Тигры второй волны: как сегодня развивается Юго-Восточная Азия

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В последние годы Юго-Восточная Азия стала одним из мировых лидеров экономического роста. Что способствовало этому успеху и есть ли потенциал торгового сотрудничества России с этим регионом — в материале «РБК Трендов»

Содержание:

Азиатские тигры второй волны

Во второй половине прошлого столетия четыре азиатские страны и территории — Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг — стали одними из самых быстроразвивающихся экономик мира с ежегодным приростом ВВП в районе 7,5%. Для иллюстрации: если средний житель неазиатской страны в 1990 году был на 72% богаче, чем его родители в 1960 году, то по статистике рядовой кореец был богаче своих родителей на 638%. Из-за высоких темпов роста пресса окрестила эти государства «четырьмя азиатскими тиграми».

В последние годы журналисты и экономические обозреватели стали писать о появлении «новых азиатских тигров» или «азиатских тигров второй волны», под которыми понимаются страны Юго-Восточной Азии, а точнее страны региональной межправительственной организации Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, Association of South East Asian Nations, ASEAN), объединяющей Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Именно они в последние годы показывают очень высокие темпы роста.

По данным МВФ, в 2024 году рост ВВП южноазиатских стран составит примерно 4,6%, такие же темпы роста сохранятся и в 2025 и 2026 годах. Для сравнения: в США прогнозируется рост в 2,6%, а в ЕС — 1%. В экономическом обзоре, подготовленном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), также отмечается, что в 2024 году регион может рассчитывать на рост прямых иностранных инвестиций, усиление внутреннего спроса и расширение торговли с другими странами.

О том, что прогнозы оказываются верны, можно судить по некоторым итогам первого квартала 2024 года: например, экспорт Вьетнама вырос на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а на Филиппинах наблюдался подъем экспорта на 7,5%.

Экономическое процветание способствует росту доходов населения: в 2022 году количество представителей среднего класса в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Таиланде и Вьетнаме в совокупности выросло на 50 млн человек, то есть происходит постоянное увеличение числа экономически активных жителей.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Океан раздора: кто и как конкурирует в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Драйверы роста

В аналитических обзорах, посвященных экономическому процветанию стран АСЕАН, фигурирует множество факторов роста. Выделим ключевые.

Демография и рынок труда

Одним из основных факторов экономического успеха стран АСЕАН стала ситуация на рынке труда.

Как пишут эксперты МВФ, на конец 2018 года страны АСЕАН занимали третье место в мире по численности населения — примерно 640 млн жителей, причем более половины из них моложе 30 лет. Большое количество молодых людей на рынке труда приводит к снижению стоимости рабочей силы, что привлекает крупные транснациональные компании, открывающие свои производства в регионе. Например, 21% из опрошенных банком HSBC бизнесменов, желающих открыть бизнес в странах Юго-Восточной Азии, говорят о низкой стоимости рабочей силы как ключевом факторе привлекательности этого региона.

В это время в Китае, куда долгие годы европейские и американские фирмы переносили производства, в последние десятилетия зарплаты выросли в два раза. В среднем зарплата до уплаты налогов там составляет примерно $1 тыс. в месяц, тогда как в Индонезии — $197, на Филиппинах — $312, а в Камбодже — $279. В июле 2024 минимальная заработная плата по всему Вьетнаму увеличилась в среднем на 6%. В крупных городах, таких как Ханой и Хошимин, рабочие теперь получают $193 в месяц, что примерно на 80% больше, чем десять лет назад.

Екатерина Колдунова, директор Центра АСЕАН МГИМО:

«Сейчас действительно происходят довольно динамичные процессы переноса сборочных производств с территории материкового Китая в Юго-Восточную Азию. Они идут в русле стратегии «Китай+1». Она была заявлена США, Японией, Южной Кореей еще на волне пандемии, а сейчас по факту обусловлена стремлением этих стран снизить зависимость производственных цепочек своих компаний от КНР, тем самым лишив Китай ряда конкурентных преимуществ. В результате страны Юго-Восточной Азии оказываются в очень выгодном положении — в силу достаточно низкой стоимости рабочей силы в ряде стран региона и близости к Китаю туда переносят свои производства и страны так называемого «коллективного Запада», и сам Китай, стремящийся обойти экономические ограничения США и ЕС».

