На что способен искусственный интеллект
Технологии искусственного интеллекта активно используются в производстве видеоигр. Чаще всего их применяют для создания визуальной части: анимации, мокапов и даже 3D-моделей. Например, разработчики игры Cyberpunk 2077 использовали нейросеть JALI для липсинка персонажей на десяти языках, включая русский. Нейросеть анализировала, как должны двигаться губы при произношении того или иного слова, и изменяла лица персонажей в соответствии с тем языком, на котором они говорят.
Компания Ubisoft использует ИИ, чтобы сократить количество памяти, которое требуется для сглаживания анимации движения персонажей. Motion Matching — технология, которая делает плавными переходы из одной анимации в другую, благодаря чему картинка в игре становится более кинематографичной. Ее можно увидеть, например, в играх The Last of Us Part II и For Honor. Но для работы системы Motion Matching нужны большие объемы анимации — и, соответственно, солидный объем памяти. Ubisoft решает эту проблему с помощью Learned Motion Matching — несколько нейросетей обучают воспроизводить поведение традиционной технологии ММ. При этом памяти требуется в несколько десятков раз меньше, поскольку после обучения системе не нужно хранить данные об анимации. В результате у разработчиков игр появилась возможность создавать более сложные интерактивные сцены с множеством уникальных взаимодействий, не беспокоясь об ограничениях.
Promethean AI — стартап с корнями из СНГ, созданный белорусским разработчиком Андреем Максимовым. Это инструмент для создания 3D-контента в играх с помощью искусственного интеллекта. При заданных условиях ИИ сам создает игровой мир и расставляет объекты по карте. Программа может распознать голосовую команду и визуализировать то, что говорит художник: создать комнату с мебелью, которую можно передвигать мышкой, или постапокалиптический пейзаж. Нейросети рассчитывают правильное расположение 3D-объекта и накладывают на него тени.
Может ли нейросеть создать игру
В 2020 году ИИ GameGAN с нуля воссоздал игру Pac-Man за четыре дня. В авиасимуляторе Microsoft Flight Simulator с помощью нейросетей и данных карт Bing Maps удалось представить Землю, включая все страны, города и аэропорты. Несмотря на эти успехи, искусственный интеллект пока не может полностью самостоятельно создавать игры. Но нейросети могут освободить сотрудников игровых компаний от рутинной работы, и те смогут сосредоточиться на нетривиальных творческих задачах.
По мнению Вячеслава Уточкина, директора образовательных программ по игровой индустрии Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, рутинные задачи получится полностью отдать искусственному интеллекту уже в ближайшее время. Например, нейросети совершенствуются в переводе. Это значит, что скоро можно будет нанимать не переводчиков, а только редакторов, которые будут дорабатывать уже готовый перевод.
В будущем все больше внимания будет уделяться автоматизированному бета-тестированию игр. Тем не менее, сегодня в приоритете ручное тестирование, поскольку зачастую организация процесса с использованием искусственного интеллекта дороже, чем работа специалистов по ручному тестированию. Также ИИ сможет заменить специалистов технической поддержки, которые работают по скрипту. Этот тренд касается не только гейм-индустрии — на звонок в аэропорт или банк вам, скорее всего, тоже ответит робот.
Как нейросети помогают обходить правила
Стартап под названием Gosu.ai — тренировочная платформа и голосовой ассистент для игроков в соревновательные игры. Алгоритм анализирует, что происходит в игре, и дает подсказки, как победить: куда пойти, какой инвентарь купить и так далее. Эта технология помогает геймерам научиться оценивать свой вклад в игру и оптимизировать свои действия.
В 2021 году искусственный интеллект стали применять для создания читов. Новая программа использует ИИ для точного выстрела. Игрокам не нужно даже прицеливаться, чтобы выстрелить в противника — чит сам определяет оружие, находит соперника, анализирует его движения и стреляет. Обнаружить такой чит сложно, поскольку он не встраивается в программные файлы игры, а собирает информацию прямо с экрана. Единственный способ понять, что геймер использует чит — мгновенная реакция, на которую человек физически не способен.
Метавселенные и NFT: будущее гейминга
В мире метавселенных, разработкой которых активно занимаются Марк Цукерберг и Epic Games, каждому будет необходим аватар. Нейросети можно использовать для создания таких аватаров. Сейчас они уже работают похожим образом в мета-играх, где есть собственные вселенные: например, Roblox или Genshin Impact. В этих играх можно купить скины на оружие или одежду в специальных виртуальных магазинах. При этом, как считает Вячеслав Уточкин, метавселенные станут новой реальностью не через 3–5 лет, а скорее через 10–15 лет.
Можно выделить еще несколько тенденций развития индустрии гейминга:
- Стремительно растущий рынок. По данным сервиса Statista, на 2021 год количество геймеров по всему миру превысило 3 млрд человек, и этот показатель постоянно растет.
- Развитие мобильных игр. Благодаря нейросетям и технологии 5G скоро мобильные игры будут такими же качественными и популярными, как видеоигры для ПК и консолей. Например, Genshin Impact, главная игра 2020 года по версии Google Play и Apple, работает одинаково хорошо как на ПК, так и на смартфонах.
- Использование в играх технологий блокчейна и NFT. Одна из самых популярных NFT-игр — Waves Ducks, родом из России. В ней пользователь разводит уток на ферме, приобретая токены EGG, или «яйца», чтобы расширять свою ферму. Игроки могут покупать и продавать персонажей — для этого в игре предусмотрен NFT-маркетплейс.
- Подписочная модель монетизации. Ее уже внедряют Apple, Microsoft и Netflix, недавно добавивший видеоигры в свою библиотеку.