Объем рынка видеоигр в России достигнет ₽187 млрд в 2024 году

Объем рынка видеоигр в России достигнет ₽187 млрд в 2024 году
Консалтинговая компания Strategy Partners и Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ) выпустили совместное исследование рынка видеоигр. Изучаем основные тезисы

Полный текст исследования доступен на сайте Strategy Partners.

Аналитика российского рынка видеоигр

Российский рынок вырос на 47% в период с 2019 по 2021 год, главным образом из-за ограничений во время пандемии. Многим пользователям игры помогали весело проводить время, общаться с друзьями и семьей и даже сбегать от реальности. Это привело к значительному росту рынка. По окончании пандемии на рынке закономерно произошла коррекция, совпавшая с ужесточением санкций в отношении России и уходом ряда компаний. Однако спрос на видеоигры в России остался. В 2023 году рынок возобновил рост, увеличившись на 4,7% по сравнению с 2022 годом, и достиг ₽176 млрд. Ожидается, что в 2024 году рост составит 6,1%, а объем рынка — ₽187 млрд. Далее российский рынок видеоигр будет расти на 5% ежегодно до 2030 года, подсчитали аналитики Strategy Partners.

Тренды на российском рынке видеоигр

Сейчас для российских разработчиков открывается окно возможностей для создания качественных отечественных игр с интересным сюжетом и захватывающим геймплеем. Новые продукты будут перетягивать на себя внимание пользователей с зарубежных видеоигр и перенаправлять трансграничные денежные потоки внутрь России.

Национальная тематика в видеоиграх

Разработчики начали особенно интересоваться национальной тематикой: славянской и русской культурой, историей России. В этом году отечественная студия SBSR анонсировала игру «Заря» про историю Василия — водителя, который пытается вдохнуть новую жизнь в свое село. В прошлом году 1С Game Studios анонсировала выход сразу нескольких игр по «Сказкам старой Руси». Morteshka, небольшая инди-студия из Перми, анонсировала новый проект — хоррор «Лихо одноглазое» по мотивам традиционных русских сказок. Еще одна инди-студия, Clockwork Drakkar, разрабатывает RPG-игру с элементами слэшера под названием Gardariki, основанную на истории Руси и ее соседей периода X–XI веков. Игровая студия Cyberia Nova выпустила в 2024 году видеоигру «Смута», описывающую историю России в 1612 году.

Фото:Midjourney
Социальная экономика Мир возможностей: куда движется индустрия видеоигр в России

Искусственный интеллект

Российский рынок не отстает от мирового в плане использования ИИ в создании видеоигр. Практически все российские разработчики в той или иной степени применяют этот инструмент при тестировании гипотез, работе с графикой, движением и звуком. Однако финальную работу продолжают выполнять профессионалы.

Фильмы и сериалы по мотивам видеоигр

В мире давно наблюдается тренд на фильмы и сериалы, снятые по мотивам видеоигр. Это существенный дополнительный доход для правообладателей, позволяющий аккумулировать финансовые средства для дальнейшей разработки. Американский постапокалиптический телесериал Fallout, основанный на одноименной игровой франшизе, принес разработчику Bethesda Softworks дополнительные $80 млн всего за один сезон. В России пока таких сериалов и фильмов нет. Однако, по мнению экспертов, подобные проекты могут иметь хорошие перспективы для реализации в нашей стране. Горизонт планирования — ближайшие 15 лет: три–пять лет на разработку интересной игры, в случае ее успеха — создание сериала. При этом эксперты считают, что анимационные сериалы по таким играм, как Standoff 2, War Thunder, «Калибр», CarX, могут быть реализованы через два-три года.

Олег Доброштан, независимый эксперт игрового рынка:

«В мире есть практика, когда киностудии с помощью скаутов занимаются поиском интересных проектов и еще на стадии разработки игры выкупают право на создание сериала или фильма. Это правда надо реализовывать в России».

Игровые клубы

В России ежегодно растет аудитория игровых клубов. В 2023 году их ежемесячно посещали 2,8 млн уникальных посетителей, что на 12% больше, чем в 2022 году. По данным Langame на январь 2024 года, в России работает почти 2,7 тыс. компьютерных клубов, что на 17% больше, чем годом ранее.