На этом фоне в регион активно приходят компании по производству автомобилей, в том числе работающих на альтернативных источниках питания, бытовой техники, полупроводников.

Современные технологии

У многих страны Юго-Восточной Азии, помимо туризма, прочно ассоциируются с сельским хозяйством, то есть с «простой» экономикой — еще в 1980 годы доля сельского хозяйства в региональном ВВП достигала примерно 25%, в основном за рубеж поставлялись рис, кукуруза, фрукты. Однако сегодня на сельское хозяйство и рыболовство приходится только 9,8% регионального ВВП, а все большую роль играют сложные производства — от автомобилей и электросамокатов до смартфонов и спутников, и эта трансформация экономики началась не вчера.

Сборка риса в деревне Динтор, Индонезия
Сборка риса в деревне Динтор, Индонезия (Фото: CGIAR)

Екатерина Колдунова обращает внимание, что еще с 1970-х экономический подъем региона был обусловлен во многом созданием здесь сборочных производств (сначала автомобильных, потом в области информационно-коммуникационных технологий) западных транснациональных компаний.

Екатерина Колдунова:

«В отдельные годы можно было наблюдать любопытный парадокс: например, при расходах на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — «РБК Тренды») на Филиппинах в объеме 0,02-0,1% ВВП доля высокотехнологичных товаров в структуре экспорта могла достигать 70%. Технологическая база для такого производства, конечно, не была местной. Например, национальный малайзийский автомобильный бренд «Протон» создавался на японской технологической базе».

Сегодня регионом продолжают интересоваться крупные компании. Samsung инвестировала значительные средства в свою крупнейшую производственную базу во Вьетнаме, что позволило снизить издержки и улучшить логистику. Apple активно увеличивает число заводов в странах Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам и Таиланд, стремясь диверсифицировать производство и снизить зависимость от Китая.

На примере стран Восточной и Юго-Восточной Азии эксперты показывают, как развивается технологический прогресс: сначала в регион приходят иностранцы со своими технологиями и менеджментом, а через некоторое время местные кадры становятся достаточно квалифицированными, чтобы начать свой собственный бизнес. Сначала новые компании предлагают продукцию не очень высокого качества на местном уровне, но потом, по мере внедрения зарубежных технологий и практик управления, могут начать конкурировать с международными фирмами с потенциалом выхода на другие страны.

Подобное развитие наблюдается в странах АСЕАН. Например, в Малайзии собственные автомобильные бренды занимают лидирующие позиции по продажам: первое место у компании Perodua, второе — у Proton, и лишь третье — за японской Honda. Постепенно национальные производители начинают выходить за пределы местных рынков — автомобильный бренд Perodua объявил о планах увеличить в 2024-м экспорт своих машин на 79% по сравнению с предыдущим годом, что может говорить об интересе иностранных покупателей.

Автомобиль Axia компании Perodua
Автомобиль Axia компании Perodua (Фото: Perodua)

Еще одно многообещающее направление — цифровая экономика. С 2016 года в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме в два раза выросло число интернет-пользователей. В результате спрос на цифровые продукты и услуги растет большими темпами. Ожидается, что к 2030 году стоимость товаров и услуг, продаваемых на цифровых платформах Юго-Восточной Азии, достигнет $1 трлн.

Однако на пути к максимизации положительных эффектов цифровой трансформации экономик АСЕАН есть сложности. Одна из основных заключается в том, что по мировым меркам у достаточно большого числа жителей до сих пор нет доступа к интернету — только 70% населения пользуются всемирной паутиной. Для примера: в России к концу 2024 года около 90% домохозяйств будут иметь широкополосный доступ, а пользуются сетью примерно 80%. В США около 95% населения имеют доступ к интернету.

