Исследование среди пользователей сервиса «Гараж Авто.ру», показало, что 85% россиян, пересевших на автомобили китайских марок с других брендов остались довольны своим выбором. При этом многих из них впечатлили не только дизайн, стоимость и доступность сервиса, но и технологическое оснащение новых машин.
Усталость металла и трудности перевода
Массовый выход китайских автобрендов на российский рынок показал, что технологический уровень Geely, Chery и Omoda ничуть не ниже, чем у «немцев» — на это, в частности, обратили внимание 45% респондентов нашего недавнего исследования. Действительно, купив новый премиальный BMW пользователь получит все тот же набор действительно крутых и полезных опций вроде камер кругового обзора, десятка и более подушек безопасности, качественных тачскринов и дружелюбного интерфейса, высокого уровня коннективити с другими гаджетами и так далее.
Разница, очевидно, в цене: новые автомобили премиальных европейских брендов для большинства россиян стали практически недоступны еще в начале пандемии, когда оборвались прежние логистические цепочки. Многие автолюбители до сих пор не могут свыкнуться с мыслью, что даже на вторичном рынке популярные модели давно полюбившихся им иностранных марок стремительно подорожали.
Позволить себе такую покупку, разумеется, может далеко не каждый. Но сформированные устойчивые связи с премиальными автобрендами мешают многим людям посмотреть на рынок несколько шире — и ведут их по пути мнимого сокращения издержек.
Это и приводит к тому, что средний возраст автопарка в стране начинает заметно расти (в 2022-м он достиг 15 лет) — и все чаще, особенно в регионах, можно наблюдать, выбор в пользу автомобиля более высокого класса, но возрастом от 10 лет, вместо привычного нового масс-маркета, взятого в кредит.
При этом российские потребители в определенной степени опережают остальной мир по темпам принятия новых марок и продуктов. Сначала это произошло с корейскими брендами, которые меньше чем за 10 лет вырвались в лидеры продаж, сегодня их место заняли бесчисленные китайские производители. Результаты исследования показывают, что большинство пересаживается в новый китайский автомобиль с продукции «АвтоВАЗа». Автомобиль, выпущенный 7–10 лет назад, даже в близкой к максимальной комплектации не сможет предложить водителю того набора опций, который сейчас доступен в базе многих китайских авто.
Три самые продаваемые иностранные модели в этом году — Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro Max и Geely Coolray — в каждой из которых даже в базовой комплектации установлено минимум четыре подушки безопасности, большая цифровая сенсорная панель для управления всей начинкой авто. Стоит добавить немного денег, и в оснащении появляются современные турбомоторы, трансмиссии, светодиодная оптика и комплексы активной безопасности. Причем эти автомобили оказываются дешевле европейских аналогов с пробегом как в момент покупки — благодаря рассрочкам и другим программам финансирования — так и в последующем сервисном обслуживании, включая страховое покрытие.
Важно, что такие успехи показывают автобренды, пропустившие всю автомобильную эволюцию прошлого столетия. Некоторые из них еще не полностью решили проблемы роста, вроде качества защиты и окраски кузова, но уже сейчас предлагают рынку действительно передовые и высокотехнологичные автомобили-гаджеты с приемлемой себестоимостью, а значит — более выгодными коммерческими предложениями, чем у конкурентов.
Но все же нужно понимать, что далеко не все модели, выходящие на наш рынок, адаптированы к нему и могут предложить необходимый уровень комфорта. Этого можно ждать только от тех брендов, которые уже несколько лет представлены в России или у которых есть локальное производство. Дело в том, что новые модели требуют существенных инвестиций в адаптацию к российским условиям эксплуатации, обучение персонала СТО и автодилеров.
Некоторые китайские модели авто не дотягивают и по технической локализации. Есть и такие, кто вовсе не утруждает себя переводом меню и в лучшем случае привозят машины в стандартной версии на английском, не говоря уже о функции голосового управления. В каких-то моделях подвеска не соотносится с российскими реалиями, где-то — мощность двигателя, из-за чего возникают проблемы с налогообложением и так далее.
Впрочем, главная загвоздка состоит в том, что большинство этих автомобилей изначально предназначены только для китайского рынка, который можно честно назвать вполне специфичным — там люди относятся к автомобилям как к гаджетам и не рассчитывают на срок службы более 3–5 лет. Они знают, что через несколько лет пересядут на более современную, более прокачанную модель, а эта машина пойдет в утиль. Никто в Китае не собирается ездить на этих машинах 10–15 лет. Поэтому, выбирая китайский автомобиль, нужно принимать в расчет все эти нюансы и покупать именно те, которые разрабатываются под внешний рынок и соответствуют ожиданиям потребителей.
