В исследовании (есть в распоряжении «РБК Трендов») приняли участие 1045 человек — представители компаний из разных отраслей и разных регионов России.
В 46% компаний отметили, что их сотрудникам из-за дефицита кадров на рынке труда приходится брать на себя больше обязанностей, что ускоряет их продвижение по службе. Кроме того, 41% работодателей чаще продвигают сотрудников, чтобы закрыть кадровые пробелы. При этом 14% считают, что кадровый дефицит замедляет карьерный рост, поскольку фокус смещается на удержание текущих позиций, а 18% не видят влияния нехватки кадров на решения о карьерном продвижении.
В большинстве компаний есть возможности для горизонтального роста (54%), что позволяет сотрудникам развиваться в рамках текущей должности или переходить на смежные позиции. Еще один популярный карьерный инструмент — это программы менторства и наставничества (36%), которые способствуют передаче знаний от более опытных коллег к новичкам. Кроме того, 32% компаний организуют обучение и занимаются профессиональным развитием персонала, а 21% разрабатывают индивидуальные планы карьерного развития.
Несмотря на разнообразие используемых инструментов, компании сталкиваются с рядом трудностей при реализации программ карьерного роста. Наиболее частые — недостаток бюджета (62%) и нехватка времени (52%). Также значительная часть респондентов отметила нехватку специалистов для реализации программ (38%) и сложности в оценке и отслеживании прогресса сотрудников (38%). Помимо этого, среди негативных факторов — недостаточная вовлеченность сотрудников (33%) и отсутствие интереса к программам развития со стороны руководства (10%).
Если говорить о дистанционной работе, то в 32% компаний удаленные сотрудники имеют меньше возможностей для карьерного роста. 18% респондентов отметили, что такие ограничения есть только для некоторых позиций. Тем не менее 27% компаний заявили, что формат работы не влияет на карьерные возможности.
Развитие цифровых технологий и ИИ также оказывают влияние на карьерные перспективы. Сотрудники с навыками в этой области имеют больше шансов на продвижение (38%). При этом 10% опрошенных считают, что внедрение ИИ сокращает карьерные возможности сотрудников. В то же время 52% компаний уверены, что эти факторы не оказывают существенного влияния на карьерный рост.