Наличие доступа — это необходимый, но не единственный шаг для построения развитой цифровой экономики. Чтобы не только потреблять информацию из сети, но и работать удаленно, создавать онлайн-проекты, покупать через интернет, важна цифровая грамотность, уровень которой в отдельных странах АСЕАН достаточно низкий.

Отчет ЮНИСЕФ показал, что более половины молодых людей в возрасте 10-24 лет, или 61%, не обучаются цифровым навыкам в школах.

Индустрия 4.0 Как работает мировой интернет

Туризм

Не менее важный фактор экономического роста — туризм, который способствует расширению рынка услуг и стимулирует появление новых рабочих мест.

По состоянию на 2019 год туристический сектор обеспечивал 11,7% общерегионального ВВП и был источником работы для более чем 41 млн человек — это 13,2% рабочих мест в масштабах всей ЮВА.

Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения обрушили этот сектор: если в 2019 году отрасль принесла региону порядка $379 млрд, то в 2020 году — лишь $180 млрд. В 2022 году ситуация начала постепенно восстанавливаться, однако на конец 2023 года доходы от туризма достигли лишь 73% от допандемийного уровня.

Если не считать внутрирегиональный туризм, то чаще всего туристы приезжают в государства АСЕАН из Китая, Южной Кореи и ЕС — 8,2%, 8,1% и 6,9% от всего турпотока за первую половину 2023 года. Наиболее популярные у туристов страны региона — Таиланд, Вьетнам и Сингапур, а самые привлекательные города Юго-Восточной Азии, по подсчетам системы Mastercard, — Бангкок и Куала-Лумпур.

Страны Юго-Восточной Азии остаются привлекательным местом для туристов не только в силу теплого климата и природных красот, но и во многом благодаря ценам на отдых. Например, в рейтинге наиболее выгодных направлений для туризма в 2024 году, подготовленном почтовой службой Великобритании, 4 из 15 находятся в странах АСЕАН, а вьетнамский город Хойан занимает в нем первое место.

Город Хойан, Вьетнам
Город Хойан, Вьетнам (Фото: Viet Nam National Authority of Tourism)

Еще один секрет успеха у туристов — относительная легкость визовых процедур.

В ежегодном докладе Всемирной туристской организации, посвященном визовой политике разных государств, особенно подчеркивается, что Азия и Океания являются одним из лидирующих в мире регионов по отказу от бюрократических процедур для приезжающих.

«При более детальном изучении субрегионов выясняется, что Юго-Восточная Азия входит в число мест с наиболее благоприятными условиями для путешествий. По состоянию на 2023 год 24% населения планеты могут въехать в страны АСЕАН без визы, 36% имеют право на получение визы по прибытии, 19% могут подать заявление на получение электронной визы и только 21% необходимо получить традиционную визу перед поездкой в Юго-Восточную Азию», — укащано в докладе.

Фото:Freepik
Зеленая экономика Что такое экотуризм и почему это основной тренд путешествий XXI века

Потенциальные риски

В посвященном региональным экономикам докладе ОЭСР констатируется, что в целом страны АСЕАН «демонстрируют стабильность, так как их экономики двигает вперед рост внутреннего и межрегионального спроса, а также растущий, в основном за счет туризма, сектор услуг», однако регион не лишен рисков, способных подорвать успехи последних лет.

Природные катаклизмы

Эксперты Всемирной метеорологической организации подчеркивают, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности Юго-Восточной Азии, сильно подвержены изменению климата. Потепление в Азии происходит быстрее, чем в других регионах. Скорость повышения температуры почти удвоилась по сравнению с периодом 1961-1990 годов.

Ученые из университета Кобе проанализировали динамику природных катастроф в регионе за последние десятилетия: в 1990-х наводнения происходили значительно реже, но к 2010-м их число возросло до 10-25 случаев в год, а ущерб от них стал гораздо больше; число штормов увеличилось незначительно, но они стали гораздо разрушительнее.

«По данным Международной базы данных о чрезвычайных ситуациях, в 2023 году в Азии (включая Индию, Китай и Юго-Восточную Азию. — «РБК Тренды») произошло в общей сложности 79 бедствий, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями. Из них более 80% были связаны с паводками и штормами, в результате которых погибло более 2 тыс. человек и пострадали 9 млн человек. Несмотря на растущий риск для здоровья, связанный с экстремальной жарой, о смертности от жары часто не сообщается», — отмечают эксперты.

Среднее количество ежегодно фиксируемых природных бедствий и их экономический ущерб в странах Юго-Восточной Азии, Китае и Индии
Среднее количество ежегодно фиксируемых природных бедствий и их экономический ущерб в странах Юго-Восточной Азии, Китае и Индии (Фото: EM-DAT)

На Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) приходится большая часть глобальных перемещений населения в результате стихийных бедствий, о чем говорится в докладе Центра мониторинга внутренних перемещений. В 2010-2021 годах было зарегистрировано 225,3 млн случаев внутренних перемещений в странах АТР, при этом около 30% от этого числа пришлось на членов АСЕАН. Выплата компенсаций жертвам, восстановление инфраструктуры — все эти расходы ложатся на национальные бюджеты.

В 2004-2014 годах регион понес финансовые потери в размере $91 млрд от тайфунов, штормов, наводнений, засухи и землетрясений.

Воплощение негативного сценария (повышение температуры на 3,2 °C), который просчитывали аналитики швейцарской страховой компании Swiss Re, приведет к тому, что страны АСЕАН потеряют около 37% ВВП к 2048 году. В подготовленном Азиатским банком развития базовом сценарии развития местных экономик говорится, что к 2100 году ущерб от изменения климата в Юго-Восточной Азии может достичь 11% ВВП.

Прежде всего природные катаклизмы приводят к уничтожению урожая, и цены на продовольствие растут. Считается, что в отдельных странах колебание температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана приводит к повышению цен на отдельные продукты на 4%.

Наконец, из-за повышения уровня мирового океана некоторые крупные прибрежные города, такие как Бангкок и Манила, находятся в зоне подтопления. Если прогнозы ООН окажутся точными, то некоторые районы Хошимина и Бангкока могут оказаться под водой к 2050 году. Миллионы людей в дельте Меконга во Вьетнаме рискуют потерять жилье и покинуть прибрежные районы.

Футурология Год за годом: что будет с городами, если человечество исчезнет

Закредитованность населения

Еще один источник потенциальных проблем — серьезная закредитованность корпоративного сектора и местного населения, на что обращают внимание эксперты ОЭСР.

В материале отраслевого СМИ The Banker отмечается, что на весну 2023 года совокупный корпоративный долг стран АСЕАН составляет 80,7% от регионального ВВП, что считается высоким показателем по мировым стандартам (в России, например, 72%, а в США 78%). Риски для региональных экономик увеличиваются на фоне повышения ключевой ставки: компании рискуют просто не рассчитаться по долгам.

Особенно выделяются Таиланд и Вьетнам, где корпоративный долг начал расти ускоренными темпами после пандемии COVID-19. В частности, во Вьетнаме доля корпоративного долга в ВВП приближается к 75-80% по сравнению с 70% в допандемийную эпоху.

Не лучше ситуация обстоит и с закредитованностью домохозяйств в отдельных странах — в Таиланде долги по потребительским кредитам достигли почти 92% от уровня национального ВВП — это самый высокий показатель среди участников АСЕАН. В Малайзии уровень закредитованности достигает 68,5%, в Сингапуре — 46,4%, в Индонезии — 16%. В Еврозоне отношение суммы кредитов домохозяйств к национальному ВВП составляет 54,4%.

Эксперт Нико Валкс объясняет, что на краткосрочной дистанции эффект от высокой закредитованности населения может быть даже положительным: сначала домохозяйства берут больше кредитов для покупки новых домов и автомобилей, что дает краткосрочный импульс экономике, ведь продается больше товаров и услуг, производители и строители нанимают больше рабочих, растут инвестиции.

Но затем приходит время платить по счетам, и домохозяйства вынуждены сокращать расходы, чтобы погашать кредиты и накопившиеся проценты, что замедляет экономический рост. Как показал кризис 2008 года, внезапные экономические потрясения, такие как падение цен на жилье, могут вызвать цепочку дефолтов, потрясающих финансовую систему. Экономические «черные лебеди» могут быть более чувствительными для жителей развивающихся стран, в том числе АСЕАН, потому что у них высокая процентная ставка по сравнению с развитыми государствами Запада, где тоже может быть высокая закредитованность населения.

Геополитическая напряженность

Еще одним поводом для беспокойства является усиливающееся противостояние Китая и США. С одной стороны, страны АСЕАН, стараясь придерживаться нейтральной позиции, используют свое положение для получения значительных выгод от геополитической напряженности. Например, от реализации стратегии «Китай+1», замысел которой состоит в переносе европейских и американских цепочек производств из Китая в другие страны, чтобы в случае еще большей деградации китайско-американских отношений бизнес понес меньше убытков.

С другой стороны, растущие притязания Китая на острова в Южно-Китайском море делают отношения в регионе все более напряженными.

В декабре 2023 года в Южно-Китайском море произошел инцидент — китайская береговая охрана использовала водометы против филиппинских рыболовов, обвинив власти соседней страны в провокации и нарушении своих территориальных вод. Этот спор стал наиболее серьезным в серии столкновений за последние месяцы, особенно с учетом того, что США, Австралия, Великобритания, Канада и Япония открыто поддержали Филиппины.

Корабли береговой охраны КНР применяют водометы против кораблей Филиппин
Корабли береговой охраны КНР применяют водометы против кораблей Филиппин (Фото: The New York Times)

По мнению политолога Томаса Дэниела, после окончания холодной войны регион мог пользоваться «молчаливым согласием» США и Китая на создание собственной архитектуры безопасности и экономических институтов, однако в ближайшее время ситуация может радикально измениться.

«Если США и Китай решат, что им нужно распространить свое влияние на АСЕАН или ее государства-члены любой ценой, эту региональную организацию ждет тяжелое будущее, вплоть до риска необратимого развала. Захотят ли внешние партнеры АСЕАН сотрудничать с региональной организацией, которая станет инструментом в руках крупных держав? Будут ли государства-члены АСЕАН инвестировать в организацию, которая может поставить под угрозу их собственные национальные и региональные интересы? Перед АСЕАН замаячил неудобный вопрос: даже если она сидит за рулем, является ли она владельцем автомобиля или простым шофером?» — задается вопросами специалист по международным отношениям.

Схожий взгляд на потенциальные риски китайско-американского противостояния у Владимира Шерова-Игнатьева, кандидата экономических наук, доцента кафедры мировой экономики СПбГУ. В разговоре с «РБК Трендами» он отметил, что «экономики стран Юго-Восточной Азии довольно тесно интегрированы в технологические цепочки как с Китаем, так и с США. Поэтому компании из стран АСЕАН, конечно, несут косвенный ущерб от повышения тарифов во взаимной торговле». Особенно издержки увеличатся при возможном переходе конфликта в военную плоскость.

Россия и АСЕАН: не только туризм

В последние годы, особенно по мере ухудшения отношений со странами Европы и США, в российском публичном дискурсе все чаще обсуждается поворот страны на Восток. Трансформация внешнеторговых отношений достаточно заметна: экономические индикаторы свидетельствуют о наращивании торговых отношений со странами Востока, особенно с Китаем. По данным Федеральной таможенной службы, за прошлый год на торговлю со странами Азии пришлось 74% торгового оборота, хотя раньше Россия в основном экспортировала товары в ЕС — например, в 2019 году доля европейских государств достигала 37,5%. Сегодня первое место занимает Китай, затем идут Индия и Турция, европейских стран в первой пятерке торговых партнеров больше нет.

Но в первой десятке наиболее важных торговых партнеров России нет ни одной страны АСЕАН. Россия же традиционно оказывается в самом конце десятки ключевых торгово-экономических контрагентов АСЕАН, существенно уступая в объемах торгового оборота и инвестиций Китаю, США, Японии, Южной Корее и Индии. Какие сферы развиваются активнее всего?

В первую очередь речь, конечно, о туризме. В последние годы россияне все чаще рассматривают регион в качестве привлекательного направления для отдыха. Согласно данным Ассоциации туроператоров, по итогам марта 2024 года Таиланд посетили 205 197 туристов из России — это на 14,7% больше, чем в марте 2023 года. Всего же за первых три месяца 2024 года Таиланд принял уже 622 813 россиян — рост на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Запуск в 2023 году прямых рейсов из России во Вьетнам привел к росту турпотока в три раза по сравнению с 2022 годом.

На этом фоне страны АСЕАН продолжают упрощать визовые процедуры для прибывающих туристов, включая россиян. В июле 2023 года Мьянма ввела безвизовый режим на 30 дней для туристов и бизнесменов. В апреле 2024 года Таиланд продлил до 31 июля программу безвизового пребывания россиян на территории королевства в течение 60 дней. В ноябре 2023 года Шри-Ланка начала пилотный проект по выдаче бесплатных электронных туристических виз для граждан России, Китая, Индии, Малайзии, Японии, Таиланда и Индонезии.

Еще один вектор развития — кооперация в сфере энергетики. Компания «Новатэк» намерена развернуть проекты по сжижению газа во Вьетнаме. Кроме того, Россия совместно со Вьетнамом изучают и реализуют инициативу по созданию Центра ядерных наук и технологий в этой стране при поддержке российской группы «Росатом».

20 июня 2024 года также стало известно, что российская компания «Зарубежнефть» получила инвестиционную лицензию на разработку шельфовой зоны Вьетнама. По заявлению генерального директора компании Сергея Кудряшова, «Зарубежнефть» намерена создать газовый кластер на своих приеприятиях во Вьетнаме и Индонезии, вблизи нефтяных месторождений. Также компания изучает возможность возведения во Вьетнаме офшорного ветропарка.

«Россия традиционно поставляла в страны Юго-Восточной Азии нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, продукцию черной металлургии и другие товары. Импорт топлива со скидками в интересах этих стран, и он растет, как и поставки минеральных удобрений. Полагаю, что эти направления останутся приоритетными в торговых отношениях со странами АСЕАН», — комментирует перспективы торгового сотрудничества Владимир Шеров-Игнатьев из СПбГУ.

Эксперт подчеркивает, что страны АСЕАН, будучи экспортоориентированными экономиками, заинтересованы в расширении рынков сбыта своей продукции, однако в ближайшее время ждать подписания соглашения о свободной торговле не приходится, да и «в целом РФ больше заинтересована в связях с АСЕАН, чем страны АСЕАН — в связях с Россией».

Более оптимистично на развитие торговых отношений России и стран АСЕАН смотрит Екатерина Колдунова, пояснившая, что российские компании могут воспользоваться ситуацией, чтобы открыть свои производства в регионе, так как это облегчит экспорт в третьи страны. Кроме того, поскольку регион экономически растет, его население увеличивается, а потребительские ориентации меняются по мере постепенного расширения среднего класса, это еще и достаточно перспективный рынок.

«Вместе с тем, следует понимать, что это высококонкурентный рынок, и тем, кто соберется с ним работать, требуется запастись терпением и хорошо понимать и этот регион, и перспективы его развития, и его сложности», — резюмирует Колдунова.

Обновлено 03.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть