Ежемесячная аудитория Telegram насчитывает 900 млн пользователей, а мессенджер входит в десятку самых популярных приложений соцсетей и находится на четвертом месте среди самых используемых мессенджеров в мире. Рост популярности и регулярное появление новых опций делают Telegram привлекательным для предпринимателей и компаний. «РБК Тренды» разбирались, как использовать мессенджер и что он дает бизнесу.
Бизнес-аккаунт Telegram: что это
Telegram для бизнеса — это новые функции в рамках подписки Premium, которые позволяют превратить обычный аккаунт мессенджера в бизнес-версию. Так, можно добавить часы работы и адрес компании, быстрые ответы, автоматические сообщения, поддержку чат-ботов и многое другое.
Подписка Telegram Premium стоит ₽299 в месяц или ₽1990 в год. Бизнес-функции представили в марте 2024 года. О стоимости отдельной подписки для бизнеса и сроках ее доступности пока не сообщалось. Однако все функции уже можно протестировать бесплатно в аккаунте с Premium.
Возможности Telegram для бизнеса
Эти функции в Telegram позволяют бизнесу решать целый ряд задач вне зависимости от его размеров, аудитории и количества сотрудников.
Автоматизация процессов
С помощью мессенджера можно автоматизировать процессы приема и обработки заявок, поддержки клиентов и другие. Для этого используются чат-боты, которые реагируют на запросы пользователей посредством команд и автоматически выдают нужную информацию. Чтобы создать бот, нужно найти @BotFather в поиске Telegram и ввести в диалоговом окне «/newbot». После этого потребуется выбрать ему имя и уникальное название для ссылки на латинице, а BotFather выдаст токен готового бота. Перейдя по ссылке в бот, можно добавить описание, фото и другие детали.
Продвижение бизнеса
Для продвижения в Telegram используются каналы. Ссылки на них можно размещать в рекламных постах у партнеров. Кроме того, в обновлении мессенджера в апреле 2024 года появилась опция рекомендованных каналов. Они показываются в меню поиска в новой вкладке «Каналы», а список рекомендаций формируется на основе интересов пользователя.
Чтобы создать канал, нужно:
- в профиле перейти в раздел с сообщениями и кликнуть по значку с карандашом в правом нижнем углу, выбрать «Создать канал»;
- добавить название и короткое описание, выбрать тип канала — публичный или частный, задать ссылку на него латинскими буквами и нажать «Далее».
Публичный канал доступен через поиск, а подписаться на него могут все желающие. Частный же требует перехода по ссылке-приглашению.
Общение с клиентами
Для коммуникации с клиентами в Telegram подойдут публичные групповые чаты. Там пользователи могут задавать вопросы и делиться опытом, а компания может выкладывать посты с новой информацией и создавать опросы. Количество участников таких групп может достигать 200 тыс. человек, а администраторам предлагаются удобные инструменты массовой модерации.
Чтобы создать такую группу, нужно:
- в окне с чатами выбрать значок карандаша;
- выбрать «Создать группу»;
- задать название, ввести описание, выбрать фото, настройки реакций, разрешений и т.д.
После этого можно поделиться ссылкой на группу в своем канале и на других ресурсах. Она будет доступна также через общий поиск в мессенджере.
Коммуникация между сотрудниками
Для общения с коллегами в Telegram подойдут частные группы. Благодаря кроссплатформенности мессенджера их можно открывать с разных устройств (смартфоны, ПК, планшеты), а пользователи могут упорядочивать чаты по папкам — например, создать отдельную для рабочих, чтобы не терять важные переписки в общем потоке. Кроме того, в чатах можно отслеживать, кто просмотрел сообщения.
Алгоритм создания приватного чата аналогичен публичному за одним исключением — нужно выбрать в списке контактов его участников и задать тип. Для обмена важной информацией можно воспользоваться функцией секретного чата в том же меню. Сообщения из него не хранятся на серверах Telegram, а также в чате нельзя пересылать сообщения и файлы и делать скриншоты экрана. Такой чат при удалении невозможно восстановить.
Как подключить Telegram для бизнеса
Чтобы создать бизнес-аккаунт, нужна подписка Telegram Premium. Поскольку такой аккаунт привязывается к основному (личному), то для работы можно завести отдельный персональный аккаунт.
Чтобы подключить бизнес-функции:
- переходим в настройки профиля;
- выбираем «Telegram для бизнеса»;
- используя соответствующие кнопки, настраиваем адрес и часы работы, быстрые ответы и приветствия, ссылки на чат и другие опции.
При работе с бизнес-функциями нужно учитывать, что у Premium-пользователей не отображается реклама. Поэтому для просмотра собственных объявлений можно включить ее показ.
Чтобы оформить платную подписку в мессенджере, нужно зайти в настройки мессенджера и выбрать пункт Telegram Premium. Там же доступен список всех доступных функций и информация о продлении подписки. Пополнить счет можно, следуя командам в боте @PremiumBot.
Нужен ли Telegram бизнесу: плюсы и минусы
Мессенджер предлагает бизнесу ряд преимуществ по сравнению с другими социальными сетями.
Кроссплатформенность
Бизнес-аккаунт может быть активным на нескольких устройствах одновременно, что обеспечивает обновления в реальном времени на всех платформах. Это идеально подходит для команд, которым требуется постоянное общение независимо от местоположения, например, отделам продаж и поддержки клиентов.
Отсутствие верификации по номеру телефона
В Telegram используются имена, а не номера телефонов. Это упрощает компаниям поиск и расширение базы клиентов. В свою очередь, общедоступный канал с релевантными ключевыми словами в названии и описании может привлечь новую аудиторию через поиск, что потенциально снижает затраты на рекламу.
Разные каналы связи
Телеграм-каналы не предполагают общения с пользователями, а в группах можно настроить модерацию сообщений и реакций. Это помогает бизнесу эффективно разделить способы коммуникации, чтобы не упускать важную обратную связь.
Большой объем бесплатного хранилища
Telegram предлагает собственное облако для передачи разных типов файлов, в том числе длинных видео размером до 2 Гб. Это позволяет размещать рекламные материалы разных форматов в высоком качестве.
API с открытым исходным кодом
API (аппаратно-программный интерфейс) Telegram для бизнеса позволяет интегрировать инструменты бизнес-аналитики, CRM и ERP, чат-ботов и даже варианты оплаты.
Боты
Телеграм-боты позволяют автоматизировать рутинные задачи, в том числе рассылки сообщений, базовую поддержку клиентов и многое другое. Такие боты работают круглосуточно и легко масштабируются, если растет число клиентов. Кроме того, они позволяют собирать данные от клиентов — отзывы и ответы на опросы — автоматически. Благодаря инструментам ИИ ботов можно персонализировать для разных клиентов.
Недостатки Telegram для бизнеса
Ограниченность рекламных возможностей
Изначально у мессенджера не было своей рекламной платформы, а соответствующий функционал только начинают развивать. По этой причине настроить таргетированную рекламу в Telegram не так просто, как в других соцсетях. Возможности платформы Telegram Ads ограничены — рекламу можно показывать в открытых каналах с более чем 1 тыс. подписчиков. Пока единственный доступный формат объявлений — текст с кнопкой, по клику на которую можно перейти в канал, бот или к посту, но не по внешней ссылке. Кроме того, Telegram Ads не показывает информацию об интересах, местонахождении, семейном положении подписчиков и т.д. Это затрудняет анализ аудитории.
Дороговизна рекламы
Минимальный бюджет для размещения в Telegram Ads больше, чем на других рекламных платформах, — он должен быть не менее €2 млн. Однако можно запускать рекламу в Telegram через сторонние сервисы, и тогда она будет стоить от €1,5.
Техническая поддержка бизнеса
Telegram пока не предлагает опцию специальной поддержки для компаний и рекламодателей, а техподдержка пользователей зачастую ограничивается ответами ботов.
Недостаточное число интеграций
В настоящее время мессенджер не поддерживает достаточно большое количество сторонних интеграций, которые играют важную роль при работе с рекламными платформами и сервисами маркетинга.
Преимущества бизнес-аккаунта Telegram
Владельцы бизнеса могут воспользоваться фирменными функциями Telegram, которые недоступны в других мессенджерах. Среди них:
- Часы работы и адрес. Эти данные можно указать в профиле, а также отметить местоположение компании на карте. Опция «Нет на месте» позволяет настроить автоматическое сообщение о нерабочих часах или отпуске.
- Интерфейсы новых чатов. В каждую новую беседу можно добавить собственный текст и стикер, например разместить информацию о товарах или стикер с символикой бренда. Также можно настроить приветствия — сообщения, которые будут отправляться всем новым пользователям. В них можно дать ответы на часто задаваемые вопросы или указать информацию о компании.
- Быстрые ответы. В мессенджере поддерживаются команды для отправки шаблонов сообщений с поддержкой форматирования текста, ссылками, стикерами, медиа и файлами.
- Метки для чатов. Им можно присваивать название и цвет, а затем назначать как теги любому чату в списке. Метки появляются как цветные маркеры у названия.
- Ссылки на чат. Их можно связать со своим бизнес-аккаунтом — и размещать, например, в виде кнопки «Забронировать столик» или «Узнать статус заказа». Ссылки работают на других платформах в разных форматах — от обычного до QR-кода.
- Чат-боты для бизнеса. К аккаунту можно подключить ботов, которые будут анализировать сообщения и отвечать на них. При этом их работу можно ограничивать — например, добавить в исключения всех пользователей из списка контактов или разрешить боту отвечать только на новые чаты. При создании ботов можно использовать инструменты искусственного интеллекта, а также внедрять сторонние инструменты через API Telegram.