Почему китайские бренды укрепляются на российском рынке
Важно понимать, что эпоха развивающегося потребрынка в России продолжается, и это хорошо видно по тому, как меняется отношение людей к электронике. Если раньше люди выбирали в основном между iPhone и Samsung, не воспринимая всерьез китайские смартфоны, то сейчас одним из лидеров рынка стал Xiaomi — стильный, надежный, интересный с точки зрения дизайна. Сам бренд настолько хорошо продается, что его у нас уже знают не только по смартфонам, но и по другим видам бытовой техники — роботам-пылесосам, электрическим отверткам и системам умного дома.
Абсолютно то же можно сказать и про китайские автобренды. Постепенно, но очень быстро, они приживаются на российском рынке и выходят на него все более широким модельным рядом — Geely представлен шестью моделями, а не тремя, как еще три года назад, Changan привез пять новых моделей всего за четыре месяца. Рост спроса на них вполне можно назвать лавинообразным, причем он определенно превышает предложение. Так происходит в том числе благодаря тому, что китайские автобренды активно вкладываются в коммуникацию, разрушая стереотип о низком качестве китайских товаров. По части техники китайские автомобильные производители тоже не отстают от европейских, американских или японских конкурентов. Дело в том, что большинство узлов и агрегатов в современной автомобильной промышленности значительно унифицированы — гораздо дешевле и надежнее купить готовую запчасть или систему у лучшего поставщика на рынке, чем пытаться с нуля создать собственную. Например, какой бы автомобиль вы ни купили, скорее всего производителем коробки передач будет одна из этих компаний: Aisin, ZF, Jatco. При этом многие комплектующие уже производятся локальными китайскими компаниями, особенно в части электроники — и это помогает дополнительно удешевить производство новых авто.
Преимущества китайских автомобилей, по мнению водителей, — это их стоимость (62%), внешний вид и дизайн (55%), а также стоимость обслуживания и доступность запчастей (47%).
Среди других плюсов респонденты отмечали уровень комплектации и оснащения автомобилей (45%), обустройство салона (30%) и качество двигателя (26%). Больше трети опрошенных подчеркнули, что главное достоинство китайских машин в экономном расходе топлива.
Добавьте к этому высокий уровень клиентского сервиса, и вы получите отличный продукт для рынка, большинство участников которого — рациональные покупатели, а не приверженцы конкретных премиальных брендов. Это доказывает и последнее исследование «Автостата» — за последние четыре года удовлетворенность водителей китайскими авто выросла с 80 до 84,2 пункта из 100.
Китайские автомобили на российском рынке проходят тот же эволюционный путь, что и бренды Hyundai и Kia 10–15 лет назад — когда корейские автомобили были диковинкой для россиян, к ним относились примерно так же, как и к китайским. Но продвинутый технологический уровень, гуманная по отношению к покупателям ценовая политика, качественный маркетинг и хороший сервис с точки зрения его стоимости и доступности запчастей превратили Rio, Solaris, Creta и прочие в по-настоящему народные авто (разумеется, после «АвтоВАЗа»).
В этом смысле достаточно хорошим проектом с точки зрения демонстрации скорости реагирования на рыночные изменения стал возрожденный «Москвич» — отданный под эксклюзивную крупноузловую сборку китайский JAC. Уже сейчас он активно поставляется в качестве служебного автомобиля в МВД, ГИБДД, ППС, автопарки такси, в сервисы каршеринга и так далее. А все большая заметность на дорогах китайских брендов наглядно показывает кто придет на смену хитам недалекого прошлого вроде Renault Logan и Duster.
Китайские автобренды весьма успешно занимают российский рынок — как через официальные поставки, так и по схеме «параллельного импорта». Но важно понимать, что результат этот достигнут в условиях крайне низкой конкуренции. Почти все привычные зарубежные бренды в прошлом году решили покинуть отечественный рынок, а их производственные площадки в России были остановлены.
Сейчас достаточно сложно предсказать, по какому сценарию будет развиваться авторынок России в 2024 году. Оптимистичный прогноз предполагает рост годовых продаж до 1,5 млн новых легковых автомобилей, но обилие рисков и ожидание падения спроса не позволяют взять его за базовый. Стоит также учитывать, что объемы импорта ограничены, а со строительством новых заводов или запуском производства в России китайские компании пока не торопятся. Для официально представленных китайских брендов самыми важными будут задачи по развитию дилерской сети и стандартов обслуживания.