Киберспорт

В России, как и во всем мире, киберспорт превращается в быстро развивающуюся индустрию, что благотворно сказывается на рынке видеоигр в целом. По словам вице-премьера России Дмитрия Чернышенко, киберспортом занимаются более 15 млн россиян. В 2024 году в Казани состоялись фиджитал-соревнования — «Игры будущего», сочетающие традиционные виды спорта и киберспорт.

Киберспорт также предоставляет площадки для рекламы и продвижения, включая спонсорский и маркетинг-контент компаний-разработчиков. В связи с введенными ограничениями и уходом ряда зарубежных игровых студий из России встал вопрос об импортозамещении популярных зарубежных видеоигр для российского киберспорта. Это перспективная и практически неосвоенная ниша для развития российских разработчиков.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Какими будут Олимпиады будущего: киберспорт и роботы

Стриминг видеоигр

В России сегмент стриминга переживает стремительное развитие — в 2023 году посещаемость популярных стриминговых платформ увеличилась в полтора раза. Игровой стриминг сейчас является профессиональной индустрией в России, сформировавшейся из любительской сферы. Игровые студии используют его для продвижения и рекламы своих видеоигр. Наиболее востребованной платформой для стримеров в России все еще остается Twitch. За 2023 год его российская аудитория выросла на 24%, несмотря на ограничения в монетизации и призывы блогеров переходить на другие сервисы. Второе место занимает китайская платформа Trovo от компании Tencent, хотя ее российская аудитория и просела на треть за 2023 год. Замыкает тройку лидеров VK Play Live — он уже входит в число самых посещаемых порталов для стриминга в России.

Михаил Лисецкий, директор фестиваля «Стримфест»:

«Стриминг продолжает подгружать в себя новые драйверы роста — трендами 2024 года, в частности, стали цифровые ИИ-аватары и выездные комьюнити-касты с киберспортивных турниров. Растущий рынок дает пространство для развития не только сервисам-грандам, таким как Twitch и VK Play Live, но и нишевым проектам, таким как старейшая в России стрим-платформа goodgame.ru. Ее месячная аудитория не превышает полумиллиона человек, но ставка сделана на формирование уникального вовлеченного зрительского сообщества.

Огромные возможности для российских и мировых стрим-площадок открывают инструменты нейросетей. К примеру, анализ эфирного контента компьютерным зрением в live-режиме позволяет выводить на рынок совершенно новые решения по рекламным интеграциям — предельно контекстные, увязанные с эмоциональным состоянием стримера и аудитории в тот или иной момент трансляции».

Виртуальная реальность, дополненная реальность и фитнес-игры

В России, так же как во всем мире, видеоигры с виртуальной и дополнительной реальностью не пользуются большим спросом. Среди причин:

  • высокие цены;
  • отсутствие заинтересованной платежеспособной потребительской аудитории;
  • проблемы с тошнотой, возникающей во время использования 3D-гарнитуры.

Маловероятно, что ситуация с VR/AR-видеоиграми существенно изменится в обозримом будущем.

Роман Тиняев, директор практики «Машиностроение и технологии» консалтинговой компании Strategy Partners:

«Российский рынок кардинально изменился после 2022 года из-за внешних и внутренних вызовов. Однако это не остановило его развитие. В создании игр растет использование искусственного интеллекта, расширяются киберспорт, облачный гейминг, стриминг. В последние несколько лет активный интерес к индустрии также проявляет государство: прорабатываются вопросы регулирования, поддержки экспорта, развития образовательных программ и инвестиций».

Василий Овчинников, генеральный директор РВИ:

«Видеоигры сегодня — это значимая часть культуры, которая во многом ее и формирует. Возможности рассказывать истории через интерактивное взаимодействие уже рождают настоящие шедевры. Более того, большая часть геймеров знакомится с культурами других стран через игры. В России огромное и разнообразное культурное наследие, которое находит отражение в видеоигровых проектах. Например, Atomic Heart по уровню экспорта российской культуры и эстетики уже стоит в одном ряду с фильмом «Москва слезам не верит».

Обновлено 24.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть