили и сложные системы искусственного интеллекта, которые избавят город от проблем, — говорит генеральный директор фонда «Транспортные инновации Москвы» (ТИМ) Иван Юнин. — Но масштабных инновационных процессов не получится без «приземления». Чтобы совершить качественно новый скачок, необходимо внедрять изменения step by step — сначала на более низких уровнях, а затем подниматься выше».

По его словам, инновации — это в том числе и новые подходы, которые несут в себе новые эффекты для города. Всякий раз, когда какой-то процесс в отрасли кардинально меняется и выполняется по-новому, — это инновация. Например, оплата проезда с помощью системы распознавания лиц — настоящая инновация для московского транспорта.

С момента запуска «ТИМ» поработал с почти 1 тыс. стартапов. Специалисты проекта изучали бизнес-модели стартапов, анализировали сделки венчурных фондов по всему миру и участвовали во внутренних экспертных сессиях с представителями городских и корпоративных структур.

Все это позволило «ТИМ» выделить несколько технологических трендов, которые меняют отрасль и представление о мобильности в мегаполисах. Следовать этим трендам помогают разработки стартапов, отобранные специально для столицы.

Индустрия 4.0 Москва после карантина: каким будут «умные» города ближайшего будущего

1. Цифровизация процессов

Больше половины (55%) российских компаний в сфере транспорта уже реализуют стратегии digital-трансформации, отмечают в Strategy Partners. Автоматизация внутренних процессов — от документооборота до проверки контрагентов — обязательная часть этих стратегий.

«Транспортный комплекс Москвы — это гигантская инфраструктура, которую обслуживает более 100 тыс. человек. Команда фонда «ТИМ» непрерывно работает с внутренними стейкхолдерами и выявляет возможности для оптимизации и автоматизации множества внутренних процессов. Такая погруженность в операционный уровень позволяет нам строить гипотезы о масштабировании потенциальных инновационных решений далеко за пределы внешнего контура транспортного комплекса», — говорит Юнин.

Например, сейчас тестируется платформа для создания 3D-курсов и симуляторов для подготовки технических специалистов — Mechanicum3D. Благодаря ей можно снизить расходы и сократить длительность обучения в два-три раза. При этом сотрудники, по данным проекта, усваивают и запоминают информацию в среднем на 45% лучше, чем при обучении традиционным способом.

2. Беспилотный транспорт

Автомобили-беспилотники способны решить самые острые транспортные проблемы мегаполисов, полагают в BCG. По оценкам аналитиков, Лос-Анджелес может сократить выбросы СО2 на 2,7 млн т в год за счет совместного использования беспилотного транспорта. А Нью-Йорк — освободить пространство, эквивалентное примерно 900 кварталам, которое сейчас используется для парковки. В свою очередь, в Лондоне с помощью беспилотников могли бы избежать более 15 тыс. ДТП ежегодно.

Крупнейшие агломерации, включая Москву, уже экспериментируют с этой технологией. Беспилотные такси от «Яндекса» могут появиться в столице уже в феврале 2022 года. Параллельно в городе испытывают решения для общественного транспорта. В том числе беспилотный автобус для парковых зон, созданный Московским политехническим университетом.

Фото:Михаил Почуев / ТАСС
Индустрия 4.0 «Яндекс» опубликовал уникальный датасет для обучения беспилотников

3. Экологичность

Перевозчики и другие участники отрасли стараются контролировать свое воздействие на окружающую среду и по возможности снизить его, а заодно — помочь пассажирам внести вклад в сохранение планеты.

Так, для контроля за состоянием воздуха на Садовом кольце и в автобусах уже установлены системы Climate Guard, одного из выпускников акселератора «ТИМ». Это платформа комплексного мониторинга и управления микроклиматом в помещениях и на мобильных объектах. С помощью миниатюрных датчиков весом всего 250 грамм система отслеживает состояние воздуха по 20 параметрам. Таким образом она помогает понять, какие перекрестки нужно разгрузить в первую очередь, чтобы городской воздух стал чище.

Еще один участник акселератора, компания WinBin, создает сервисы для сбора и сортировки вторсырья. «Умные» баки с датчиками сами определяют тип и количество мусора и сортируют отходы — пользователю достаточно поместить их в окно приемника. За сдачу вторсырья в приложении WinBin начисляются баллы, которые можно потратить в партнерских супермаркетах, на оплату услуг ЖКХ или проезда. Среди партнеров проекта — карта «Тройка», а также ретейлеры «Самокат», «Лента», «Перекресток».

Пока разработку тестируют на территории НИИ «МосТрансПроект». В ближайшем будущем планируется устанавливать «умные» баки на станциях метро.

В 2021 году Москва уже стала лидером европейского рейтинга в категории «Государственное управление в сфере ESG». Чтобы и дальше развивать тренд на экологичность, фонд «ТИМ» планирует активно искать стартапы, которые обеспечат равновесие между технологиями и сохранением окружающей среды.

Зеленая экономика Власти Москвы построят метро на деньги от «зеленых» облигаций

4. Интеллектуальное управление

Транспортные системы становятся все сложнее, поэтому нуждаются в «умном» управлении. Оно включает сложную аналитику и обеспечивает взаимодействие разных элементов — дорог и светофоров, систем освещения, транспортных средств.

Например, решение Edge Vision из акселератора «ТИМ» позволяет регулировать движение в адаптивном режиме. То есть — с учетом текущей ситуации на дороге. Система анализирует данные о транспортных средствах с дорожных камер, используя компьютерное зрение и искусственный интеллект.

Кроме того, в стартапе Traffic Data создали специальное ПО для учета и анализа транспортных потоков по видео. Оно способно определять ДТП и загрузку парковочных мест, контролировать соблюдение ПДД. Причем съемку можно вести как со стационарных камер, так и с дронов. В результате город получает подробный анализ ситуации и возможность оптимизировать транспортные узлы с учетом этих данных.

5. Шеринг

Система шеринга автомобилей появилась в Москве меньше десяти лет назад, но город уже стал одним из мировых лидеров по объему парка, сдаваемого в аренду. В дополнение к сервисам краткосрочной аренды в 2021 году Москва запустила сервис «Рули», который позволяет сдать машину в аренду друзьям или соседям. Его неофициальное название — «Народный каршеринг».

Одновременно в городе развивают сервисы проката велосипедов и самокатов. А один из отобранных акселератором «ТИМ» стартапов — компания Raido — разработала целый комплекс продуктов и сервисов для легкого электротранспорта.

Платформа на базе микрокомпьютера анализирует картинку с камеры на самокате и данные сенсоров. Если система замечает впереди людей, она может ограничить скорость самоката и предупредить пешехода звуковым сигналом. Она также собирает и анализирует информацию о стиле вождения. То есть потенциально решение может рейтинговать пользователей и ограничивать лихачам доступ к аренде.

Фото:Михаил Джапаридзе / ТАСС
Экономика шеринга Рынок шеринга в России впервые превысил 1 трлн руб.

Как инновации попадают на улицы Москвы

Решения для городского транспорта в «ТИМ» подбирают под запрос внутренних заказчиков. Это все организации транспортного комплекса Москвы. За год работы акселератор привлек к работе больше 800 стартапов, а в городе запустили 90 пилотных проектов.

Команда акселератора собирает данные о потребностях организаций и формулирует публичный запрос для стартапов. Затем структурирует проблематику и декомпозирует технологическую задачу таким образом, чтобы вести скаутинг стартапов максимально прицельно. Это позволяет запускать пилотные проекты уже на первых этапах работы со стартапами.

После детального анализа проектов здесь составляют лонг-лист компаний, которые попадают на питч-сессию с экспертами московского транспорта. На сессии отбирают 20–30 проектов для участия в акселерационной программе.

Фото:Алексей Зотов / ТАСС
Экономика инноваций Как в «Транспортных инновациях Москвы» учат стратегическому мышлению

«Наша основная цель — найти точки соприкосновения, объединить потребности заказчика и возможности стартапа, как кусочки пазла, — рассказывает Юнин. — Но практически в 100% случаев что-то не совпадает. Поэтому мы оптимизируем и дорабатываем продукты вместе со стартапами, синхронизируем их с нуждами заказчика».

Однако бывает и так, что на рынке не находится решений, которые нужны Москве. Например, пока не удалось найти проектов с достаточным уровнем проработки в сфере речного и электротранспорта.

Также акселератор приглашает молодые ИТ-команды на специальные хакатоны (например, Moscow Secure Traffic совместно с ЦОДД). За один-три дня плотной работы участники могут помочь в решении какой-то проблемы московского транспорта.

Чтобы расширить возможности по поиску и доработке стартапов до уровня, достаточного для внедрения в транспорт, отраслевой акселератор трансформируется в инновационный хаб. Для этого «ТИМ» совместно с «Роснано» запустил Фонд развития Московского транспорта, который будет помогать в финансировании лучшим проектам «ТИМ».

Фонду интересны стартапы, которые создают новые сервисы для транспорта не только в Москве, но также для регионов и городов в других странах. Главный фокус — на проектах, связанных с развитием электротранспорта, интеллектуальных транспортных системах, беспилотном и микромобильном транспорте. Кроме того, здесь готовят новые варианты поддержки для технологических предпринимателей.

С помощью такой экосистемы Москва сможет сопровождать разработки на протяжении всего пути — от появления идеи и создания MVP до масштабирования на другие города. Чтобы принять участие в акселерационной программе «ТИМ» или записаться на встречу с инвестиционными аналитиками фонда, можно оставить заявку на сайте проекта.

Какой транспорт мы увидим в Москве будущего

Иван Юнин, генеральный директор фонда «ТИМ»:

«Мое личное мнение — уже в обозримом будущем в Москве будет развиваться автономный транспорт. Он не станет массовым, но какие-то отдельные маршруты мы увидим.

Будет развиваться и электротранспорт. Уже сейчас по городу ездят электробусы. В целом транспорт на новых видах топлива — это глобальный тренд.

Еще больше пассажиров перейдут на общественный транспорт и шеринг-сервисы. Это поможет снизить количество автомобилей в городе.

Останется ли в Москве место для личного транспорта? С одной стороны, уже сейчас у нас есть пешеходные улицы и улицы с низкой скоростью движения. При этом стоимость владения автомобилем, его обслуживания неизбежно повышается. Но своя машина все еще нужна, например, чтобы съездить в поликлинику с ребенком или в гипермаркет за покупками.

С другой стороны, транспортная сеть развивается, и сама необходимость пользоваться личным автомобилем зачастую отпадает. Почти в любую точку города можно добраться на общественном транспорте — чистом, быстром и комфортном.

Так что сами по себе автомобили у многих горожан останутся. Но я рекомендую использовать их более осознанно».

Обновлено 02.02.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть